-

Перед Узбекистаном стоит исторический шанс сделать свой регион не только устойчивым, но и процветающим – именно так охарактеризовал текущий этап международной интеграции Президент Шавкат Мирзиёев​. В 2024–2025 годах республика ведет активную экономическую дипломатию, заключает масштабные инвестиционные соглашения и реализует стратегические энергетические проекты. Одновременно Ташкент расширяет связи с ключевыми партнерами – от Европейского союза до стран Азии и Ближнего Востока – и продвигает новые транспортные коридоры, превращающие страну из замкнутой сушей в «связующее звено» между регионами. Такая многовекторная политика уже дает плоды: Узбекистан вошел в тройку самых быстрорастущих экономик Европы и Центральной Азии в 2024 году​, а внешний товарооборот достиг рекордных $66 млрд. Ниже рассмотрены ключевые аспекты этого динамичного процесса – от дипломатических саммитов до «новых шелковых путей» Центральной Азии.

Экономическая дипломатия и инвестиционные проекты

Узбекистан демонстрирует дипломатичность и сдержанно-вдохновляющий подход на международной арене, выступая инициатором важных экономических форумов и соглашений. В апреле 2024 года Ташкент принимал первый в истории саммит «Европейский союз – Центральная Азия» на высшем уровне​. Президент Мирзиёев назвал диалог с ЕС уникальной платформой взаимодействия, подчеркнув обоюдную выгоду партнерства: «Наше партнерство с Евросоюзом – это отношения с двусторонним движением, от которого выгоду должны извлекать обе стороны»​. В совместном заявлении саммита отмечено, что ЕС стал вторым крупнейшим торговым партнером региона (22,6% внешней торговли) и главным инвестором (более 40% всех вложений)​. Ташкент ожидает, что скорое подписание нового соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС откроет пути для наращивания торговли и инвестиций.

В 2023 году прошли встречи «Центральная Азия – Германия» (с участием канцлера ФРГ) и заседания экономического сотрудничества Организации тюркских государств. На каждом из форумов Шавкат Мирзиёев последовательно продвигал идеи углубления кооперации, привлечения инвестиций и совместного развития инфраструктуры. Например, на саммите ШОС в июле 2024 года узбекская сторона предложила создать в Ташкенте Центр инновационных климатических решений и учредить Тюркский инвестиционный форум​, что подчеркивает стремление Узбекистана к роли регионального хаба инноваций.

Экономическая дипломатия подкреплена конкретными договорами и проектами. За 2024 год Ташкент заключил десятки соглашений с зарубежными инвесторами в сферах энергетики, промышленности и транспорта​. Так, с соседним Кыргызстаном достигнута договоренность о скорейшем начале строительства совместной Камбаратинской ГЭС-1 на р. Нарын​ – этот гидропроект стратегически важен для всего региона. В сфере зелёной энергетики Узбекистан сотрудничает с ОАЭ и Саудовской Аравией: при их участии реализуются проекты солнечных и ветряных электростанций, призванные превратить страну в экспортера возобновляемой энергии​. Президент Мирзиёев на международных площадках подчеркивает, что Центральная Азия может стать надежным партнером по энергостабильности Европы и внести вклад в глобальную декарбонизацию. В подтверждение этих слов с участием Узбекистана продвигается инициатива создания зеленого энергетического коридора через Каспий и Чёрное моря для поставок чистой энергии в Европу​.

Расширение связей с ключевыми партнерами

Европейский Союз. Взаимоотношения Узбекистана с ЕС за последние годы вышли на новый уровень стратегического сотрудничества. Товарооборот со странами ЕС в 2024 году вырос до $6,4 млрд (+5,2%)​, в республике работают свыше 1000 совместных предприятий, а общий портфель европейских инвестпроектов достигает €30 млрд​. Брюссель приветствует реформы Ташкента по улучшению бизнес-климата и видит в нем надежного партнера в Центральной Азии. В 2024 году ЕС и Узбекистан парафировали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA), призванное институционально закрепить сотрудничество во всех сферах. Более того, Узбекистан предлагает состыковать европейскую стратегию Global Gateway с региональными проектами – в частности, разработать совместный план действий по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Такая инициатива, по словам Мирзиёева, «придаст динамику росту инвестиций, развитию инфраструктуры и внедрению инновационных технологий». Евросоюз позитивно откликается на эти предложения: по итогам саммита ЕС–Центральная Азия стороны объявили о проведении в Узбекистане профильного инвестиционного форума по Транскаспийскому коридору в 2025 году. Также ЕС готовит меморандум о партнерстве с Узбекистаном по критически важным сырьевым ресурсам (редкоземельные металлы и др.), что подчеркивает намерение Брюсселя диверсифицировать поставки​. Таким образом, сотрудничество с Европой становится всесторонним – от торговли и стандартизации до зеленой энергетики и цифровой экономики.

