Система образования Узбекистана в последние годы переживает коренные изменения.
В семь раз увеличилось финансирование дошкольного и школьного образования. В школах создано миллион, а в детских садах – 1,5 миллиона мест. В результате уровень охвата увеличился в три раза и достиг 78 процентов в детских садах. Это, несомненно, большой шаг в инфраструктурных реформах. Однако без человеческого капитала – без профессионализма педагогов не будет результата.
На видеоселекторном совещании под председательством Президента Шавката Мирзиёева определены приоритетные задачи по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Действительно, в последнее время на образование выделены достаточные средства, созданы возможности, но почему результат не такой, как ожидалось? Ответ очевиден: учебные программы обновлены, а квалификация и методика не изменились.

Инициатива Президента по подходам, реализуемым в Институте повышения квалификации имени Авлони и его 13 региональных центрах, направлена на коренное решение этих проблем.
В чем же выражаются изменения? Раньше центры повышения квалификации были курсами, которые длились одну-две недели и зачастую проводились формально. Теперь в Институте Авлони взят за основу принцип, согласно которому изменения в учителе должны напрямую отражаться в ученике. Знания распространяются не по принципу "один раз и для всех", а поэтапно, через подготовку тренеров – ведущих учителей – всего коллектива. Например, 60 профессоров-преподавателей из центра повышения квалификации в Джизаке пройдут переподготовку на основе методик таких ведущих стран, как Сингапур, США и Германия. По каждому из 17 школьных предметов будут созданы отдельные опорные школы. Один учитель из каждой опорной школы пройдет в центре повышения квалификации углубленную подготовку по своему направлению на основе международных программ, получит статус тренера. Эти тренеры будут обучать 25 ведущих учителей на закрепленной за ними территории, а ведущие учителя, в свою очередь, будут повышать квалификацию остальных учителей в своей школе.
В каждой опорной школе создадут специальную лабораторию – "кабинет профессионального мастерства" и обеспечат современным оборудованием, методическими материалами и интерактивными учебными средствами. Хокимы районов назначены ответственными за полное оснащение этих кабинетов, а хокимы областей - за полную реконструкцию центров квалификации не только с точки зрения покраски стен, но и с точки зрения методики, среды, знаний и опыта.
Еще одно важное направление – вопрос занятости молодежи. Если каждый из нас задастся вопросом, чем занята молодежь, то во многих случаях в воображении возникнет образ молодых людей с телефоном в руках, наушниками в ушах и глазами, устремленными на экран. К сожалению, такая ситуация наблюдается и в городе, и в селе. Для многих молодых людей нет эффективной среды для проведения времени, встреч с друзьями и развития интересов.
Президент страны предложил решение и этой проблемы. Действительно, в нашей стране есть достаточная инфраструктура для содержательного проведения досуга молодежи. Только она используется не в полной мере. Насчитывается около 900 театров, центров культуры и концертных залов, почти 1500 спортивных площадок, 200 зон отдыха и более 2000 туристических объектов. Но двери театров часто закрыты, в центрах культуры – тишина, а многие спортивные площадки работают время от времени. Ответственным лицам даны четкие поручения. Каждый день в местных амфитеатрах и парках будут проводить концерты и музыкальные вечера, а в парках культуры и отдыха - художественные выставки и интеллектуальные игры. Эти мероприятия будут проходить не только в столице, но и в каждом районе, в каждой махалле.
В парке "Новый Узбекистан" каждый день будут проходить концерты под открытым небом. Этот опыт применят и в других регионах. Такая среда обогатит и дух, и мировоззрение молодежи. Вместо безделья, скучной жизни и непрерывного "серфинга" в интернете будет использоваться интересная и полезная среда в реальной жизни.
Определены конкретные цели, планы, средства и ответственные лица по дальнейшему развитию системы образования, повышению квалификации педагогов и обеспечению занятости молодежи.
Наша следующая задача как представителей народа совместно с депутатами местных Кенгашей на местах – обеспечить результативность посредством контроля за исполнением этих целей и задач.
Мавлуда АДХАМЖОНОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.
УзА