Второй саммит «Центральная Азия – Китай», состоявшийся 17 июня 2025 года в Астане, ознаменовал переход взаимодействия между странами региона и КНР на качественно новый уровень.

По словам главного научного сотрудника Института стратегических и межрегиональных исследований Дмитрия Тростянского, это подтверждается впечатляющими экономическими результатами сотрудничества. В частности, объём взаимной торговли между ЦА и КНР за последнее десятилетие вырос втрое, достигнув в 2024 году 95 млрд долларов, а количество совместных предприятий превысило 9 тысяч, охватив все ключевые отрасли - от сырьевого сектора до высоких технологий.

Как подчеркнул Президент Узбекистана, такое партнёрство становится стратегическим фактором развития всего региона. 

Прогнозируется, что уже в 2025 году товарооборот достигнет 100 млрд долларов, а число совместных предприятий приблизится к 10 тысячам.

Для поддержания этой положительной динамики требуются структурные решения. В этом контексте особое значение приобретают конкретные инициативы Ш.Мирзиёева, нацеленные на дальнейшее углубление региональной экономической кооперации.

Президент Узбекистана предложил ускоренное принятие Программы нового экономического партнёрства.  Эта инициатива нацелена на институционализацию торгово-экономических связей и формирование устойчивой архитектуры долгосрочного сотрудничества в регионе.

С целью наполнения программы конкретными механизмами и проектами, направленными на расширение взаимной торговли и стимулирование инвестиционных потоков, было предложено учредить Межрегиональный совет по торговле и инвестициям 

на уровне заместителей премьер-министров.Этот орган может стать эффективным инструментом для устранения торговых барьеров, формирования сбалансированного инвестиционного портфеля и согласования нормативных и инфраструктурных условий взаимодействия.

Другим ключевым направлением регионального развития Президент Узбекистана предложил разработку долгосрочной стратегии «Индустриальный и инфраструктурный пояс Центральная Азия – Китай», нацеленной на создание взаимосвязанной сети кластеров, технопарков и логистических хабов с участием китайских инвестиций и технологий.

При этом для расширения географии экспорта Глава Узбекистана озвучил инициативу о создании Регионального центра промышленной стандартизации и сертификации в Ташкенте. Предполагается, что данный шаг откроет странам региона более упрощенный доступ для экспорта промышленной продукции как на китайский, так и другие зарубежные рынки.

В продолжение системного подхода по укреплению сотрудничества с Китаем Президент Узбекистана представил комплекс мер, охватывающих ключевые сферы сотрудничества. 

В энергетической сфере предложено сопряжение энергосистем через строительство высоковольтной ЛЭП, а также создание специализированного Фонда развития для финансирования инфраструктурных проектов, что особенно актуально в условиях дефицита инвестиций, оцениваемого в сотни миллиардов долларов. 

Затрагивая вопросы сотрудничества в области искусственного интеллекта и цифровых технологий Глава нашего государства акцентировал внимание на необходимости созданияинтегрированной сети банков данных и процессинговых центров и строительствацифровой трассы оптоволоконной связи «Центральная Азия – Китай». 

Эти инициативы, опираясь на китайский технологический опыт, где цифровой сектор растет в 2,5 раза быстрее экономики в целом, призваны создать инфраструктурную основу для развития ИИ, онлайн-торговли и умной логистики в соответствии с Сианьской декларацией. В конечном итоге эти проекты позволят преодолеть технологическое отставание региона, обеспечив его интеграцию в глобальную цифровую экономику.

В целом, итоги саммита «Центральная Азия-Китай» и реализация выдвинутых на нем инициатив послужат дальнейшей активизации взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, достижению цели устойчивого развития, как в рамках отдельных стран, так и центральноазиатского региона в целом.