Китай. Отношения Ташкента и Пекина сегодня переживают подъем, обозначенный как «всепогодное всестороннее стратегическое партнерство новой эры»В январе 2024 года Шавкат Мирзиёев совершил государственный визит в Китай, где на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином была достигнута договоренность о дальнейшем углублении сотрудничества во всех областях​. Лидеры подчеркнули, что за последние семь лет двусторонние связи вышли на беспрецедентно высокий уровень​. Си Цзиньпин особо отметил поддержку Узбекистаном китайской инициативы «Один пояс, один путь» и призвал как можно скорее приступить к строительству железной дороги Китай – Кыргыстан – Узбекистан, «чтобы помочь Узбекистану преобразоваться из страны, не имеющей выхода к морю, в страну, не связанную сушей»​. Этот образ – из «landlocked» в «land-linked» – символизирует растущую роль республики как транзитного узла Евразии. Товарооборот с КНР уже превысил $12 млрд, Китай прочно удерживает позицию крупнейшего торгового партнера Узбекистана​. В ходе визита 2024 года стороны подписали около 20 документов, включая совместное заявление о новом уровне партнерства и соглашения по вопросам торговли, технологий, экологии и культурных обменов​. Мирзиёев высоко оценил достижения Китая и выразил уверенность, что благодаря лидерству Си Цзиньпина китайско-узбекские отношения достигнут еще больших высот​. Пекин в свою очередь заявил о готовности наращивать импорт узбекской продукции и расширять инвестиции – от сельского хозяйства до проектов в сфере возобновляемой энергетики​​. Фактически     сотрудничество с КНР охватывает весь спектр – инфраструктуру, промышленность, финансы и гуманитарные связи  и служит важнейшим фактором роста узбекской экономики.

https://english.news.cn/20240125/3ac42d7d59344562a0a3a11210e81c28/e1De4njOMACibDg2.jpeg

Турция. Связи Узбекистана и Турции носят характер братского партнерства, подкрепленного общими историко-культурными корнями. После прихода к власти Президента Мирзиёева в 2016 году двусторонние отношения вышли из длительной стагнации и получили новый импульс развития​. Товарооборот между странами утроился: с $1,2 млрд в 2016 году до $3,5 млрд в 2024-м​. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган еще в Самарканде озвучил амбициозные цели – достичь $5 млрд во взаимной торговле на первом этапе и в последствии - $10 млрд​. В 2022 году отношения были повышены до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства, что открыло новые механизмы сотрудничества в политике, экономике, обороне, транспорте и туризме​. В последние годы Анкара и Ташкент реализовали ряд крупных проектов: турецкие компании участвовали в строительстве современных текстильных фабрик, улучшении транспортной инфраструктуры, развитии агропереработки. Турция стала четвертым по объему торговым партнером Узбекистана (5% внешнеторгового оборота) и одним из лидеров по числу совместных предприятий в стране​. В 2024 году стороны договорились об открытии торгового представительства Узбекистана в Стамбуле и активизации деятельности рабочей группы по увеличению товарооборота​ uz.kursiv.mediaeast-fruit.com. Расширение узбекско-турецких связей способствует укреплению устойчивости всего тюркского мира и созданию новых цепочек поставок между Европой и Азией.

