-
Перед Узбекистаном стоит исторический шанс сделать свой регион не только устойчивым, но и процветающим – именно так охарактеризовал текущий этап международной интеграции Президент Шавкат Мирзиёев. В 2024–2025 годах республика ведет активную экономическую дипломатию, заключает масштабные инвестиционные соглашения и реализует стратегические энергетические проекты. Одновременно Ташкент расширяет связи с ключевыми партнерами – от Европейского союза до стран Азии и Ближнего Востока – и продвигает новые транспортные коридоры, превращающие страну из замкнутой сушей в «связующее звено» между регионами. Такая многовекторная политика уже дает плоды: Узбекистан вошел в тройку самых быстрорастущих экономик Европы и Центральной Азии в 2024 году, а внешний товарооборот достиг рекордных $66 млрд. Ниже рассмотрены ключевые аспекты этого динамичного процесса – от дипломатических саммитов до «новых шелковых путей» Центральной Азии.
Экономическая дипломатия и инвестиционные проекты
Узбекистан демонстрирует дипломатичность и сдержанно-вдохновляющий подход на международной арене, выступая инициатором важных экономических форумов и соглашений. В апреле 2024 года Ташкент принимал первый в истории саммит «Европейский союз – Центральная Азия» на высшем уровне. Президент Мирзиёев назвал диалог с ЕС уникальной платформой взаимодействия, подчеркнув обоюдную выгоду партнерства: «Наше партнерство с Евросоюзом – это отношения с двусторонним движением, от которого выгоду должны извлекать обе стороны». В совместном заявлении саммита отмечено, что ЕС стал вторым крупнейшим торговым партнером региона (22,6% внешней торговли) и главным инвестором (более 40% всех вложений). Ташкент ожидает, что скорое подписание нового соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС откроет пути для наращивания торговли и инвестиций.
В 2023 году прошли встречи «Центральная Азия – Германия» (с участием канцлера ФРГ) и заседания экономического сотрудничества Организации тюркских государств. На каждом из форумов Шавкат Мирзиёев последовательно продвигал идеи углубления кооперации, привлечения инвестиций и совместного развития инфраструктуры. Например, на саммите ШОС в июле 2024 года узбекская сторона предложила создать в Ташкенте Центр инновационных климатических решений и учредить Тюркский инвестиционный форум, что подчеркивает стремление Узбекистана к роли регионального хаба инноваций.
Экономическая дипломатия подкреплена конкретными договорами и проектами. За 2024 год Ташкент заключил десятки соглашений с зарубежными инвесторами в сферах энергетики, промышленности и транспорта. Так, с соседним Кыргызстаном достигнута договоренность о скорейшем начале строительства совместной Камбаратинской ГЭС-1 на р. Нарын – этот гидропроект стратегически важен для всего региона. В сфере зелёной энергетики Узбекистан сотрудничает с ОАЭ и Саудовской Аравией: при их участии реализуются проекты солнечных и ветряных электростанций, призванные превратить страну в экспортера возобновляемой энергии. Президент Мирзиёев на международных площадках подчеркивает, что Центральная Азия может стать надежным партнером по энергостабильности Европы и внести вклад в глобальную декарбонизацию. В подтверждение этих слов с участием Узбекистана продвигается инициатива создания зеленого энергетического коридора через Каспий и Чёрное моря для поставок чистой энергии в Европу.
