Сегодня в Ташкенте состоялась пресс-конференция, посвященная завершению работ по восстановлению трех мозаичных панно известного художника-монументалиста Николая Жарского. Эти произведения искусства, созданные в середине 1970-х годов и считавшиеся утраченными после фасадных работ в 2021 году, вновь стали доступны для обозрения благодаря совместной инициативе частного и государственного секторов.
Проект реализован в рамках программы по сохранению архитектурного и культурного наследия столицы. Основным инициатором выступила компания Payme при поддержке хокимията города Ташкента, Фонда развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан, а также Агентства по охране и использованию объектов культурного наследия.
Мозаики, расположенные на фасадах жилых домов в Шайхантахурском и Учтепинском районах города, представляют собой образцы модернизма – художественного направления, сыгравшего значительную роль в формировании архитектурного и визуального облика столицы второй половины XX века. В течение многих лет они были частью городской среды, пока не были закрашены в ходе ремонтных работ.
Очистка и восстановление панно проводились с участием специалистов в области реставрации с соблюдением всех необходимых технологий и рекомендаций, обеспечивающих сохранность мозаичной поверхности. Это позволило максимально точно восстановить оригинальный облик произведений и вернуть городу важную часть его исторической и культурной памяти.
[gallery-23461]
Программа по сохранению мозаичного наследия стартовала в 2023 году. Тогда более 200 фасадов зданий были очищены от рекламных баннеров, а 157 панно включены в реестр объектов нематериального культурного наследия. Это стало важным шагом на пути к системной охране уникальных элементов городского искусства.
– Однажды мы сказали нашим пользователям: что важно для вас – важно и для нас, – отметила директор по маркетингу компании Payme Нодира Шерматова. – Ведь город должен быть не только удобным, функциональным, но и красивым, эстетически выразительным, наполненным культурным смыслом. Несколько лет назад началось удаление рекламных баннеров, скрывавших мозаики, а сегодня восстанавливается утраченное. Такие инициативы находят отклик у людей – общество готово поддерживать то, что имеет подлинную ценность и делается искренне. Это дало нам четкое понимание: подобные проекты – не разовая акция, а вклад в общую культурную историю Ташкента, и мы уверены, что должны продолжать работу, потому что это важно для города, его жителей и будущих поколений.
Научный руководитель проекта «Tashkent Mosaics» Фотима Абдурахманова подчеркнула, что восстановление мозаик является не только возвращением визуальной идентичности, но и исторической памяти города.
– Каждая мозаика – свидетельство эпохи, отражение идей, людей и культурных кодов конкретного времени, – заявила она. – Это не просто декоративные элементы, а застывшая в камне история, которая рассказывают о развитии общества, художественном взгляде, стремлениях и ценностях. Утрата таких объектов – потеря части городской памяти. Благодаря поддержке неравнодушных к искусству партнеров и активному участию столичных государственных структур мы на деле доказываем, что сохранение культурного наследия возможно только в объединении усилий. Успешное взаимодействие государства, частного сектора и гражданского общества, общее понимание ценности наследия приводит к реальным результатам. Мы верим, что такие инициативы не только возвращают городу визуальную идентичность, но и формируют у новых поколений глубокое уважение к своей истории и культуре.
Мозаики можно увидеть по следующим адресам: массив Богкуча, дома 1 и 3, массив Чиланзар, 12-й квартал, дом 4-А.
Проект по сохранению и популяризации наследия столицы будет продолжен. Его цель – не только защита и восстановление произведений монументального искусства, но и формирование уважительного отношения к истории городской архитектуры среди широкой общественности, особенно молодежи.
Возрождение мозаик Николая Жарского – яркий пример того, как культура может стать мостом между прошлым и будущим, объединяя поколения в стремлении сохранить подлинную красоту, самобытность Ташкента.
Азиза Алимова, Ойбек Пардаев (фото), УзА