В последние годы Узбекистан последовательно реализует масштабную экологическую повестку, позиционируя себя лидером в решении ключевых зеленых вызовов Центральной Азии. В основе этого курса – инициативы Президента Шавката Мирзиёева, направленные на восстановление экосистемы Приаралья, переход к зеленой энергетике, укрепление «водной дипломатии», активное участие в международных климатических форумах, и программы экологического просвещения для молодежи.
Одна из главных экологических задач страны – восстановление опустыненных территорий Приаралья. Кризис Аральского моря, спровоцированный неустойчивым орошением, оказал катастрофическое влияние на регион, и его преодоление стало приоритетом. По инициативе Узбекистана в 2018 году был создан Многопартнерский трастовый фонд для региона Приаралья. Этот фонд объединяет усилия государств и международных партнеров для координации проектов по снижению последствий экологической и гуманитарной катастрофы. За короткий срок фонд мобилизовал более 26,1 миллиона долларов (в 2019–2020 гг.), поступивших от правительств Узбекистана, Норвегии, Финляндии, РК, Японии, ОАЭ и Евросоюза. Под эгидой фонда реализуются проекты по улучшению здравоохранения, расширению доступа к питьевой воде, развитию сельского хозяйства и лесовосстановлению.
На национальном уровне создан Международный инновационный центр «Приаралье» (2018 г.), задача которого – применять новые зеленые технологии на осушенном дне моря. Центр проводит экспериментальные посадки устойчивых к засолению растений (сауль, тамариск, алча и др.) и привлекает инвестиции. Одна из его инициатив – платформа краудфандинга «Мой сад в Аральском море», позволяющая собрать средства на посадку деревьев на бывшем дне моря (один доллар за саженец). Цель – посадить 100 тысяч деревьев к концу года. Одновременно расширяется масштаб госпрограммы «Зеленая зона», в рамках которой планируется высадить 1 миллиард деревьев. Уже выполнена рекультивация более 2 миллионов гектаров солончаковых земель Приаралья, и насыщенность воздуха вредными веществами в регионе заметно снизилась.

В мае 2021 г. по инициативе Президента Шавката Мирзиёева Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, объявляющую регион Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. Этот документ, подготовленный более чем 60 государствами, призывает развивать в Приаралье экологически безопасные технологии и поддерживать региональные программы по восстановлению и инновациям. Поддержку программе восстановления оказывали ООН, Евросоюз и международные финансовые организации (ЕИБ, Всемирный банк, Азиатский банк и др.).
Реальные улучшения наблюдаются уже сегодня: чистота воздуха в Каракалпакстане улучшается, взамен солончакам появляются саушовые и тамарисковые леса, растет биоразнообразие. В декабре 2023 г. ООН приняла новую резолюцию «Центральная Азия перед лицом экологических вызовов», закрепив идею региональной солидарности в решении проблемы Арала и других вызовов. Вывод: сочетание государственных программ, инновационных проектов и международного сотрудничества позволяет Узбекистану успешно справляться с последствиями «аральской катастрофы» и превращать Приаралье из зоны бедствия в зону устойчивого развития.
Развитие возобновляемой энергетики и международное партнерство
Узбекистан проводит активную политику зеленой энергетики. Страна поставила амбициозную цель: к 2030 году довести долю «чистой» электроэнергии до 40–54-процентного баланса, что требует создания порядка 25 гигаватт новых мощностей возобновляемых источников. Под руководством Президента уже достигнуты значительные результаты: доля альтернативной генерации удвоилась, а к 2023 году в энергосектор привлечено почти 20 миллиардов долларов иностранных инвестиций и введено 9,6 гигаватта современных энергообъектов. Из них 14 солнечных и ветряных электростанций суммарной мощностью 3,5 гигаватта и две системы накопления энергии по 300 мегаватт построены при участии международных партнеров.
Ключевым иностранным инвестором является Future Energy Company PJSC (Masdar) из ОАЭ. В ноябре 2024 г. на конференции COP29 в Баку Узбекистан и Masdar подписали соглашение о строительстве ветроэлектростанции «Мингбулак» мощностью 1 гигаватт в Навоийской области. Этот проект позволит производить около 3,5 миллиарда киловатт-часов «чистой» энергии в год и ежегодно экономить 1 миллиард кубических метров природного газа. Участок на 1 гигаватт стал первой фазой более крупной стратегии: Masdar ранее заключила соглашения о трех ветропроектах («Мингбулак», «Акпетки» в Каракалпакстане и «Бузобае» в Навои), общая мощность которых достигнет 2 гигаватт. Кроме того, Masdar выиграла тендер на строительство солнечной станции мощностью 250 мегаватт с накопителями (63 мегаватта) в Бухарской области. Этот проект, финансируемый Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией (IFC), Азиатским банком развития (АБР), Японским агентством JICA и другими донорами, ежегодно уменьшит выбросы CO₂ на 327 тысяч тонн.