Расширение связей с ключевыми партнерами
Европейский Союз. Взаимоотношения Узбекистана с ЕС за последние годы вышли на новый уровень стратегического сотрудничества. Товарооборот со странами ЕС в 2024 году вырос до $6,4 млрд (+5,2%), в республике работают свыше 1000 совместных предприятий, а общий портфель европейских инвестпроектов достигает €30 млрд. Брюссель приветствует реформы Ташкента по улучшению бизнес-климата и видит в нем надежного партнера в Центральной Азии. В 2024 году ЕС и Узбекистан парафировали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA), призванное институционально закрепить сотрудничество во всех сферах. Более того, Узбекистан предлагает состыковать европейскую стратегию Global Gateway с региональными проектами – в частности, разработать совместный план действий по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Такая инициатива, по словам Мирзиёева, «придаст динамику росту инвестиций, развитию инфраструктуры и внедрению инновационных технологий». Евросоюз позитивно откликается на эти предложения: по итогам саммита ЕС–Центральная Азия стороны объявили о проведении в Узбекистане профильного инвестиционного форума по Транскаспийскому коридору в 2025 году. Также ЕС готовит меморандум о партнерстве с Узбекистаном по критически важным сырьевым ресурсам (редкоземельные металлы и др.), что подчеркивает намерение Брюсселя диверсифицировать поставки. Таким образом, сотрудничество с Европой становится всесторонним – от торговли и стандартизации до зеленой энергетики и цифровой экономики.
Китай. Отношения Ташкента и Пекина сегодня переживают подъем, обозначенный как «всепогодное всестороннее стратегическое партнерство новой эры». В январе 2024 года Шавкат Мирзиёев совершил государственный визит в Китай, где на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином была достигнута договоренность о дальнейшем углублении сотрудничества во всех областях. Лидеры подчеркнули, что за последние семь лет двусторонние связи вышли на беспрецедентно высокий уровень. Си Цзиньпин особо отметил поддержку Узбекистаном китайской инициативы «Один пояс, один путь» и призвал как можно скорее приступить к строительству железной дороги Китай – Кыргыстан – Узбекистан, «чтобы помочь Узбекистану преобразоваться из страны, не имеющей выхода к морю, в страну, не связанную сушей». Этот образ – из «landlocked» в «land-linked» – символизирует растущую роль республики как транзитного узла Евразии. Товарооборот с КНР уже превысил $12 млрд, Китай прочно удерживает позицию крупнейшего торгового партнера Узбекистана. В ходе визита 2024 года стороны подписали около 20 документов, включая совместное заявление о новом уровне партнерства и соглашения по вопросам торговли, технологий, экологии и культурных обменов. Мирзиёев высоко оценил достижения Китая и выразил уверенность, что благодаря лидерству Си Цзиньпина китайско-узбекские отношения достигнут еще больших высот. Пекин в свою очередь заявил о готовности наращивать импорт узбекской продукции и расширять инвестиции – от сельского хозяйства до проектов в сфере возобновляемой энергетики. Фактически сотрудничество с КНР охватывает весь спектр – инфраструктуру, промышленность, финансы и гуманитарные связи и служит важнейшим фактором роста узбекской экономики.
Турция. Связи Узбекистана и Турции носят характер братского партнерства, подкрепленного общими историко-культурными корнями. После прихода к власти Президента Мирзиёева в 2016 году двусторонние отношения вышли из длительной стагнации и получили новый импульс развития. Товарооборот между странами утроился: с $1,2 млрд в 2016 году до $3,5 млрд в 2024-м. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган еще в Самарканде озвучил амбициозные цели – достичь $5 млрд во взаимной торговле на первом этапе и в последствии - $10 млрд. В 2022 году отношения были повышены до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства, что открыло новые механизмы сотрудничества в политике, экономике, обороне, транспорте и туризме. В последние годы Анкара и Ташкент реализовали ряд крупных проектов: турецкие компании участвовали в строительстве современных текстильных фабрик, улучшении транспортной инфраструктуры, развитии агропереработки. Турция стала четвертым по объему торговым партнером Узбекистана (5% внешнеторгового оборота) и одним из лидеров по числу совместных предприятий в стране. В 2024 году стороны договорились об открытии торгового представительства Узбекистана в Стамбуле и активизации деятельности рабочей группы по увеличению товарооборота uz.kursiv.mediaeast-fruit.com. Расширение узбекско-турецких связей способствует укреплению устойчивости всего тюркского мира и созданию новых цепочек поставок между Европой и Азией.
