В нынешней непростой и стремительно меняющейся геополитической обстановке сотрудничество и взаимосвязанность между регионами служат важнейшим фактором достижения мира, устойчивого развития и всеобщего процветания.
В частности, тесное взаимодействие регионов с большим потенциалом, таких как Центральная и Южная Азия, окажет положительное влияние не только на их развитие, но и на региональную стабильность в более широком масштабе.
Первое заседание Термезского диалога на тему «Создание общего пространства мира, дружбы и процветания» можно назвать важным шагом на пути выведения сотрудничества между Центральной и Южной Азией на качественно новый уровень.
В рамках этого важного международного форума корреспондент УзА побеседовал со Специальным представителем Генерального секретаря ООН, главой Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (UNRCCA) Кахой ИМНАДЗЕ.
– Господин Имнадзе, в чем, по Вашему мнению, актуальность Термезского диалога, нацеленного на укрепление отношений между двумя регионами?
– Данный международный форум значим тем, что служит площадкой для выработки совместных решений по сотрудничеству Центральной и Южной Азии – регионов с большим социально-экономическим потенциалом – в условиях глобальной нестабильности, выражающейся в региональных проблемах, последствиях изменения климата, нестабильности финансовых рынков.
– По мнению многих экспертов, взаимосвязанность, сотрудничество и доверие между регионами становятся главным фактором обеспечения безопасности и стабильности стран в условиях глобального кризиса. В этом контексте насколько актуально укрепление партнерства Центральной и Южной Азии?
– В условиях глобального кризиса и растущей глобальной взаимосвязанности укрепление сотрудничества между Центральной и Южной Азией является ключевым фактором обеспечения стабильности и безопасности в регионе.
Совместные усилия способствуют выработке общих стратегических решений, позволяют странам обмениваться опытом в области развития инфраструктуры, энергетики и торговых отношений, создают площадку для культурного и политического диалога.
Кроме того, тесное сотрудничество способствует не только экономическому росту, но и укреплению доверия между странами.
– Как известно, сегодня Центральная Азия становится важной площадкой для интеграции и поиска взаимовыгодных решений региональных проблем в духе добрососедства. С этой точки зрения, в какой степени позитивные тенденции в нашем регионе способствуют развитию отношений со странами Южной Азии?
– Действительно, за последние годы Центральная Азия добилась значительных успехов в рамках регионального сотрудничества. Ярким тому примером являются ежегодные консультативные встречи глав государств, на которых обсуждается широкий спектр вопросов и вырабатываются общие позиции.
Такой скоординированный подход, несомненно, является позитивным фактором в развитии отношений с другими регионами, включая Южную Азию.
– В июле 2021 года по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева состоялась Международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». В 2022 году Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией. Этот документ создал концептуальную основу для тесного сотрудничества между двумя регионами. Скажите, пожалуйста, какими Вы видите перспективы расширения межрегиональных связей и роль Узбекистана в этом процессе?
– Следует отметить, что перспективы расширения межрегиональных связей на основе таких инициатив, как Международная конференция по сотрудничеству стран Центральной и Южной Азии, организованная в Ташкенте в 2021 году по инициативе Президента Республики Узбекистан, и специальная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, выглядят весьма многообещающе. С этой точки зрения, Региональный центр ООН по превентивной дипломатии всесторонне поддерживает инициативы Узбекистана.
Наш центр принял активное участие в данной конференции. Мы также готовы внести свой вклад в Термезский диалог и другие инициативы, которые будут способствовать укреплению доверия в регионе в будущем.
– Одним из основных стимулов развития взаимосвязанности регионов является экономическое сотрудничество. В свою очередь, Центральная и Южная Азия рассматриваются как стремительно развивающийся рынок.
В 2024 году совокупный ВВП стран Центральной Азии составил 519 млрд долларов, а Южной Азии – 4,9 трлн долларов. В то же время в обоих регионах имеется огромный неиспользованный потенциал. Как Вы оцениваете перспективы взаимного экономического сотрудничества в этом плане? Какие практические шаги, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы вывести этот процесс на качественно новый уровень?
– Экономическое сотрудничество между Центральной и Южной Азией имеет значительный потенциал, учитывая быстрый рост региональных рынков и наличие огромных незадействованных экономических ресурсов. Для вывода взаимного сотрудничества на качественно новый уровень необходимо осуществить следующие шаги:
• развитие и модернизация транспортно-логистической инфраструктуры, позволяющей увеличить товарооборот;
• гармонизация торговых и таможенных процедур для снижения транзакционных издержек;
• активное привлечение инвестиций в совместные инфраструктурные и энергетические проекты, поддержка инициатив в сфере цифровой экономики;
• создание специальных экономических зон и упрощение порядка налогообложения для повышения инвестиционной привлекательности региона.
– Расширение торгово-экономических связей напрямую зависит от развития транспортной и энергетической взаимосвязанности. Исходя из этого страны региона продвигают межрегиональные проекты, укрепляющие сотрудничество между двумя регионами, такие как CASA-1000, TAPI, Трансафганский коридор. Какие политические и экономические возможности, по Вашему мнению, создадут эти проекты для Центральной и Южной Азии?
– Такие проекты, как CASA-1000, TAPI и Трансафганский коридор, играют ключевую роль в процессе политической и экономической интеграции Центральной и Южной Азии, содействуют повышению энергетической безопасности за счет обмена излишками электроэнергии и снижения зависимости от традиционных источников энергии. Улучшение транспортной инфраструктуры сократит сроки доставки товаров, будет стимулировать торговлю, снизит затраты на логистику.
Кроме того, привлечение инвестиций в развитие инфраструктурных проектов приведет к экономическому развитию регионов и повышению конкурентоспособности на мировом рынке.
– Какова роль и потенциал Афганистана в развитии сотрудничества стран Центральной и Южной Азии?
– Афганистан занимает особое геополитическое положение на стыке Центральной и Южной Азии, и, несмотря на имеющиеся проблемы, может играть роль транзитного и стратегического коридора в развитии межрегиональных связей.
Если ситуация в стране стабилизируется, улучшится инфраструктура, откроются безопасные транспортные маршруты, Афганистан будет интегрирован в мировые торговые и энергетические процессы, что, в свою очередь, укрепит экономические и культурные связи между регионами.
– Город Термез, расположенный на перекрестке Центральной и Южной Азии, издревле был центром диалога между цивилизациями. На этой земле пересекаются торговые артерии Великого шелкового пути. Сегодня Термез переживает период модернизации и становится центром политической и дипломатической активности, возобновляя свою роль в качестве моста, соединяющего два региона. По Вашему мнению, может ли богатое историческое и культурное наследие Термеза стать движущей силой расширения связей между Центральной и Южной Азией?
– Термез, как исторический центр на Великом шелковом пути, имеет богатое наследие, которое может стать мощным катализатором межрегиональной интеграции. Культурное и историческое значение города способствует построению доверительного диалога между Центральной и Южной Азией.
Хотелось бы отметить, что в конце прошлого года я посетил мавзолей Хакима ат-Термези, комплекс «Файзатепа» и Термезский археологический музей, где лично ощутил историческую значимость региона.
Беседовал Уткир Алимов.
УзА