10 июня текущего года вступил в силу Закон «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания (Ташкент, 18 июля 2024 года)».
– В нынешней сложной геополитической ситуации эффективный общественный контроль в сфере борьбы с преступностью, осуществляемый правоохранительными органами совместно с соответствующими государственными и общественными организациями, приобретает важное значение, – отметил заместитель председателя Комитета Сената по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Одилжон Маматкаримов. – В связи с этим возникает необходимость в установлении систематического взаимодействия с иностранными государствами для выявления и своевременного предотвращения общественно опасных деяний, а также для эффективного применения следственных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности. Принятый нормативный правовой акт направлен именно на достижение указанных целей.
Стоит отметить, что в настоящее время 96 граждан Узбекистана отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях Кыргызстана.
В исправительных учреждениях Узбекистана отбывают наказание в виде лишения свободы 55 граждан Кыргызстана.
При этом отсутствие правовой базы в сфере передачи осужденных ограничивало возможность полноценного двустороннего сотрудничества.

Известно, что до настоящего времени нашей страной заключены международные договоры о передаче осужденных для продолжения отбывания наказания в государство их гражданства с Объединенными Арабскими Эмиратами, Грузией, Латвией, Азербайджаном, Турцией, Туркменистаном, Украиной, Ираном, Италией и Казахстаном.
Ратифицированный законом Договор был подписан 18 июля 2024 года в городе Ташкенте на уровне генеральных прокуроров от имени правительств Узбекистана и Кыргызстана.
Настоящий Договор состоит из преамбулы и 26 статей и составлен на узбекском, кыргызском и русском языках.
Договор предусматривает налаживание взаимного сотрудничества по более эффективному достижению цели исполнения наказания путем отбывания осужденными наказания в государстве, гражданами которого они являются, а также оказание содействия в возвращении правонарушителей к нормальной жизни в обществе.
Следует отметить, что договор между двумя государствами о передаче лиц, приговоренных к лишению свободы, для продолжения отбывания наказания является важным документом, основанным на принципах гуманизма.
Согласно Договору, Сторона исполнения приговора, не ухудшая положения осужденного, на основании решения своего уполномоченного органа обеспечивает продолжение отбывания наказания в полном объеме, при этом назначенное наказание отбывается на основании приговора суда Стороны и выносится решение о его исполнении.
В рамках Договора уточнены важные вопросы, такие как условия передачи осужденных и основания для отказа в передаче, защита персональных данных, а также предоставление информации об исполнении приговора.
В частности, в соответствии с Договором осужденные могут быть переданы в следующих случаях: если осужденный является гражданином Стороны исполнения приговора; если приговор суда о лишении свободы вступил в законную силу; при наличии письменного согласия осужденного, или, если осужденный в силу возраста, физического и (или) психического состояния не может свободно выразить свою волю, при наличии согласия его законного представителя или родственника; если лицо осуждено за деяние, которое в соответствии с национальным законодательством обеих Сторон является уголовно наказуемым и влечет лишение свободы; если срок лишения свободы, подлежащий отбыванию, на момент получения заявления или запроса о передаче осужденного составляет не менее шести месяцев; если в Стороне вынесения приговора в отношении осужденного не продолжаются следственные действия, судебное разбирательство или иные процессуальные действия; если Стороны согласны на передачу осужденного.
Основанием для начала процедуры передачи осужденного Стороне, гражданином которой он является, считается заявление этого лица, его близкого родственника или законного представителя, направленное в центральный орган любой из Сторон.
Наряду с этим, в документе указаны расходы, связанные с передачей осужденного, порядок разрешения споров, языки двустороннего общения, порядок внесения изменений в Договор, а также его вступление в силу, действие и прекращение.
В соответствии с данным Договором Генеральная прокуратура Республики Узбекистан является центральным органом по всем вопросам, связанным с запросами о передаче.
Ратификация Договора сформировала нормативно-правовую базу в сфере передачи осужденных между двумя государствами. Эффективность взаимного сотрудничества компетентных органов двух стран в этой области возрастет.
Социальная реабилитация осужденного ускорится благодаря отбыванию им назначенного наказания в родной стране.
Норгуль Абдураимова,
УзА