https://president.uz/uploads/e8d58053-5ece-5c6d-e51e-93af25e41947_lists_7291.jpg

Объединенные Арабские Эмираты. За последние годы ОАЭ стали одним из ведущих инвесторов в экономику Узбекистана. В январе 2025 года президенты двух стран – Шавкат Мирзиёев и шейх Мохаммед бин Заид Аль Нахаян – подписали Декларацию о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и были свидетелями серии соглашений между правительствами​. Документы охватывают широкий спектр: промышленность, высокие технологии, сельское хозяйство, инвестиционную защиту, горнорудный сектор, стандартизацию, оборонную промышленность и др.​ Сотрудничество с Эмиратами особенно заметно в энергетике – компания Masdar (ОАЭ) строит в Узбекистане крупнейшие в регионе солнечные и ветряные электростанции, а инвестиции в эту сферу уже превысили $1 млрд​. В ходе январских переговоров 2025 г. лидеры поставили амбициозные ориентиры: увеличить взаимный товарооборот в 10 раз к 2030 году и довести суммарный портфель инвестиций до $50 млрд. Объявлено о реализации нового экономического сотрудничества по шести приоритетным направлениям – от искусственного интеллекта и цифровизации до зеленой энергетики и городской инфраструктуры​. 2025–2027 годы провозглашены Новой эрой экономического партнерства между Узбекистаном и ОАЭ​. Фактически эмиратский капитал уже присутствует во многих проектах: от модернизации транспортных узлов (например, развитие аэропорта Навои как международного хаба) до создания Центра исламской цивилизации в Ташкенте. Визит Мирзиёева в Абу-Даби был ознаменован также договоренностями о совместных инвестициях в химическую промышленность и агропром. Богатейший опыт ОАЭ в сфере инноваций и финансов служит хорошим подспорьем для узбекской экономики, а Ташкент в свою очередь открывает Дубаю и Абу-Даби доступ на перспективные рынки Центральной Азии.

UAE, Uzbekistan Presidents witness signing of strategic  agreements

Республика Корея. Особые отношения связывают Узбекистан и Южную Корею – официальный статус «особого стратегического партнерства» был закреплен еще в 2019 году, и с тех пор Сеул остается для Ташкента одним из ключевых экономических союзников. В июне 2024 года Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль посетил Узбекистан с государственным визитом. По итогам ташкентского саммита лидеры подписали совместное заявление об углублении партнерства и около 20 соглашений, ознаменовавших «новую эру высокотехнологичного и инновационного сотрудничества»​. «Новая эпоха… начинается в наших отношениях. Убежден, что совместное заявление и подписанные документы послужат этим благим целям», – отметил Шавкат Мирзиёев на церемонии обмена соглашениями​. В рамках узбекско-корейского бизнес-форума был подготовлен пакет инвестиционных проектов на $9,6 млрд​ – от поставок высокоскоростных электропоездов Hyundai Rotem до создания инновационного фармацевтического кластера «Pharma Park» и модернизации систем теплоснабжения​. Отдельное внимание уделяется сотрудничеству в горно-металлургической сфере: подписано партнерское соглашение по критическим минералам, предусматривающее совместную разведку, добычу и переработку редких металлов​. Республика Корея уже инвестировала в экономику Узбекистана свыше $7,5 млрд прямых вложений​, здесь работают сотни компаний с корейским капиталом – от автомобильного завода в Асаке (UzAuto с участием Hyundai) до совместных предприятий в текстильной и строительной отраслях. В последние годы товарооборот удвоился и превысил $2 млрд. Стороны также договорились приступить к подготовке соглашения о свободной торговле (FTA) для дальнейшего облегчения доступа товаров на рынки​. Южнокорейский опыт технологического развития и цифровизации крайне востребован в Узбекистане – в стране успешно работают проекты «Электронное правительство» и «Безопасный город» при содействии Сеула. Все это делает сотрудничество с Республикой Корея одним из драйверов инновационного роста узбекской экономики.

Индия. Узбекистан и Индия, имея давние исторические связи, сегодня наращивают экономическое взаимодействие с упором на транспортную и инвестиционную составляющие. В сентябре 2024 года Ташкент и Нью-Дели заключили двустороннее инвестиционное соглашение (BIT), призванное стимулировать взаимные вложения​. На этом фоне Узбекистан активно стремится подключиться к международному транспортному коридору «Север – Юг» (INSTC) для выхода к Индийскому океану через Иран. В 2024 году уже был отправлен первый тестовый груз из Узбекистана в Индию по маршруту INSTC​, а узбекское руководство официально выразило интерес присоединиться к этому коридору​. Ключевым звеном является и иранский порт Чабахар, где Индия в мае 2024 г. получила право на десятилетнее управление терминалом​. Узбекская сторона видит в Чабахаре перспективную гавань для своих товаров, особенно с учетом нестабильности маршрутов через Афганистан, и вместе с Индией и Ираном обсуждает проекты модернизации этой инфраструктуры. Помимо логистики, Нью-Дели и Ташкент развивают сотрудничество в фармацевтике, информационных технологиях и образовании. В Узбекистане открыты индийские учебные центры (в частности, AIIMS в Андижане для подготовки медиков), функционируют совместные фармпредприятия в Навои. В сфере туризма упростился визовый режим, что повысило взаимный туристический обмен. Хотя объем торговли между странами пока скромнее, чем с другими партнерами (порядка $500–600 млн в год), имеются значительные перспективы роста – не случайно Узбекистан пригласил Индию инвестировать в свободные экономические зоны и рассмотреть возможность прямого авиационного сообщения. Участие Узбекистана в индийских инициативах помогает стране интегрироваться в южноазиатские рынки и диверсифицировать внешнеэкономические связи.