Дмитрий Тростянский,

Главный научный сотрудник ИСМИ 

при Президенте Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Президент Узбекистана призвал ускорить формирование нового экономического партнёрства с Китаем

Второй саммит «Центральная Азия – Китай», состоявшийся 17 июня 2025 года в Астане, ознаменовал переход взаимодействия между странами региона и КНР на качественно новый уровень.

По словам главного научного сотрудника Института стратегических и межрегиональных исследований Дмитрия Тростянского, это подтверждается впечатляющими экономическими результатами сотрудничества. В частности, объём взаимной торговли между ЦА и КНР за последнее десятилетие вырос втрое, достигнув в 2024 году 95 млрд долларов, а количество совместных предприятий превысило 9 тысяч, охватив все ключевые отрасли - от сырьевого сектора до высоких технологий.

Как подчеркнул Президент Узбекистана, такое партнёрство становится стратегическим фактором развития всего региона. 

Прогнозируется, что уже в 2025 году товарооборот достигнет 100 млрд долларов, а число совместных предприятий приблизится к 10 тысячам.

Для поддержания этой положительной динамики требуются структурные решения. В этом контексте особое значение приобретают конкретные инициативы Ш.Мирзиёева, нацеленные на дальнейшее углубление региональной экономической кооперации.

Президент Узбекистана предложил ускоренное принятие Программы нового экономического партнёрства.  Эта инициатива нацелена на институционализацию торгово-экономических связей и формирование устойчивой архитектуры долгосрочного сотрудничества в регионе.

С целью наполнения программы конкретными механизмами и проектами, направленными на расширение взаимной торговли и стимулирование инвестиционных потоков, было предложено учредить Межрегиональный совет по торговле и инвестициям 

на уровне заместителей премьер-министров.Этот орган может стать эффективным инструментом для устранения торговых барьеров, формирования сбалансированного инвестиционного портфеля и согласования нормативных и инфраструктурных условий взаимодействия.

Другим ключевым направлением регионального развития Президент Узбекистана предложил разработку долгосрочной стратегии «Индустриальный и инфраструктурный пояс Центральная Азия – Китай», нацеленной на создание взаимосвязанной сети кластеров, технопарков и логистических хабов с участием китайских инвестиций и технологий.

При этом для расширения географии экспорта Глава Узбекистана озвучил инициативу о создании Регионального центра промышленной стандартизации и сертификации в Ташкенте. Предполагается, что данный шаг откроет странам региона более упрощенный доступ для экспорта промышленной продукции как на китайский, так и другие зарубежные рынки.

В продолжение системного подхода по укреплению сотрудничества с Китаем Президент Узбекистана представил комплекс мер, охватывающих ключевые сферы сотрудничества. 

В энергетической сфере предложено сопряжение энергосистем через строительство высоковольтной ЛЭП, а также создание специализированного Фонда развития для финансирования инфраструктурных проектов, что особенно актуально в условиях дефицита инвестиций, оцениваемого в сотни миллиардов долларов. 

Затрагивая вопросы сотрудничества в области искусственного интеллекта и цифровых технологий Глава нашего государства акцентировал внимание на необходимости созданияинтегрированной сети банков данных и процессинговых центров и строительствацифровой трассы оптоволоконной связи «Центральная Азия – Китай». 

Эти инициативы, опираясь на китайский технологический опыт, где цифровой сектор растет в 2,5 раза быстрее экономики в целом, призваны создать инфраструктурную основу для развития ИИ, онлайн-торговли и умной логистики в соответствии с Сианьской декларацией. В конечном итоге эти проекты позволят преодолеть технологическое отставание региона, обеспечив его интеграцию в глобальную цифровую экономику.

В целом, итоги саммита «Центральная Азия-Китай» и реализация выдвинутых на нем инициатив послужат дальнейшей активизации взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, достижению цели устойчивого развития, как в рамках отдельных стран, так и центральноазиатского региона в целом.

Дмитрий Тростянский,

Главный научный сотрудник ИСМИ 

при Президенте Республики Узбекистан