В условиях, когда США сокращают участие в регионе, Россия скована последствиями конфликта в Украине, а ЕС предлагает фрагментированные форматы, Китай действует стратегически и последовательно, занимая всё большее пространство. Можно отметить, отличие формата «ЦА – Китай» от других «С5+» в том, что он имеет институциональную и договорную основу, тогда как остальные – скорее дипломатические оболочки без механизма реализации.
Сегодня речь уже не только о торговле. На повестке дня – совместные промышленные проекты, «зелёная» энергетика, цифровизация, технологические трансферы и создание образовательных платформ.
Казахстан, например, предлагает объявить 2026 год – Годом образования и науки в формате ЦА – Китай, а Узбекистан выдвигает идею межрегионального совета по инвестициям и торговли.
Иными словами, Китай строит в регионе не только дороги и заводы, но и будущее – с расчётом на десятилетия вперёд. И нравится это другим глобальным игрокам или нет, но Центральная Азия сегодня становится ключевым полем большой игры и реальности этой не изменить. Июньские саммит и форум – два кирпича в стене будущего, где Восток и Запад всё чаще будут соединяться не по морю, а по земле – через Центральную Азию.
Турсунали Кузиев,
профессор кафедры ЮНЕСКО
Университета журналистики и массовых коммуникаций.