Новые транспортные маршруты Евразии

Центральное географическое положение Узбекистана превращается сегодня в его преимущество: страна вкладывается в создание транспортных коридоров, которые связывают между собой крупнейшие экономические пространства – Восточную Азии, Европу, Россию, Южную Азию и Ближний Восток. Президент Мирзиёев неоднократно подчеркивал, что эффективные транспортно-логистические маршруты позволят Центральной Азии стать «не просто мостом между Европой и Азией, но и активным участником глобальных экономических процессов»​. В 2024–2025 годах ряд проектов в этой сфере вышел на стадию практической реализации.

Главный прорыв – начало строительства Трансафганской железной дороги по маршруту Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, которая соединит Центральную Азию с пакистанскими морскими портами. Еще в феврале 2021 года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали «дорожную карту» проекта, однако события в Афганистане притормозили работы. Теперь же проект вновь набрал ход: в конце 2023 года была определена оптимальная трасса и достигнуты договоренности с международными донорами. По заявлению министра транспорта И. Махкамова, строительство 573-километровой магистрали начнется уже в 2025 году​. Первый этап – прокладка 80 км пути по афганской территории – откроет выход к пакистанским и иранским портам​. Новая дорога рассчитана на перевозку до 20 млн тонн грузов в год​, что значительно сократит время и стоимость доставки товаров между Юго-Восточной Азией, Южной Азией и Европой​. В Ташкенте создан специальный проектный офис, координирующий усилия всех сторон​. В августе 2023 года Шавкат Мирзиёев назвал трансафганский коридор «лучшим, самым дешевым и безопасным маршрутом» для выхода Центральной Азии к Аравийскому морю​. Ожидается, что реализация проекта займет не менее пяти лет, но окупится за счет роста торговли и интеграции логистики региона​. Значимость этой магистрали признают и соседи: Казахстан заявил о готовности подключиться к строительству, видя в нем путь для своих грузов к Индийскому океану. Международные структуры (ЕБРР, Исламский банк развития) также выразили интерес к финансированию данного коридора, понимая его миротворческий и экономический эффект для Афганистана​. Таким образом, железная дорога на Пешавар способна преобразить транзитную карту региона, укрепив роль Узбекистана как инициатора проектов региональной взаимосвязанности.

Не менее важно для Ташкента и развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), известного как Срединный коридор из Китая в Европу в обход России. Узбекистан, не имея прямого выхода к Каспию, интегрируется в этот коридор через сети Казахстана и Туркменистана. В 2023 году узбекские власти присоединились к Координационному комитету ТМТМ, а в 2024-м активно лоббировали его поддержку со стороны ЕС. Мирзиёев выдвинул идею сопряжения европейской инициативы Global Gateway с развитием ТМТМ, что позволило бы значительно нарастить пропускную способность маршрута​. Узбекистан уже сейчас увеличивает объемы отправок контейнерных поездов через Каспий: налажены регулярные маршруты до бакинского порта Алят, откуда грузы следуют в Грузию, Турцию и далее в ЕС. По данным Евросоюза, только за последние 7 лет товарооборот Центральной Азии с ЕС вырос в четыре раза – до €54 млрд, и вклад срединного коридора в этот рост неуклонно повышается. В 2025 году в Ташкенте запланировано проведение инвестфорума по ТМТМ при участии европейских и азиатских партнеров. На нем Узбекистан представит проекты модернизации своей ж/д инфраструктуры, в том числе расширение пропускной способности линии Бухара – Бейнеу до порта Актау. Также обсуждается строительство паромного терминала на Амударье (город Термез) для связи с каспийскими портами по железной дороге через Туркменистан. Все эти шаги призваны укрепить роль Средней Азии как моста между Китаем и Европой, что подчеркнуто и в недавнем интервью узбекского лидера Euronews: «Центральная Азия может стать не просто “мостом” между Европой и Азией, но и активным участником глобальных процессов»​.

