В последние годы в Узбекистане активно проводятся масштабные и последовательные реформы в сфере транспорта. Модернизация дорожной инфраструктуры, переход на экологически чистый общественный транспорт, увеличение количества автомобилей и доли электромобилей, активизация международных логистических маршрутов – все это говорит о том, что транспортная система страны выходит на новый этап развития.
По данным Национального комитета Республики Узбекистан по статистике, на начало 2025 года в Узбекистане количество легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, составило 4 млн 522,1 тыс. единиц. Это наглядно демонстрирует возросший спрос на автотранспортные средства в последние годы.
Состав автотранспортных средств выглядит следующим образом:
легковые автомобили – 4 млн 207,6 тыс. ед.;
грузовые автомобили – 293,3 тыс. ед.;
микроавтобусы – 7,7 тыс. ед.;
спецтехника – 7,4 тыс. ед.;
автобусы – 6,1 тыс. ед.

Увеличение за первые три месяца года количества автомобилей на 79,8 тыс. свидетельствует о подъеме автомобильной промышленности, расширении возможностей импорта и повышении уровня жизни населения. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на дорожную инфраструктуру, стоимость топлива и экологические факторы.
По состоянию на 1 апреля 2025 года в Узбекистане зарегистрировано 65,2 тыс. электромобилей. Этот показатель свидетельствует о том, что транспортные реформы, осуществляемые в нашей стране, основаны на принципах экологической устойчивости.
В разрезе регионов наибольшее количество электромобилей зарегистрировано в городе Ташкенте – 49 тыс. 736 единиц. Данный факт указывает на то, что инфраструктура столицы адаптируется к электромобилям. Далее следуют Ташкентская область – 4512 единиц, Самаркандская – 1739, Хорезмская – 1415, Ферганская область – 1376.
С ростом количества электромобилей увеличивается и потребность в зарядных станциях. Исходя из этого в стране разработаны специальные меры по развитию инфраструктуры для зарядки электромобилей.
В крупных городах, в частности в Ташкенте, увеличивается количество электробусов. Это положительно влияет на окружающую среду.
После отмены оплаты наличными в автобусах, с 1 по 10 января (по сравнению с 1–10 января 2024 года) суточный пассажиропоток увеличился на 43,5% – с 871 тысячи человек до 1,19 миллиона человек, а выручка выросла на 36% – с 8,5 млрд до 11,5 млрд сумов. Кроме того, за последние два года время ожидания на остановках сократилось вдвое – с 22 минут до 10–12 минут.

В настоящее время современные автобусные маршруты налажены не только в столице, но и в других городах и районах. Это свидетельствует об удобствах, созданных для пассажиров, а также результатах проводимых в отрасли реформ.
В частности, в соответствии с генеральным планом развития транспортной инфраструктуры города Алмалыка ООО «Оlmaliq Тrans Service» приобрело 26 современных автобусов марки Yutong. В городе планируется запустить 95 автобусов на 7 маршрутах, и этот процесс поэтапно реализуется.
20 автобусов AsiaStar, завезенных в Кашкадарьинскую область предприятием «Хумоюн», начали курсировать по маршруту «Автовокзал Шахрисабза – больница Китаба». Общая протяженность маршрута составляет 15,7 км, ежедневно эти автобусы способны обслуживать до 20 тысяч пассажиров.
В рамках Стратегии «Узбекистан-2030» сделан еще один важный шаг на пути подготовки высококвалифицированных специалистов для транспортной сферы.
Делегация Ташкентского государственного транспортного университета достигла соглашения с Тяньцзиньским университетом и Тяньцзиньским морским профессиональным колледжем, входящими в топ-300 китайского рейтинга QS, о налаживании совместной образовательной программы «3+1».
Согласно данной программе, студенты будут учиться 3 года в Ташкенте и 1 год в Тяньцзине. Самая активная молодежь получит возможность пройти обучение в магистратуре в Китае на основе гранта. В рамках сотрудничества планируется осуществлять академический обмен преподавательским составом и студентами, проводить научные исследования и организовывать совместные лаборатории. Данная программа станет важным этапом в выводе транспортного образования на международный уровень.

В результате реформ в автомобильной промышленности и на автомобильном рынке Узбекистана в начале 2025 года наблюдался стабильный положительный рост на первичном рынке легковых автомобилей. Об этом сообщается в аналитическом отчете Центра экономических исследований и реформ.
Согласно данным, в январе 2025 года продажи новых легковых автомобилей в Узбекистане достигли 78,6 тыс. единиц. Этот показатель на 9,5% выше, чем в декабре 2024 года. В разрезе регионов наибольший рост зафиксирован в Сурхандарьинской – 27%, Андижанской – 25% и Наманганской области – 24%.
Несмотря на рост продаж новых автомобилей на 18,5%, в этом сегменте зафиксировано снижение показателя на 15% по сравнению с концом прошлого года. Продажи автомобилей местного производства в январе составили 21,7 тыс. единиц. Это на 3,3 тыс. единиц больше, чем в предыдущем месяце.
Продажи новых и подержанных автомобилей, импортированных из-за рубежа, выросли на 21%, составив 4,9 тыс. единиц. Это на 42% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В начале года наблюдался значительный рост продаж электромобилей. В частности, рынок новых электромобилей вырос на 24%, достигнув 5,5 тыс. единиц. Продажи подержанных электромобилей увеличились в 3,1 раза. Это свидетельствует о растущем интересе населения к экологически чистым транспортным средствам.
Активизировался и вторичный рынок автомобилей. В январе объем продаж подержанных автомобилей составил 52 тыс. единиц. Это на 5,4% больше, чем месяцем ранее.
Реформы, проводимые в автомобильной промышленности Узбекистана, предоставляемые налоговые льготы и упрощение процедур импорта способствуют активизации автомобильного рынка. Растущий спрос, особенно в сегменте электромобилей, указывает на то, что данный сектор является одним из перспективных направлений.
Преобразования в транспортной сфере страны нацелены на улучшение комфортабельности поездок, а также на обеспечение экологической безопасности и интеграцию в международную транспортную систему.
Рост числа автомобилей и увеличение доли электромобилей свидетельствуют о том, что проводимые в нашей стране реформы отвечают потребностям населения.
Дилдора ДУСМАТОВА, УзА