Центр анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджанской Республики совместно с Секретариатом Организации тюркских государств представили второй выпуск ежегодного аналитического издания – «Экономика тюркских государств – 2024». Публикация подготовлена в рамках деятельности тюркской сети официальных исследовательских центров экономической политики и направлена на укрепление транспортной и энергетической интеграции в регионе.

В презентации приняли участие более 35 ведущих экспертов и исследовательских центров из Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции и Венгрии. Страны-участницы представили национальные обзоры макроэкономического развития, инвестиционных тенденций и секторальных приоритетов. 

Документ содержит сравнительный анализ, дополненный статистикой по экономике, транспорту и энергетике.

Отдельный вклад в подготовку издания внес Центр экономических исследований и реформ Узбекистана. В рамках исследования эксперты подготовили аналитический раздел, посвященный экономической динамике и структуре роста страны, включая макроэкономические показатели, инвестиционные тенденции и институциональные реформы. 

Узбекистан как драйвер устойчивого развития ОТГ

Особое внимание в издании уделено Узбекистану, чей вклад в совокупный ВВП стран-членов ОТГ в 2024 году достиг 5,5%, увеличившись с 49,8 млрд долларов в 2010 году до 115 млрд долларов. Структура ВВП остается диверсифицированной, при этом сельское хозяйство сохраняет заметную роль, формируя около 18,3% экономики.

Аналитики подчеркивают наличие устойчивой траектории роста, связанной с ростом частного потребления, инвестиций, денежных переводов и активности в сфере строительства, розничной торговли и горнодобывающем секторе.

В 2024 году Узбекистан продемонстрировал снижение инфляции до 9,8%, поддерживал стабильный уровень занятости и усилил кредитование экономики. Дефицит бюджета составил 3,3% ВВП.

Прямые иностранные инвестиции в Узбекистан в 2024 году составили 11,9 млрд долларов, 2,3 млрд из которых пришлось на долю стран ОТГ.

Транспортная инфраструктура и логистика

Узбекистан обладает самой высокой долей национальных дорог в ОТГ (96%) и 98% дорог с асфальтовым покрытием. Однако плотность дорог остается невысокой (1,3 тыс. км на 1 млн человек), что ограничивает доступность транспортной инфраструктуры для сельских районов и повышает логистические затраты.

В период с 2018 по 2022 годы протяженность железнодорожной сети увеличилась на 2,9%. Однако плотность железнодорожной инфраструктуры остается на умеренном уровне.

В Индексе эффективности логистики (LPI-2023) Узбекистан занимает 88-е место. В Индексе воздушной связанности (IATA, 2022) страна занимает 78-е место, демонстрируя потребность в развитии авиационного сектора.

Энергетика и устойчивость

В 2023 году объем энергопотребления в Узбекистане составил 47,6 миллиона тонн нефтяного эквивалента. Страна остается энергетически независимой благодаря запасам природного газа (1,8 трлн куб. м). Доля ВИЭ в генерации составила 9%. 

Отмечается перспективное развитие регионального энергетического сотрудничества, включая сезонный обмен электроэнергией с Кыргызстаном, транзит через Узбекистан и совместные проекты по строительству ГЭС и солнечных электростанций.

Обсуждение и стратегическое значение

В докладе акцентируется внимание на значимости развития Срединного коридора и внедрения цифровых технологий в транспортные процессы. Также подчеркивается важность достижения соглашений в области таможенного сотрудничества.

ОТГ становится все более активной платформой для институционального сближения, согласования стратегий и формирования региональной инфраструктуры.

Публикация служит ориентиром для правительств, исследователей и международных партнеров, интересующихся устойчивым развитием тюркского региона и готовых инвестировать в долгосрочные проекты, направленные на укрепление экономической взаимосвязанности.

 

Ш. Маматуропова,

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Представлен второй выпуск аналитического издания «Экономика тюркских государств – 2024»

Центр анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджанской Республики совместно с Секретариатом Организации тюркских государств представили второй выпуск ежегодного аналитического издания – «Экономика тюркских государств – 2024». Публикация подготовлена в рамках деятельности тюркской сети официальных исследовательских центров экономической политики и направлена на укрепление транспортной и энергетической интеграции в регионе.

В презентации приняли участие более 35 ведущих экспертов и исследовательских центров из Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции и Венгрии. Страны-участницы представили национальные обзоры макроэкономического развития, инвестиционных тенденций и секторальных приоритетов. 

Документ содержит сравнительный анализ, дополненный статистикой по экономике, транспорту и энергетике.

Отдельный вклад в подготовку издания внес Центр экономических исследований и реформ Узбекистана. В рамках исследования эксперты подготовили аналитический раздел, посвященный экономической динамике и структуре роста страны, включая макроэкономические показатели, инвестиционные тенденции и институциональные реформы. 

Узбекистан как драйвер устойчивого развития ОТГ

Особое внимание в издании уделено Узбекистану, чей вклад в совокупный ВВП стран-членов ОТГ в 2024 году достиг 5,5%, увеличившись с 49,8 млрд долларов в 2010 году до 115 млрд долларов. Структура ВВП остается диверсифицированной, при этом сельское хозяйство сохраняет заметную роль, формируя около 18,3% экономики.

Аналитики подчеркивают наличие устойчивой траектории роста, связанной с ростом частного потребления, инвестиций, денежных переводов и активности в сфере строительства, розничной торговли и горнодобывающем секторе.

В 2024 году Узбекистан продемонстрировал снижение инфляции до 9,8%, поддерживал стабильный уровень занятости и усилил кредитование экономики. Дефицит бюджета составил 3,3% ВВП.

Прямые иностранные инвестиции в Узбекистан в 2024 году составили 11,9 млрд долларов, 2,3 млрд из которых пришлось на долю стран ОТГ.

Транспортная инфраструктура и логистика

Узбекистан обладает самой высокой долей национальных дорог в ОТГ (96%) и 98% дорог с асфальтовым покрытием. Однако плотность дорог остается невысокой (1,3 тыс. км на 1 млн человек), что ограничивает доступность транспортной инфраструктуры для сельских районов и повышает логистические затраты.

В период с 2018 по 2022 годы протяженность железнодорожной сети увеличилась на 2,9%. Однако плотность железнодорожной инфраструктуры остается на умеренном уровне.

В Индексе эффективности логистики (LPI-2023) Узбекистан занимает 88-е место. В Индексе воздушной связанности (IATA, 2022) страна занимает 78-е место, демонстрируя потребность в развитии авиационного сектора.

Энергетика и устойчивость

В 2023 году объем энергопотребления в Узбекистане составил 47,6 миллиона тонн нефтяного эквивалента. Страна остается энергетически независимой благодаря запасам природного газа (1,8 трлн куб. м). Доля ВИЭ в генерации составила 9%. 

Отмечается перспективное развитие регионального энергетического сотрудничества, включая сезонный обмен электроэнергией с Кыргызстаном, транзит через Узбекистан и совместные проекты по строительству ГЭС и солнечных электростанций.

Обсуждение и стратегическое значение

В докладе акцентируется внимание на значимости развития Срединного коридора и внедрения цифровых технологий в транспортные процессы. Также подчеркивается важность достижения соглашений в области таможенного сотрудничества.

ОТГ становится все более активной платформой для институционального сближения, согласования стратегий и формирования региональной инфраструктуры.

Публикация служит ориентиром для правительств, исследователей и международных партнеров, интересующихся устойчивым развитием тюркского региона и готовых инвестировать в долгосрочные проекты, направленные на укрепление экономической взаимосвязанности.

 

Ш. Маматуропова,

УзА