Наконец, ключевое значение имеет железнодорожный проект Китай – Кыргызстан – Узбекистан (ККУ), о котором мечтали почти четверть века. В июне 2024 года в Пекине был подписан трехсторонний межправительственный договор о начале строительства магистрали ККУ​, а 28 декабря 2024 года в Джалал-Абаде (Кыргызстан) торжественно состоялась церемония закладки дороги​. Этот 454-километровый путь через Тянь-Шань соединит Синьцзян (КНР) с Ферганской долиной и далее с узбекской сетью, напрямую связывая Китай с Центральной Азией, минуя длинный обход через Казахстан. «Дорога нового века» – так назвали ККУ местные эксперты, уверенные, что она откроет колоссальные возможности для торговли, туризма и промышленности в регионе​. По данным “China Railway Group”, строительство кыргизского участка начнется в июле 2025 года и продлится около шести лет​. Проект находится под личным патронажем лидеров трех стран: «Поддержка со стороны руководства Китая, Кыргызстана и Узбекистана сделала этот проект возможным», отметил представитель кыргызской стороны​. Для Узбекистана ККУ означает кратчайший путь к тихоокеанским портам Китая и странам Юго-Восточной Азии. Более того, дорога замкнет новый транзитный полукруг: через Узбекистан и дальше по трансафганской магистрали – на пакистанские порты, формируя альтернативный маршрут из Китая к Индийскому океану. Таким образом, инициированные Ташкентом транспортные проекты дополняют друг друга, образуя сеть «Новых шелковых путей». В перспективе они значительно усилят международную экономическую роль Узбекистана, превращая его в трансконтинентальный узел торговли и кооперации.

https://en.people.cn/mediafile/pic/20241230/67/8614189195817509407.jpg
https://en.people.cn/mediafile/pic/20241230/93/10462732167060576837.jpg

Вдохновляющий путь к процветанию

Узбекистан вступил в середину 2020-х годов с новой внешнеэкономической философией – открытости, взаимовыгодного сотрудничества и созидательного лидерства в регионе. Дипломатичный и взвешенный стиль, свойственный официальному Ташкенту, сочетается с дерзновенными инициативами, способными преобразить всю Центральную Азию. Заключенные соглашения с ЕС, Китаем, США, Россией, Турцией, арабскими государствами и другими партнерами образуют прочный фундамент для дальнейшего роста инвестиций и технологий. Страна уже сегодня демонстрирует впечатляющие результаты – стабильно высокий рост ВВП (~6% в 2024 году), резкое увеличение экспорта несырьевых товаров (+8,4% в 2024 г.) и реализацию совместных проектов на десятки миллиардов долларов. Но, пожалуй, еще важнее то вдохновение, с которым Узбекистан смотрит в будущее. «Перед нами стоит исторический шанс сделать наш регион процветающим», – сказал Президент Мирзиёевpresident.uz, и эти слова сегодня разделяют многие лидеры мира. Став мостом между Азией и Европой, Севером и Югом, Узбекистан превращается в центр новой Евразии, где взаимное доверие и экономическое развитие идут рука об руку. Вдохновленная этой великой целью, республика уверенно движется вперед – к достижению исторического шанса, который принесет стабильность и благосостояние не только узбекскому народу, но и всему региону Центральной Азии.

Абдуазиз ХИДИРОВ, обозреватель УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Узбекистан укрепляет роль в международной экономике

-

Перед Узбекистаном стоит исторический шанс сделать свой регион не только устойчивым, но и процветающим – именно так охарактеризовал текущий этап международной интеграции Президент Шавкат Мирзиёев​. В 2024–2025 годах республика ведет активную экономическую дипломатию, заключает масштабные инвестиционные соглашения и реализует стратегические энергетические проекты. Одновременно Ташкент расширяет связи с ключевыми партнерами – от Европейского союза до стран Азии и Ближнего Востока – и продвигает новые транспортные коридоры, превращающие страну из замкнутой сушей в «связующее звено» между регионами. Такая многовекторная политика уже дает плоды: Узбекистан вошел в тройку самых быстрорастущих экономик Европы и Центральной Азии в 2024 году​, а внешний товарооборот достиг рекордных $66 млрд. Ниже рассмотрены ключевые аспекты этого динамичного процесса – от дипломатических саммитов до «новых шелковых путей» Центральной Азии.

