Сегодня в Ташкенте состоялась пресс-конференция, посвященная завершению работ по восстановлению трех мозаичных панно известного художника-монументалиста Николая Жарского. Эти произведения искусства, созданные в середине 1970-х годов и считавшиеся утраченными после фасадных работ в 2021 году, вновь стали доступны для обозрения благодаря совместной инициативе частного и государственного секторов.

Проект реализован в рамках программы по сохранению архитектурного и культурного наследия столицы. Основным инициатором выступила компания Payme при поддержке хокимията города Ташкента, Фонда развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан, а также Агентства по охране и использованию объектов культурного наследия.

Мозаики, расположенные на фасадах жилых домов в Шайхантахурском и Учтепинском районах города, представляют собой образцы модернизма – художественного направления, сыгравшего значительную роль в формировании архитектурного и визуального облика столицы второй половины XX века. В течение многих лет они были частью городской среды, пока не были закрашены в ходе ремонтных работ.

Очистка и восстановление панно проводились с участием специалистов в области реставрации с соблюдением всех необходимых технологий и рекомендаций, обеспечивающих сохранность мозаичной поверхности. Это позволило максимально точно восстановить оригинальный облик произведений и вернуть городу важную часть его исторической и культурной памяти.

[gallery-23461]

Программа по сохранению мозаичного наследия стартовала в 2023 году. Тогда более 200 фасадов зданий были очищены от рекламных баннеров, а 157 панно включены в реестр объектов нематериального культурного наследия. Это стало важным шагом на пути к системной охране уникальных элементов городского искусства.

– Однажды мы сказали нашим пользователям: что важно для вас – важно и для нас, – отметила директор по маркетингу компании Payme Нодира Шерматова. – Ведь город должен быть не только удобным, функциональным, но и красивым, эстетически выразительным, наполненным культурным смыслом. Несколько лет назад началось удаление рекламных баннеров, скрывавших мозаики, а сегодня восстанавливается утраченное. Такие инициативы находят отклик у людей – общество готово поддерживать то, что имеет подлинную ценность и делается искренне. Это дало нам четкое понимание: подобные проекты – не разовая акция, а вклад в общую культурную историю Ташкента, и мы уверены, что должны продолжать работу, потому что это важно для города, его жителей и будущих поколений.

Научный руководитель проекта «Tashkent Mosaics» Фотима Абдурахманова подчеркнула, что восстановление мозаик является не только возвращением визуальной идентичности, но и исторической памяти города.

– Каждая мозаика – свидетельство эпохи, отражение идей, людей и культурных кодов конкретного времени, – заявила она. – Это не просто декоративные элементы, а застывшая в камне история, которая рассказывают о развитии общества, художественном взгляде, стремлениях и ценностях. Утрата таких объектов – потеря части городской памяти. Благодаря поддержке неравнодушных к искусству партнеров и активному участию столичных государственных структур мы на деле доказываем, что сохранение культурного наследия возможно только в объединении усилий. Успешное взаимодействие государства, частного сектора и гражданского общества, общее понимание ценности наследия приводит к реальным результатам. Мы верим, что такие инициативы не только возвращают городу визуальную идентичность, но и формируют у новых поколений глубокое уважение к своей истории и культуре.

Мозаики можно увидеть по следующим адресам: массив Богкуча, дома 1 и 3, массив Чиланзар, 12-й квартал, дом 4-А.

Проект по сохранению и популяризации наследия столицы будет продолжен. Его цель – не только защита и восстановление произведений монументального искусства, но и формирование уважительного отношения к истории городской архитектуры среди широкой общественности, особенно молодежи.

Возрождение мозаик Николая Жарского – яркий пример того, как культура может стать мостом между прошлым и будущим, объединяя поколения в стремлении сохранить подлинную красоту, самобытность Ташкента.

