В Ташкенте состоялась встреча Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с вице-президентом Турецкой Республики Джевдетом Йылмазом.

Это событие стало логичным продолжением интенсивного политического диалога последних лет и одновременно обозначило переход к новому этапу углубления узбекско-турецкого стратегического партнёрства — уже не декларативного, а наполненного конкретными проектами, инициативами и взаимной политической волей.

Символично, что встреча прошла в год 33-летия й установления дипломатических отношений между двумя странами. Турция стала первым государством, признавшим независимость Узбекистана, первой открыла посольство в Ташкенте. Однако, несмотря на столь раннюю стартовую точку, на протяжении почти двух десятилетий узбекско-турецкие отношения развивались неравномерно — от эпизодов сближения до сдержанного дистанцирования.

Качественный сдвиг произошёл после 2016 года, когда Президентом стал Шавкат Мирзиёев, чья внешнеполитическая стратегия сделала ставку на открытость, прагматизм и расширение круга внешнеэкономических партнёров. Турция, в свою очередь, в этот период активно переориентировалась на Центральную Азию как на зону не только культурного, но и геополитического влияния, — в условиях изменяющегося миропорядка и снижения предсказуемости со стороны традиционных западных партнёров.

Не случайно визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Самарканд в 2016 году стал поворотным моментом, за которым последовал первый за 21 год визит узбекского президента в Анкару в 2017 году. Между двумя лидерами выстроились доверительные отношения, которые и теперь являются политическим фундаментом всех последующих соглашений. Совместная декларация 2024 года об углублении стратегического партнёрства — не просто символический жест, а отражение того, что страны синхронизируют своё видение регионального порядка и будущего двусторонних отношений.

Особое внимание в ходе нынешней встречи Президента Узбекистана с вице-президентом Джевдетом Йылмазом было уделено торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству. Рост товарооборота с 1,2 млрд долларов в 2016 году до 3,3 млрд в 2024 году свидетельствует о системной трансформации взаимодействия. На повестке дня — достижение 5 млрд долларов в краткосрочной перспективе и 10 млрд — в среднесрочной.

Стороны акцентировали важность расширения преференциальной торговли, диверсификации товарной номенклатуры и продвижения кооперационных проектов в таких ключевых сферах, как инновации и энергетика, фармацевтика и лёгкая промышленность, текстиль и туризм, образование, культура и цифровая трансформация.

Не менее значимым стал анализ итогов заседания Межправительственной комиссии и бизнес-диалога, прошедших в тот же день, что подчеркнуло практический, а не формальный характер визита турецкой делегации.

Подготовка очередного заседания Совета стратегического сотрудничества высшего уровня стала важным пунктом повестки. Эта структура служит не только механизмом координации, но и политическим инструментом легитимации особого статуса партнёрства.

Важно подчеркнуть: сотрудничество Узбекистана и Турции не направлено против третьих стран. Однако оно транслирует важный геополитический сигнал: Ташкент усиливает свою внешнеполитическую субъектность, а Анкара закрепляется как устойчивый партнёр в Центральной Азии, предлагая альтернативу и дополнение традиционным векторам (Россия, Китай, ЕС).

Встреча не была формальностью, а была платформой для сверки стратегических ориентиров и демонстрации взаимного уважения и готовности к дальнейшему углублению взаимодействия. На фоне глобальной нестабильности и перераспределения влияний, узбекско-турецкое партнёрство становится примером рациональной и суверенной внешней политики, в основе которой — не идеология и исторические нарративы, а устойчивые интересы и синергия потенциалов.

И. Журабоев, 

преподаватель кафедры 

«Международные отношения» ТГУВ. 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Тридцать три года партнёрства: как Ташкент и Анкара синхронизируют интересы

В Ташкенте состоялась встреча Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с вице-президентом Турецкой Республики Джевдетом Йылмазом.

Это событие стало логичным продолжением интенсивного политического диалога последних лет и одновременно обозначило переход к новому этапу углубления узбекско-турецкого стратегического партнёрства — уже не декларативного, а наполненного конкретными проектами, инициативами и взаимной политической волей.

Символично, что встреча прошла в год 33-летия й установления дипломатических отношений между двумя странами. Турция стала первым государством, признавшим независимость Узбекистана, первой открыла посольство в Ташкенте. Однако, несмотря на столь раннюю стартовую точку, на протяжении почти двух десятилетий узбекско-турецкие отношения развивались неравномерно — от эпизодов сближения до сдержанного дистанцирования.

Качественный сдвиг произошёл после 2016 года, когда Президентом стал Шавкат Мирзиёев, чья внешнеполитическая стратегия сделала ставку на открытость, прагматизм и расширение круга внешнеэкономических партнёров. Турция, в свою очередь, в этот период активно переориентировалась на Центральную Азию как на зону не только культурного, но и геополитического влияния, — в условиях изменяющегося миропорядка и снижения предсказуемости со стороны традиционных западных партнёров.

Не случайно визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Самарканд в 2016 году стал поворотным моментом, за которым последовал первый за 21 год визит узбекского президента в Анкару в 2017 году. Между двумя лидерами выстроились доверительные отношения, которые и теперь являются политическим фундаментом всех последующих соглашений. Совместная декларация 2024 года об углублении стратегического партнёрства — не просто символический жест, а отражение того, что страны синхронизируют своё видение регионального порядка и будущего двусторонних отношений.

Особое внимание в ходе нынешней встречи Президента Узбекистана с вице-президентом Джевдетом Йылмазом было уделено торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству. Рост товарооборота с 1,2 млрд долларов в 2016 году до 3,3 млрд в 2024 году свидетельствует о системной трансформации взаимодействия. На повестке дня — достижение 5 млрд долларов в краткосрочной перспективе и 10 млрд — в среднесрочной.

Стороны акцентировали важность расширения преференциальной торговли, диверсификации товарной номенклатуры и продвижения кооперационных проектов в таких ключевых сферах, как инновации и энергетика, фармацевтика и лёгкая промышленность, текстиль и туризм, образование, культура и цифровая трансформация.

Не менее значимым стал анализ итогов заседания Межправительственной комиссии и бизнес-диалога, прошедших в тот же день, что подчеркнуло практический, а не формальный характер визита турецкой делегации.

Подготовка очередного заседания Совета стратегического сотрудничества высшего уровня стала важным пунктом повестки. Эта структура служит не только механизмом координации, но и политическим инструментом легитимации особого статуса партнёрства.

Важно подчеркнуть: сотрудничество Узбекистана и Турции не направлено против третьих стран. Однако оно транслирует важный геополитический сигнал: Ташкент усиливает свою внешнеполитическую субъектность, а Анкара закрепляется как устойчивый партнёр в Центральной Азии, предлагая альтернативу и дополнение традиционным векторам (Россия, Китай, ЕС).

Встреча не была формальностью, а была платформой для сверки стратегических ориентиров и демонстрации взаимного уважения и готовности к дальнейшему углублению взаимодействия. На фоне глобальной нестабильности и перераспределения влияний, узбекско-турецкое партнёрство становится примером рациональной и суверенной внешней политики, в основе которой — не идеология и исторические нарративы, а устойчивые интересы и синергия потенциалов.

И. Журабоев, 

преподаватель кафедры 

«Международные отношения» ТГУВ.