Экономическая дипломатия и инвестиционные проекты

Узбекистан демонстрирует дипломатичность и сдержанно-вдохновляющий подход на международной арене, выступая инициатором важных экономических форумов и соглашений. В апреле 2024 года Ташкент принимал первый в истории саммит «Европейский союз – Центральная Азия» на высшем уровне​. Президент Мирзиёев назвал диалог с ЕС уникальной платформой взаимодействия, подчеркнув обоюдную выгоду партнерства: «Наше партнерство с Евросоюзом – это отношения с двусторонним движением, от которого выгоду должны извлекать обе стороны»​. В совместном заявлении саммита отмечено, что ЕС стал вторым крупнейшим торговым партнером региона (22,6% внешней торговли) и главным инвестором (более 40% всех вложений)​. Ташкент ожидает, что скорое подписание нового соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС откроет пути для наращивания торговли и инвестиций.

В 2023 году прошли встречи «Центральная Азия – Германия» (с участием канцлера ФРГ) и заседания экономического сотрудничества Организации тюркских государств. На каждом из форумов Шавкат Мирзиёев последовательно продвигал идеи углубления кооперации, привлечения инвестиций и совместного развития инфраструктуры. Например, на саммите ШОС в июле 2024 года узбекская сторона предложила создать в Ташкенте Центр инновационных климатических решений и учредить Тюркский инвестиционный форум​, что подчеркивает стремление Узбекистана к роли регионального хаба инноваций.

Экономическая дипломатия подкреплена конкретными договорами и проектами. За 2024 год Ташкент заключил десятки соглашений с зарубежными инвесторами в сферах энергетики, промышленности и транспорта​. Так, с соседним Кыргызстаном достигнута договоренность о скорейшем начале строительства совместной Камбаратинской ГЭС-1 на р. Нарын​ – этот гидропроект стратегически важен для всего региона. В сфере зелёной энергетики Узбекистан сотрудничает с ОАЭ и Саудовской Аравией: при их участии реализуются проекты солнечных и ветряных электростанций, призванные превратить страну в экспортера возобновляемой энергии​. Президент Мирзиёев на международных площадках подчеркивает, что Центральная Азия может стать надежным партнером по энергостабильности Европы и внести вклад в глобальную декарбонизацию. В подтверждение этих слов с участием Узбекистана продвигается инициатива создания зеленого энергетического коридора через Каспий и Чёрное моря для поставок чистой энергии в Европу​.

Расширение связей с ключевыми партнерами

Европейский Союз. Взаимоотношения Узбекистана с ЕС за последние годы вышли на новый уровень стратегического сотрудничества. Товарооборот со странами ЕС в 2024 году вырос до $6,4 млрд (+5,2%)​, в республике работают свыше 1000 совместных предприятий, а общий портфель европейских инвестпроектов достигает €30 млрд​. Брюссель приветствует реформы Ташкента по улучшению бизнес-климата и видит в нем надежного партнера в Центральной Азии. В 2024 году ЕС и Узбекистан парафировали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA), призванное институционально закрепить сотрудничество во всех сферах. Более того, Узбекистан предлагает состыковать европейскую стратегию Global Gateway с региональными проектами – в частности, разработать совместный план действий по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Такая инициатива, по словам Мирзиёева, «придаст динамику росту инвестиций, развитию инфраструктуры и внедрению инновационных технологий». Евросоюз позитивно откликается на эти предложения: по итогам саммита ЕС–Центральная Азия стороны объявили о проведении в Узбекистане профильного инвестиционного форума по Транскаспийскому коридору в 2025 году. Также ЕС готовит меморандум о партнерстве с Узбекистаном по критически важным сырьевым ресурсам (редкоземельные металлы и др.), что подчеркивает намерение Брюсселя диверсифицировать поставки​. Таким образом, сотрудничество с Европой становится всесторонним – от торговли и стандартизации до зеленой энергетики и цифровой экономики.

