В современных условиях ребенок должен не только обладать определенным уровнем знаний, полученных в рамках школьного образования, но и развивать специализированные навыки, формировать независимое мышление и личностные качества, которые обеспечат ему возможность успешно интегрироваться в общество и реализовать свой потенциал в будущем.

В развитых странах эту задачу успешно решают с помощью системы внешкольного образования, предусматривающей учет интересов детей и развитие профессиональных навыков по специальностям, востребованным на рынке труда. 

Сегодня Индия привлекает внимание не только технологиями, но и реформами в системе образования. В этой стране в рамках программы технического и экономического сотрудничества налажена ранняя подготовка детей в техническом и профессиональном направлениях. Для детей организуются специализированные образовательные программы, включающие курсы по программированию, робототехнике, искусственному интеллекту и кибербезопасности. Клубы и лаборатории в школах Индии действуют с учетом интересов детей. Главное – занятия проводятся бесплатно, на основе государственных и международных грантов. Таким образом, в Индии у детей с малых лет формируется креативное и технологическое мышление.

В Японии детей с раннего возраста приобщают к общественной жизни, воспитывают в них принципы взаимоуважения и дисциплину. После занятий в школе дети по желанию принимают участие в местных экологических проектах, посещают спортивные клубы, театральные или технические кружки. На основе данной системы осуществляется оценка и развитие профессиональных навыков. Данная система помогает воспитывать детей ответственными и социально активными.

Южная Корея – страна современных технологий. Образовательная программа предусматривает изучение робототехники, искусственного интеллекта, программирования и мультимедиа как в рамках школьной, так и в рамках внешкольной образовательной деятельности. Для формирования в детях инновационного мышления государством организованы специализированные центры цифровых технологий. После занятий в школе дети посещают эти центры, что способствует раннему выявлению способностей, выбору будущей профессии.

Катар. В последние годы в этой стране образование определено в качестве стратегической сферы, активно развивается система внешкольного образования. В крупных образовательных и научных центрах для детей открыты современные клубы искусства, спорта, экологии, предпринимательства, технологий, в которых дети получают не только дополнительные знания, но и имеют возможность принимать участие в реальных проектах, изобретать и проводить научные исследования. Широко применяется практика менторства, то есть каждый ребенок получает консультацию специалиста по выбранному направлению, обогащает навыки и опыт. Деятельность клубов осуществляется бесплатно и полностью поддерживается государством.

В последние годы в нашей стране реализуется ряд важных инициатив по содержательной организации свободного времени детей, раннему выявлению дарований, способностей и правильному профессиональному ориентированию. Расширяется деятельность детских школ «Баркамол авлод», увеличивается число кружков по различным наукам, искусству, технике, спорту. В спортивных секциях в детях развивают физические способности, самодисциплину и умение работать в команде. Эти инициативы направлены на обеспечение всестороннего развития детей и оптимизацию системы воспитания и образования. 

Указом Президента Республики Узбекистан от 30 января 2025 года в рамках реализации Стратегии «Узбекистан-2030» намечен ряд задач по развитию внешкольного образования. Так, перед Республиканским научно-методическим центром развития образования поставлена задача по ежегодному направлению 20 педагогов-методистов внешкольных образовательных организаций для обучения и стажировки в развитые страны. В настоящее время центром изучены системы внешкольного образования таких стран, как Австралия, Канада, США, Индия, Южная Корея, Япония, Франция. С международными организациями обсуждаются вопросы разработки и реализации грантовых программ, направленных на повышение квалификации специалистов.

Для повышения профессиональной квалификации предусмотрено направить преподавателей-тренеров в сфере внешкольного образования, специализирующихся на таких видах спорта, как бег, плавание, велоспорт и триатлон, в Австралию, Канаду и США. Преподаватели школ «Баркамол авлод» будут направлены в Южную Корею. 

Повышение квалификации работающих в сфере внешкольного образования педагогов-тренеров – это важный этап на пути развития профессиональных навыков и улучшения качества всей системы образования.

Во-первых, зарубежный опыт обогатит мировоззрение преподавателей. Ознакомившись с передовыми инновационными проектами за рубежом, специалисты будут их внедрять в нашей стране.  

Во-вторых, тренеры непосредственно изучат современные педагогические технологии и методы обучения. Это позволит формировать в детях практические навыки, креативное мышление и социальную активность.

В-третьих, благодаря международному сотрудничеству и грантовым программам появится возможность создавать новые кружки, приобретать современное оборудование, обновлять учебные программы. Подключившись к международным сетям, тренеры будут обмениваться опытом с зарубежными коллегами.  

Это также повысит авторитет профессии преподавателя. Специалист, повысивший квалификацию за рубежом, станет лидером в своей сфере, будет делиться опытом с молодыми наставниками и способствовать модернизации системы.

Повышение квалификации за рубежом – это успех не только одного педагога, но и всей системы образования.  Таким образом, внешкольное образование в стране станет эффективной, современной и практичной системой, которая будет оказывать значительное влияние на жизнь детей. 