Объединенные Арабские Эмираты. За последние годы ОАЭ стали одним из ведущих инвесторов в экономику Узбекистана. В январе 2025 года президенты двух стран – Шавкат Мирзиёев и шейх Мохаммед бин Заид Аль Нахаян – подписали Декларацию о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и были свидетелями серии соглашений между правительствами. Документы охватывают широкий спектр: промышленность, высокие технологии, сельское хозяйство, инвестиционную защиту, горнорудный сектор, стандартизацию, оборонную промышленность и др. Сотрудничество с Эмиратами особенно заметно в энергетике – компания Masdar (ОАЭ) строит в Узбекистане крупнейшие в регионе солнечные и ветряные электростанции, а инвестиции в эту сферу уже превысили $1 млрд. В ходе январских переговоров 2025 г. лидеры поставили амбициозные ориентиры: увеличить взаимный товарооборот в 10 раз к 2030 году и довести суммарный портфель инвестиций до $50 млрд. Объявлено о реализации нового экономического сотрудничества по шести приоритетным направлениям – от искусственного интеллекта и цифровизации до зеленой энергетики и городской инфраструктуры. 2025–2027 годы провозглашены Новой эрой экономического партнерства между Узбекистаном и ОАЭ. Фактически эмиратский капитал уже присутствует во многих проектах: от модернизации транспортных узлов (например, развитие аэропорта Навои как международного хаба) до создания Центра исламской цивилизации в Ташкенте. Визит Мирзиёева в Абу-Даби был ознаменован также договоренностями о совместных инвестициях в химическую промышленность и агропром. Богатейший опыт ОАЭ в сфере инноваций и финансов служит хорошим подспорьем для узбекской экономики, а Ташкент в свою очередь открывает Дубаю и Абу-Даби доступ на перспективные рынки Центральной Азии.
Республика Корея. Особые отношения связывают Узбекистан и Южную Корею – официальный статус «особого стратегического партнерства» был закреплен еще в 2019 году, и с тех пор Сеул остается для Ташкента одним из ключевых экономических союзников. В июне 2024 года Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль посетил Узбекистан с государственным визитом. По итогам ташкентского саммита лидеры подписали совместное заявление об углублении партнерства и около 20 соглашений, ознаменовавших «новую эру высокотехнологичного и инновационного сотрудничества». «Новая эпоха… начинается в наших отношениях. Убежден, что совместное заявление и подписанные документы послужат этим благим целям», – отметил Шавкат Мирзиёев на церемонии обмена соглашениями. В рамках узбекско-корейского бизнес-форума был подготовлен пакет инвестиционных проектов на $9,6 млрд – от поставок высокоскоростных электропоездов Hyundai Rotem до создания инновационного фармацевтического кластера «Pharma Park» и модернизации систем теплоснабжения. Отдельное внимание уделяется сотрудничеству в горно-металлургической сфере: подписано партнерское соглашение по критическим минералам, предусматривающее совместную разведку, добычу и переработку редких металлов. Республика Корея уже инвестировала в экономику Узбекистана свыше $7,5 млрд прямых вложений, здесь работают сотни компаний с корейским капиталом – от автомобильного завода в Асаке (UzAuto с участием Hyundai) до совместных предприятий в текстильной и строительной отраслях. В последние годы товарооборот удвоился и превысил $2 млрд. Стороны также договорились приступить к подготовке соглашения о свободной торговле (FTA) для дальнейшего облегчения доступа товаров на рынки. Южнокорейский опыт технологического развития и цифровизации крайне востребован в Узбекистане – в стране успешно работают проекты «Электронное правительство» и «Безопасный город» при содействии Сеула. Все это делает сотрудничество с Республикой Корея одним из драйверов инновационного роста узбекской экономики.