Китай. Отношения Ташкента и Пекина сегодня переживают подъем, обозначенный как «всепогодное всестороннее стратегическое партнерство новой эры»В январе 2024 года Шавкат Мирзиёев совершил государственный визит в Китай, где на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином была достигнута договоренность о дальнейшем углублении сотрудничества во всех областях​. Лидеры подчеркнули, что за последние семь лет двусторонние связи вышли на беспрецедентно высокий уровень​. Си Цзиньпин особо отметил поддержку Узбекистаном китайской инициативы «Один пояс, один путь» и призвал как можно скорее приступить к строительству железной дороги Китай – Кыргыстан – Узбекистан, «чтобы помочь Узбекистану преобразоваться из страны, не имеющей выхода к морю, в страну, не связанную сушей»​. Этот образ – из «landlocked» в «land-linked» – символизирует растущую роль республики как транзитного узла Евразии. Товарооборот с КНР уже превысил $12 млрд, Китай прочно удерживает позицию крупнейшего торгового партнера Узбекистана​. В ходе визита 2024 года стороны подписали около 20 документов, включая совместное заявление о новом уровне партнерства и соглашения по вопросам торговли, технологий, экологии и культурных обменов​. Мирзиёев высоко оценил достижения Китая и выразил уверенность, что благодаря лидерству Си Цзиньпина китайско-узбекские отношения достигнут еще больших высот​. Пекин в свою очередь заявил о готовности наращивать импорт узбекской продукции и расширять инвестиции – от сельского хозяйства до проектов в сфере возобновляемой энергетики​​. Фактически     сотрудничество с КНР охватывает весь спектр – инфраструктуру, промышленность, финансы и гуманитарные связи  и служит важнейшим фактором роста узбекской экономики.

https://english.news.cn/20240125/3ac42d7d59344562a0a3a11210e81c28/e1De4njOMACibDg2.jpeg

Турция. Связи Узбекистана и Турции носят характер братского партнерства, подкрепленного общими историко-культурными корнями. После прихода к власти Президента Мирзиёева в 2016 году двусторонние отношения вышли из длительной стагнации и получили новый импульс развития​. Товарооборот между странами утроился: с $1,2 млрд в 2016 году до $3,5 млрд в 2024-м​. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган еще в Самарканде озвучил амбициозные цели – достичь $5 млрд во взаимной торговле на первом этапе и в последствии - $10 млрд​. В 2022 году отношения были повышены до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства, что открыло новые механизмы сотрудничества в политике, экономике, обороне, транспорте и туризме​. В последние годы Анкара и Ташкент реализовали ряд крупных проектов: турецкие компании участвовали в строительстве современных текстильных фабрик, улучшении транспортной инфраструктуры, развитии агропереработки. Турция стала четвертым по объему торговым партнером Узбекистана (5% внешнеторгового оборота) и одним из лидеров по числу совместных предприятий в стране​. В 2024 году стороны договорились об открытии торгового представительства Узбекистана в Стамбуле и активизации деятельности рабочей группы по увеличению товарооборота​ uz.kursiv.mediaeast-fruit.com. Расширение узбекско-турецких связей способствует укреплению устойчивости всего тюркского мира и созданию новых цепочек поставок между Европой и Азией.

https://president.uz/uploads/e8d58053-5ece-5c6d-e51e-93af25e41947_lists_7291.jpg

Объединенные Арабские Эмираты. За последние годы ОАЭ стали одним из ведущих инвесторов в экономику Узбекистана. В январе 2025 года президенты двух стран – Шавкат Мирзиёев и шейх Мохаммед бин Заид Аль Нахаян – подписали Декларацию о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и были свидетелями серии соглашений между правительствами​. Документы охватывают широкий спектр: промышленность, высокие технологии, сельское хозяйство, инвестиционную защиту, горнорудный сектор, стандартизацию, оборонную промышленность и др.​ Сотрудничество с Эмиратами особенно заметно в энергетике – компания Masdar (ОАЭ) строит в Узбекистане крупнейшие в регионе солнечные и ветряные электростанции, а инвестиции в эту сферу уже превысили $1 млрд​. В ходе январских переговоров 2025 г. лидеры поставили амбициозные ориентиры: увеличить взаимный товарооборот в 10 раз к 2030 году и довести суммарный портфель инвестиций до $50 млрд. Объявлено о реализации нового экономического сотрудничества по шести приоритетным направлениям – от искусственного интеллекта и цифровизации до зеленой энергетики и городской инфраструктуры​. 2025–2027 годы провозглашены Новой эрой экономического партнерства между Узбекистаном и ОАЭ​. Фактически эмиратский капитал уже присутствует во многих проектах: от модернизации транспортных узлов (например, развитие аэропорта Навои как международного хаба) до создания Центра исламской цивилизации в Ташкенте. Визит Мирзиёева в Абу-Даби был ознаменован также договоренностями о совместных инвестициях в химическую промышленность и агропром. Богатейший опыт ОАЭ в сфере инноваций и финансов служит хорошим подспорьем для узбекской экономики, а Ташкент в свою очередь открывает Дубаю и Абу-Даби доступ на перспективные рынки Центральной Азии.