Темур Мусурмонкулов,

главный специалист Республиканского научно-методического центра развития образования

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Внешкольное образование: современные подходы и международный опыт

В современных условиях ребенок должен не только обладать определенным уровнем знаний, полученных в рамках школьного образования, но и развивать специализированные навыки, формировать независимое мышление и личностные качества, которые обеспечат ему возможность успешно интегрироваться в общество и реализовать свой потенциал в будущем.

В развитых странах эту задачу успешно решают с помощью системы внешкольного образования, предусматривающей учет интересов детей и развитие профессиональных навыков по специальностям, востребованным на рынке труда. 

Сегодня Индия привлекает внимание не только технологиями, но и реформами в системе образования. В этой стране в рамках программы технического и экономического сотрудничества налажена ранняя подготовка детей в техническом и профессиональном направлениях. Для детей организуются специализированные образовательные программы, включающие курсы по программированию, робототехнике, искусственному интеллекту и кибербезопасности. Клубы и лаборатории в школах Индии действуют с учетом интересов детей. Главное – занятия проводятся бесплатно, на основе государственных и международных грантов. Таким образом, в Индии у детей с малых лет формируется креативное и технологическое мышление.

В Японии детей с раннего возраста приобщают к общественной жизни, воспитывают в них принципы взаимоуважения и дисциплину. После занятий в школе дети по желанию принимают участие в местных экологических проектах, посещают спортивные клубы, театральные или технические кружки. На основе данной системы осуществляется оценка и развитие профессиональных навыков. Данная система помогает воспитывать детей ответственными и социально активными.

Южная Корея – страна современных технологий. Образовательная программа предусматривает изучение робототехники, искусственного интеллекта, программирования и мультимедиа как в рамках школьной, так и в рамках внешкольной образовательной деятельности. Для формирования в детях инновационного мышления государством организованы специализированные центры цифровых технологий. После занятий в школе дети посещают эти центры, что способствует раннему выявлению способностей, выбору будущей профессии.

Катар. В последние годы в этой стране образование определено в качестве стратегической сферы, активно развивается система внешкольного образования. В крупных образовательных и научных центрах для детей открыты современные клубы искусства, спорта, экологии, предпринимательства, технологий, в которых дети получают не только дополнительные знания, но и имеют возможность принимать участие в реальных проектах, изобретать и проводить научные исследования. Широко применяется практика менторства, то есть каждый ребенок получает консультацию специалиста по выбранному направлению, обогащает навыки и опыт. Деятельность клубов осуществляется бесплатно и полностью поддерживается государством.

В последние годы в нашей стране реализуется ряд важных инициатив по содержательной организации свободного времени детей, раннему выявлению дарований, способностей и правильному профессиональному ориентированию. Расширяется деятельность детских школ «Баркамол авлод», увеличивается число кружков по различным наукам, искусству, технике, спорту. В спортивных секциях в детях развивают физические способности, самодисциплину и умение работать в команде. Эти инициативы направлены на обеспечение всестороннего развития детей и оптимизацию системы воспитания и образования. 

Указом Президента Республики Узбекистан от 30 января 2025 года в рамках реализации Стратегии «Узбекистан-2030» намечен ряд задач по развитию внешкольного образования. Так, перед Республиканским научно-методическим центром развития образования поставлена задача по ежегодному направлению 20 педагогов-методистов внешкольных образовательных организаций для обучения и стажировки в развитые страны. В настоящее время центром изучены системы внешкольного образования таких стран, как Австралия, Канада, США, Индия, Южная Корея, Япония, Франция. С международными организациями обсуждаются вопросы разработки и реализации грантовых программ, направленных на повышение квалификации специалистов.

Для повышения профессиональной квалификации предусмотрено направить преподавателей-тренеров в сфере внешкольного образования, специализирующихся на таких видах спорта, как бег, плавание, велоспорт и триатлон, в Австралию, Канаду и США. Преподаватели школ «Баркамол авлод» будут направлены в Южную Корею. 

Повышение квалификации работающих в сфере внешкольного образования педагогов-тренеров – это важный этап на пути развития профессиональных навыков и улучшения качества всей системы образования.

Во-первых, зарубежный опыт обогатит мировоззрение преподавателей. Ознакомившись с передовыми инновационными проектами за рубежом, специалисты будут их внедрять в нашей стране.  

Во-вторых, тренеры непосредственно изучат современные педагогические технологии и методы обучения. Это позволит формировать в детях практические навыки, креативное мышление и социальную активность.

В-третьих, благодаря международному сотрудничеству и грантовым программам появится возможность создавать новые кружки, приобретать современное оборудование, обновлять учебные программы. Подключившись к международным сетям, тренеры будут обмениваться опытом с зарубежными коллегами.  

Это также повысит авторитет профессии преподавателя. Специалист, повысивший квалификацию за рубежом, станет лидером в своей сфере, будет делиться опытом с молодыми наставниками и способствовать модернизации системы.

Повышение квалификации за рубежом – это успех не только одного педагога, но и всей системы образования.  Таким образом, внешкольное образование в стране станет эффективной, современной и практичной системой, которая будет оказывать значительное влияние на жизнь детей. 

Темур Мусурмонкулов,

главный специалист Республиканского научно-методического центра развития образования