Не менее важен национальный проект «Зеленый водород». 27 ноября 2023 г. Президент Шавкат Мирзиёев совместно с саудовской компанией ACWA Power открыл в Ташкентской области пилотный завод по производству зеленого водорода (3 000 т/год) и связанный с ним малый ветряк (52 МВт). В сочетании с недавно введенной в эксплуатацию газопаротурбинной ТЭЦ мощностью 1500 мегаватт проект позволяет использовать избыточный возобновляемый ресурс для экологичных удобрений и справляться с дефицитом электроэнергии. Всего с участием ACWA Power в Узбекистане реализуются проекты на 7,5 миллиарда долларов, которые к 2030 году обеспечат 25 гигаватт новых ВИЭ. По оценке, это приведет к ежегодной экономии более 4,5 миллиарда кубометров газа и сокращению выбросов в атмосферу на 3 миллиона тонн вредных веществ.
В целом международное сотрудничество позволило республике заложить мощную основу зеленой энергетики. Правительство и банки реализуют программы кредитования и гранты по обновлению энергосетей и развитию возобновляемых источников. В частности, Всемирный банк и IFC помогают построить 2000 мегаватт солнечных и 500 мегаватт ветровых электростанций (привлекая частный капитал). По словам руководства Всемирного банка, эти инициативы повышают энергетическую безопасность и содействуют экономическому росту страны. Таким образом, комплексная стратегия – от госзаказа ВИЭ до партнерства с иностранными инвесторами и финансовыми институтами – дала конкретные результаты и международное признание.
Водная дипломатия и трансграничное сотрудничество

В условиях усиливающегося климатического стресса вода становится стратегически важным ресурсом, и Узбекистан выступает инициатором «водной дипломатии» в регионе. Государства Центральной Азии совместно работают над координацией распределения вод Амударьи и Сырдарьи. Узбекистан выступает за открытый диалог, предупреждая конфликты и поддерживая механизм совместного использования водных ресурсов. Например, в апреле 2024 г. в Ташкенте был проведен международный научно-практический форум «Водная дипломатия в Центральной Азии: доверие, диалог и многостороннее сотрудничество в интересах устойчивого развития». На этом мероприятии, организованном Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан и международными партнерами, обсуждались проблемы устойчивого и равноправного управления трансграничными водами в условиях изменения климата.
Узбекистан также поощряет участие Афганистана в переговорах формата С5+1 («Страны Центральной Азии – Афганистан»), в том числе касательно водных вопросов, и углубляет сотрудничество со всеми соседями. Как отметила эксперт Международного института управления водными ресурсами, «Узбекистан играет ключевую роль и обладает большим потенциалом для продвижения диалога по водной дипломатии между странами региона и Афганистаном». В рамках новых соглашений Узбекистана и ЦА соседи открывают трансграничные гидропосты (например, на Большом и Северном Ферганских каналах) для повышения орошающего потенциала.
По оценке узбекских специалистов, исторические договоренности были достигнуты прежде всего благодаря инициативности и политической воле Узбекистана и направлены на удовлетворение водных потребностей наших граждан, экономики и будущих поколений. При этом Ташкент выступает за рациональное и комплексное использование трансграничных водных и энергетических ресурсов, придавая большое значение экологической устойчивости Центральной Азии. Это выражается в создании рабочих групп, региональных советов по воде и участии в форумах ООН и ШОС, где обсуждаются вопросы рационального водопользования и инноваций в орошении. Комплексный подход скоординирован с национальными программами по защите водных ресурсов и адаптации к изменению климата.
Инициативы в ООН и на климатических форумах
Узбекистан активно выдвигает свои инициативы на международных площадках. Так, на сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев призвал объединить усилия по спасению Приаралья, что в итоге вылилось в резолюции ООН с «аральским» содержанием. Помимо резолюции 2021 г. об инновационной зоне в Приаралье, в декабре 2023 г. Генассамблея приняла инициированную Узбекистаном резолюцию «Центральная Азия перед лицом экологических вызовов: укрепление региональной солидарности во имя устойчивого развития и процветания»», призывающую страны региона к совместной борьбе с экологическими угрозами. Кроме того, республика разработала национальные программы, включающие обязательства по сокращению выбросов (–35 процента к 2030 г.) и ежегодное наблюдение за климатическими рисками. Эти обязательства отражены в обновленном на национальном уровне вкладе в рамках Парижского соглашения и Стратегии «Узбекистан-2030».