Азиза Алимова, Ойбек Пардаев (фото), УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Ташкент возвращает себе культурную память

Сегодня в Ташкенте состоялась пресс-конференция, посвященная завершению работ по восстановлению трех мозаичных панно известного художника-монументалиста Николая Жарского. Эти произведения искусства, созданные в середине 1970-х годов и считавшиеся утраченными после фасадных работ в 2021 году, вновь стали доступны для обозрения благодаря совместной инициативе частного и государственного секторов.

Проект реализован в рамках программы по сохранению архитектурного и культурного наследия столицы. Основным инициатором выступила компания Payme при поддержке хокимията города Ташкента, Фонда развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан, а также Агентства по охране и использованию объектов культурного наследия.

Мозаики, расположенные на фасадах жилых домов в Шайхантахурском и Учтепинском районах города, представляют собой образцы модернизма – художественного направления, сыгравшего значительную роль в формировании архитектурного и визуального облика столицы второй половины XX века. В течение многих лет они были частью городской среды, пока не были закрашены в ходе ремонтных работ.

Очистка и восстановление панно проводились с участием специалистов в области реставрации с соблюдением всех необходимых технологий и рекомендаций, обеспечивающих сохранность мозаичной поверхности. Это позволило максимально точно восстановить оригинальный облик произведений и вернуть городу важную часть его исторической и культурной памяти.

[gallery-23461]

Программа по сохранению мозаичного наследия стартовала в 2023 году. Тогда более 200 фасадов зданий были очищены от рекламных баннеров, а 157 панно включены в реестр объектов нематериального культурного наследия. Это стало важным шагом на пути к системной охране уникальных элементов городского искусства.

– Однажды мы сказали нашим пользователям: что важно для вас – важно и для нас, – отметила директор по маркетингу компании Payme Нодира Шерматова. – Ведь город должен быть не только удобным, функциональным, но и красивым, эстетически выразительным, наполненным культурным смыслом. Несколько лет назад началось удаление рекламных баннеров, скрывавших мозаики, а сегодня восстанавливается утраченное. Такие инициативы находят отклик у людей – общество готово поддерживать то, что имеет подлинную ценность и делается искренне. Это дало нам четкое понимание: подобные проекты – не разовая акция, а вклад в общую культурную историю Ташкента, и мы уверены, что должны продолжать работу, потому что это важно для города, его жителей и будущих поколений.

Научный руководитель проекта «Tashkent Mosaics» Фотима Абдурахманова подчеркнула, что восстановление мозаик является не только возвращением визуальной идентичности, но и исторической памяти города.

– Каждая мозаика – свидетельство эпохи, отражение идей, людей и культурных кодов конкретного времени, – заявила она. – Это не просто декоративные элементы, а застывшая в камне история, которая рассказывают о развитии общества, художественном взгляде, стремлениях и ценностях. Утрата таких объектов – потеря части городской памяти. Благодаря поддержке неравнодушных к искусству партнеров и активному участию столичных государственных структур мы на деле доказываем, что сохранение культурного наследия возможно только в объединении усилий. Успешное взаимодействие государства, частного сектора и гражданского общества, общее понимание ценности наследия приводит к реальным результатам. Мы верим, что такие инициативы не только возвращают городу визуальную идентичность, но и формируют у новых поколений глубокое уважение к своей истории и культуре.

Мозаики можно увидеть по следующим адресам: массив Богкуча, дома 1 и 3, массив Чиланзар, 12-й квартал, дом 4-А.

Проект по сохранению и популяризации наследия столицы будет продолжен. Его цель – не только защита и восстановление произведений монументального искусства, но и формирование уважительного отношения к истории городской архитектуры среди широкой общественности, особенно молодежи.

Возрождение мозаик Николая Жарского – яркий пример того, как культура может стать мостом между прошлым и будущим, объединяя поколения в стремлении сохранить подлинную красоту, самобытность Ташкента.

Азиза Алимова, Ойбек Пардаев (фото), УзА