Индия. Узбекистан и Индия, имея давние исторические связи, сегодня наращивают экономическое взаимодействие с упором на транспортную и инвестиционную составляющие. В сентябре 2024 года Ташкент и Нью-Дели заключили двустороннее инвестиционное соглашение (BIT), призванное стимулировать взаимные вложения. На этом фоне Узбекистан активно стремится подключиться к международному транспортному коридору «Север – Юг» (INSTC) для выхода к Индийскому океану через Иран. В 2024 году уже был отправлен первый тестовый груз из Узбекистана в Индию по маршруту INSTC, а узбекское руководство официально выразило интерес присоединиться к этому коридору. Ключевым звеном является и иранский порт Чабахар, где Индия в мае 2024 г. получила право на десятилетнее управление терминалом. Узбекская сторона видит в Чабахаре перспективную гавань для своих товаров, особенно с учетом нестабильности маршрутов через Афганистан, и вместе с Индией и Ираном обсуждает проекты модернизации этой инфраструктуры. Помимо логистики, Нью-Дели и Ташкент развивают сотрудничество в фармацевтике, информационных технологиях и образовании. В Узбекистане открыты индийские учебные центры (в частности, AIIMS в Андижане для подготовки медиков), функционируют совместные фармпредприятия в Навои. В сфере туризма упростился визовый режим, что повысило взаимный туристический обмен. Хотя объем торговли между странами пока скромнее, чем с другими партнерами (порядка $500–600 млн в год), имеются значительные перспективы роста – не случайно Узбекистан пригласил Индию инвестировать в свободные экономические зоны и рассмотреть возможность прямого авиационного сообщения. Участие Узбекистана в индийских инициативах помогает стране интегрироваться в южноазиатские рынки и диверсифицировать внешнеэкономические связи.
Новые транспортные маршруты Евразии
Центральное географическое положение Узбекистана превращается сегодня в его преимущество: страна вкладывается в создание транспортных коридоров, которые связывают между собой крупнейшие экономические пространства – Восточную Азии, Европу, Россию, Южную Азию и Ближний Восток. Президент Мирзиёев неоднократно подчеркивал, что эффективные транспортно-логистические маршруты позволят Центральной Азии стать «не просто мостом между Европой и Азией, но и активным участником глобальных экономических процессов». В 2024–2025 годах ряд проектов в этой сфере вышел на стадию практической реализации.
Главный прорыв – начало строительства Трансафганской железной дороги по маршруту Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, которая соединит Центральную Азию с пакистанскими морскими портами. Еще в феврале 2021 года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали «дорожную карту» проекта, однако события в Афганистане притормозили работы. Теперь же проект вновь набрал ход: в конце 2023 года была определена оптимальная трасса и достигнуты договоренности с международными донорами. По заявлению министра транспорта И. Махкамова, строительство 573-километровой магистрали начнется уже в 2025 году. Первый этап – прокладка 80 км пути по афганской территории – откроет выход к пакистанским и иранским портам. Новая дорога рассчитана на перевозку до 20 млн тонн грузов в год, что значительно сократит время и стоимость доставки товаров между Юго-Восточной Азией, Южной Азией и Европой. В Ташкенте создан специальный проектный офис, координирующий усилия всех сторон. В августе 2023 года Шавкат Мирзиёев назвал трансафганский коридор «лучшим, самым дешевым и безопасным маршрутом» для выхода Центральной Азии к Аравийскому морю. Ожидается, что реализация проекта займет не менее пяти лет, но окупится за счет роста торговли и интеграции логистики региона. Значимость этой магистрали признают и соседи: Казахстан заявил о готовности подключиться к строительству, видя в нем путь для своих грузов к Индийскому океану. Международные структуры (ЕБРР, Исламский банк развития) также выразили интерес к финансированию данного коридора, понимая его миротворческий и экономический эффект для Афганистана. Таким образом, железная дорога на Пешавар способна преобразить транзитную карту региона, укрепив роль Узбекистана как инициатора проектов региональной взаимосвязанности.