Участие во Всемирных климатических саммитах (COP28 в Дубае, COP29 в Баку) стало еще одной возможностью продвинуть предложения страны. На COP28 (2023 г.) Президент Шавкат Мирзиёев выступил с рядом инициатив: глобальная рамка адаптации к изменению климата, создание глобального Фонда для возмещения потерь и ущерба и другие меры. На COP29 (2024 г.) глава Узбекистана предложил учредить Международный центр по оценке климатических потерь и ущерба, региональный хаб по внедрению водосберегающих технологий и банк генетических ресурсов растений. Все эти предложения активно обсуждаются в международном сообществе. При этом на Центральноазиатском климатическом форуме в Самарканде (апрель 2025 г.) подчеркивался стратегический вклад Узбекистана в инклюзивный климатический диалог, объединяющий лидеров региона, ЕС и ООН. Ключевое послание страны – переход на зеленую экономику, декарбонизация и интеграция региона как единой зоны решения экологических проблем.
Системный подход отражен и в национальном законодательстве. Стратегия «Узбекистан-2030» впервые поставила климатические вопросы в число приоритетов развития, а 2025 год был объявлен в стране «Годом охраны окружающей среды и зеленой экономики». К 2030 году запланировано охватить водосберегающими технологиями все сельское хозяйство и озеленить как минимум 30 процентов городских территорий. Эти меры совместно с международными обязательствами подкрепляют дипломатический авторитет страны как конструктора региональной «зеленой» повестки.
Международные фонды, экологическое просвещение и молодежная дипломатия
Республика выступает не только инициатором, но и координатором международных фондов и образовательных программ в экологической сфере. Так, под эгидой ООН функционирует уже упомянутый Многопартнерский трастовый фонд для региона Приаралья (Multi-Partner Trust Fund), финансирующий проекты устойчивого развития региона. Помимо него, страна активно взаимодействует с глобальными финансистами зеленой повестки. Например, на климатической конференции в Баку (COP29) Президент Шавкат Мирзиёев встретился с руководством Зеленого климатического фонда (Green Climate Fund, GCF) и договорился расширить сотрудничество. По состоянию на осень 2024 года портфель совместных проектов GCF и Узбекистана составлял 160 миллионов долларов (включая водные ресурсы, возобновляемую энергетику и зеленое финансирование), а в стадии разработки находятся два региональных проекта на 5 миллиардов долларов и три национальных на 0,5 миллиарда долларов. В числе планируемых программ – масштабное озеленение и улучшение экологической ситуации в Аральской низменности. Таким образом, международные фонды задействованы в укреплении «зеленой инфраструктуры» страны и региона.
Важным направлением является экологическое образование и вовлечение молодежи. Узбекистан создал первую в регионе зеленую (экологическую) университетскую платформу и систему воспитания экологической культуры. При поддержке международных партнеров в январе 2025 г. запущена платформа ClimateScience – крупнейший в мире учебный ресурс по изменению климата, поддерживающий узбекский язык. На открытом занятии школьники знакомились с материалами платформы, развивая навыки критического понимания климатических проблем. Аналогично были локализованы материалы и на каракалпакском языке, что повышает доступность зеленого образования.

Кроме того, Ташкент становится площадкой для форумов молодежи по экологии. В ноябре 2023 г. во Всемирный день ребенка в городе прошел Международный форум «Дети и молодежь в действии – изменение климата в Центральной Азии». Участники из всех стран региона выработали совместную стратегию до 2030 г. по культурному воспитанию экологической грамотности и вовлечению юношей и девушек в климатическую повестку. Она была одобрена UNICEF. Представители школьников и студентов призывали власти поддерживать инновационные молодежные инициативы и включать детей в подготовку программ адаптации и устойчивого развития. Такой подход отражает стремление Узбекистана к формированию поколения «зеленых дипломатов» и граждан, ответственных за благоприятную экологическую среду.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что ведущая роль Узбекистана в экологической политике Центральной Азии признана на международной арене. Столь масштабный комплекс мер – от восстановления Приаралья и рекордной посадки лесов до зеленого роста экономики и укрепления водного сотрудничества – подчеркивает дипломатический подход Президента Шавката Мирзиёева. Интеграция национальных программ с инициативами ООН, многосторонними фондами и площадками типа COP превращает страну в региональный хаб экологических инноваций. Эксперты отмечают успехи республики: резолюции ООН, крупные инвестиции в ВИЭ, снижение вредных выбросов и вовлеченность местных сообществ дают реальные плоды.
Таким образом, Узбекистан выступает образцом лидерства в области устойчивого развития и экологии, объединяя усилия государств, бизнеса и граждан для решения общих проблем региона.
Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА