В настоящее время Узбекистан активно интегрируется в мировое сообщество, расширяя свой туристический потенциал. Каждый регион республики обладает уникальными природными особенностями и культурными традициями. Для повышения международной узнаваемости, развития региональных брендов важную роль играют географические указания, являющиеся одним из видов объектов интеллектуальной собственности.
Географическое указание – это интеллектуальная собственность, которая отражает в себе специфический продукт определенной местности или региона, тесно связанный с природными, человеческими и историческими факторами данного региона. Регистрация таких продуктов осуществляется при содействии Министерства юстиции.
Географические указания широко распространены в международной практике, в частности, в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), подписанном в 1994 году государствами-членами Всемирной торговой организации. Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, принятый в 2015 году, является одним из специальных международных соглашений, регулирующих эти отношения.
Следует отметить, что в странах Евросоюза зарегистрировано более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров, в Российской Федерации – более 230. Кроме того, в Испании зарегистрировано 16 географических указаний только на мясо, а в Грузии – около 20 ГУ на вино.
В нашей стране Министерством юстиции было зарегистрировано 5 таких объектов интеллектуальной собственности, среди которых «Зааминское тандырное мясо», «Маргиланский адрас», «Маргиланский атлас», «Кокандские ножи» и «Гиждуванский шашлык».
На днях Министерство юстиции объявило, что «Андижанская тюбетейка», основанная на традициях ремесла, школе вышивки и культурных символах Андижанской области, «Сукок самса», изготавливаемая из травы мадор (шпинат), которая растет в горах Сукок, и «Тухум барак» - популярное блюдо Хорезмской области, имеющее уникальный вкус и особый способ приготовления теста, также были зарегистрированы государством в качестве географических указаний.
В соответствии с законодательством несколько юридических или физических лиц, осуществляющих свою деятельность на конкретной географической территории и использующих название данной территории для обозначения выпускаемой продукции, имеют право обратиться в Министерство юстиции Республики Узбекистан с заявлением о регистрации географического указания.
Министерство юстиции рассматривает заявление в установленном порядке. По результатам рассмотрения выдается свидетельство о праве использования географического указания. Срок действия данного свидетельства может быть продлен на десятилетний период по инициативе его владельца.
Увеличение числа производителей, стремящихся зарегистрировать географические указания, будет способствовать развитию региональных брендов. Производители получат значительные преимущества от реализации своей продукции с добавленной стоимостью, обозначенной географическим указанием. Это также будет стимулировать увеличение туристического потока в регионы, способствовать развитию гастрономического туризма и в целом повышать туристическую привлекательность регионов.
М. Турдалиева, А. Ахмедов, УзА