Не менее важно для Ташкента и развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), известного как Срединный коридор из Китая в Европу в обход России. Узбекистан, не имея прямого выхода к Каспию, интегрируется в этот коридор через сети Казахстана и Туркменистана. В 2023 году узбекские власти присоединились к Координационному комитету ТМТМ, а в 2024-м активно лоббировали его поддержку со стороны ЕС. Мирзиёев выдвинул идею сопряжения европейской инициативы Global Gateway с развитием ТМТМ, что позволило бы значительно нарастить пропускную способность маршрута. Узбекистан уже сейчас увеличивает объемы отправок контейнерных поездов через Каспий: налажены регулярные маршруты до бакинского порта Алят, откуда грузы следуют в Грузию, Турцию и далее в ЕС. По данным Евросоюза, только за последние 7 лет товарооборот Центральной Азии с ЕС вырос в четыре раза – до €54 млрд, и вклад срединного коридора в этот рост неуклонно повышается. В 2025 году в Ташкенте запланировано проведение инвестфорума по ТМТМ при участии европейских и азиатских партнеров. На нем Узбекистан представит проекты модернизации своей ж/д инфраструктуры, в том числе расширение пропускной способности линии Бухара – Бейнеу до порта Актау. Также обсуждается строительство паромного терминала на Амударье (город Термез) для связи с каспийскими портами по железной дороге через Туркменистан. Все эти шаги призваны укрепить роль Средней Азии как моста между Китаем и Европой, что подчеркнуто и в недавнем интервью узбекского лидера Euronews: «Центральная Азия может стать не просто “мостом” между Европой и Азией, но и активным участником глобальных процессов».
Наконец, ключевое значение имеет железнодорожный проект Китай – Кыргызстан – Узбекистан (ККУ), о котором мечтали почти четверть века. В июне 2024 года в Пекине был подписан трехсторонний межправительственный договор о начале строительства магистрали ККУ, а 28 декабря 2024 года в Джалал-Абаде (Кыргызстан) торжественно состоялась церемония закладки дороги. Этот 454-километровый путь через Тянь-Шань соединит Синьцзян (КНР) с Ферганской долиной и далее с узбекской сетью, напрямую связывая Китай с Центральной Азией, минуя длинный обход через Казахстан. «Дорога нового века» – так назвали ККУ местные эксперты, уверенные, что она откроет колоссальные возможности для торговли, туризма и промышленности в регионе. По данным “China Railway Group”, строительство кыргизского участка начнется в июле 2025 года и продлится около шести лет. Проект находится под личным патронажем лидеров трех стран: «Поддержка со стороны руководства Китая, Кыргызстана и Узбекистана сделала этот проект возможным», отметил представитель кыргызской стороны. Для Узбекистана ККУ означает кратчайший путь к тихоокеанским портам Китая и странам Юго-Восточной Азии. Более того, дорога замкнет новый транзитный полукруг: через Узбекистан и дальше по трансафганской магистрали – на пакистанские порты, формируя альтернативный маршрут из Китая к Индийскому океану. Таким образом, инициированные Ташкентом транспортные проекты дополняют друг друга, образуя сеть «Новых шелковых путей». В перспективе они значительно усилят международную экономическую роль Узбекистана, превращая его в трансконтинентальный узел торговли и кооперации.
Вдохновляющий путь к процветанию
Узбекистан вступил в середину 2020-х годов с новой внешнеэкономической философией – открытости, взаимовыгодного сотрудничества и созидательного лидерства в регионе. Дипломатичный и взвешенный стиль, свойственный официальному Ташкенту, сочетается с дерзновенными инициативами, способными преобразить всю Центральную Азию. Заключенные соглашения с ЕС, Китаем, США, Россией, Турцией, арабскими государствами и другими партнерами образуют прочный фундамент для дальнейшего роста инвестиций и технологий. Страна уже сегодня демонстрирует впечатляющие результаты – стабильно высокий рост ВВП (~6% в 2024 году), резкое увеличение экспорта несырьевых товаров (+8,4% в 2024 г.) и реализацию совместных проектов на десятки миллиардов долларов. Но, пожалуй, еще важнее то вдохновение, с которым Узбекистан смотрит в будущее. «Перед нами стоит исторический шанс сделать наш регион процветающим», – сказал Президент Мирзиёев president.uz, и эти слова сегодня разделяют многие лидеры мира. Став мостом между Азией и Европой, Севером и Югом, Узбекистан превращается в центр новой Евразии, где взаимное доверие и экономическое развитие идут рука об руку. Вдохновленная этой великой целью, республика уверенно движется вперед – к достижению исторического шанса, который принесет стабильность и благосостояние не только узбекскому народу, но и всему региону Центральной Азии.
Абдуазиз ХИДИРОВ, обозреватель УзА.