В Кашкадарьинской области состоялся пресс-тур на завод Uzbekistan GTL.
Журналисты ознакомились с системой управления заводом, современным технологическим оборудованием и производственными процессами.
Цель подобных мероприятий — предоставление СМИ объективной информации о реформах и проектах, реализуемых в важных отраслях экономики.
Проект Uzbekistan GTL был реализован на основе постановления Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2016 года. Строительно-монтажную работу начали в 2017 году и, несмотря на пандемию, полностью завершили в декабре 2021 года. В том же году глава государства посетил завод и принял участие в его официальном открытии.
В 2022 году в Узбекистане впервые началось производство синтетических нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, нафты, авиакеросина и сжиженного газа, путем переработки природного газа. Это стало важным шагом на пути к энергетической независимости страны и экспорту конкурентоспособной продукции на внешние рынки.
[gallery-24359]
Наряду с удовлетворением потребностей внутреннего рынка завод расширяет свой экспортный потенциал. В зарубежные страны поставлено около 750 тысяч тонн продукции GTL, при этом сжиженный газ полностью направляется на внутренний рынок.
В 2022 году завод работал на 70 процентов проектной мощности. После планового капитального ремонта, проведенного с декабря 2024 года по февраль 2025 года, производственная мощность увеличилась до 95 процентов. В июне текущего года совместно с компанией Air Products успешно проведены испытания на полную мощность (Performance Test), подтвердившие стабильность работы завода GTL и его соответствие международным стандартам. В мире существует всего четыре крупных завода, использующих технологию GTL, и ни один из них пока не достиг 100-процентной мощности.
Годовой объем производства завода составляет 700 тысяч тонн синтетического дизельного топлива, 450 тысяч тонн нафты, 300 тысяч тонн авиакеросина и 50 тысяч тонн сжиженного газа.
С появлением на рынке продукции GTL цены значительно снизились. Так, стоимость синтетического дизельного топлива снизилась почти в два раза. Кроме того, ранее полностью импортируемый авиакеросин теперь производят в достаточном объеме в нашей стране.
Улмас Баротов, фото Жамшида Норкобилова, корр. УзА.