UAE, Uzbekistan Presidents witness signing of strategic  agreements

Республика Корея. Особые отношения связывают Узбекистан и Южную Корею – официальный статус «особого стратегического партнерства» был закреплен еще в 2019 году, и с тех пор Сеул остается для Ташкента одним из ключевых экономических союзников. В июне 2024 года Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль посетил Узбекистан с государственным визитом. По итогам ташкентского саммита лидеры подписали совместное заявление об углублении партнерства и около 20 соглашений, ознаменовавших «новую эру высокотехнологичного и инновационного сотрудничества»​. «Новая эпоха… начинается в наших отношениях. Убежден, что совместное заявление и подписанные документы послужат этим благим целям», – отметил Шавкат Мирзиёев на церемонии обмена соглашениями​. В рамках узбекско-корейского бизнес-форума был подготовлен пакет инвестиционных проектов на $9,6 млрд​ – от поставок высокоскоростных электропоездов Hyundai Rotem до создания инновационного фармацевтического кластера «Pharma Park» и модернизации систем теплоснабжения​. Отдельное внимание уделяется сотрудничеству в горно-металлургической сфере: подписано партнерское соглашение по критическим минералам, предусматривающее совместную разведку, добычу и переработку редких металлов​. Республика Корея уже инвестировала в экономику Узбекистана свыше $7,5 млрд прямых вложений​, здесь работают сотни компаний с корейским капиталом – от автомобильного завода в Асаке (UzAuto с участием Hyundai) до совместных предприятий в текстильной и строительной отраслях. В последние годы товарооборот удвоился и превысил $2 млрд. Стороны также договорились приступить к подготовке соглашения о свободной торговле (FTA) для дальнейшего облегчения доступа товаров на рынки​. Южнокорейский опыт технологического развития и цифровизации крайне востребован в Узбекистане – в стране успешно работают проекты «Электронное правительство» и «Безопасный город» при содействии Сеула. Все это делает сотрудничество с Республикой Корея одним из драйверов инновационного роста узбекской экономики.

Индия. Узбекистан и Индия, имея давние исторические связи, сегодня наращивают экономическое взаимодействие с упором на транспортную и инвестиционную составляющие. В сентябре 2024 года Ташкент и Нью-Дели заключили двустороннее инвестиционное соглашение (BIT), призванное стимулировать взаимные вложения​. На этом фоне Узбекистан активно стремится подключиться к международному транспортному коридору «Север – Юг» (INSTC) для выхода к Индийскому океану через Иран. В 2024 году уже был отправлен первый тестовый груз из Узбекистана в Индию по маршруту INSTC​, а узбекское руководство официально выразило интерес присоединиться к этому коридору​. Ключевым звеном является и иранский порт Чабахар, где Индия в мае 2024 г. получила право на десятилетнее управление терминалом​. Узбекская сторона видит в Чабахаре перспективную гавань для своих товаров, особенно с учетом нестабильности маршрутов через Афганистан, и вместе с Индией и Ираном обсуждает проекты модернизации этой инфраструктуры. Помимо логистики, Нью-Дели и Ташкент развивают сотрудничество в фармацевтике, информационных технологиях и образовании. В Узбекистане открыты индийские учебные центры (в частности, AIIMS в Андижане для подготовки медиков), функционируют совместные фармпредприятия в Навои. В сфере туризма упростился визовый режим, что повысило взаимный туристический обмен. Хотя объем торговли между странами пока скромнее, чем с другими партнерами (порядка $500–600 млн в год), имеются значительные перспективы роста – не случайно Узбекистан пригласил Индию инвестировать в свободные экономические зоны и рассмотреть возможность прямого авиационного сообщения. Участие Узбекистана в индийских инициативах помогает стране интегрироваться в южноазиатские рынки и диверсифицировать внешнеэкономические связи.

Новые транспортные маршруты Евразии

Центральное географическое положение Узбекистана превращается сегодня в его преимущество: страна вкладывается в создание транспортных коридоров, которые связывают между собой крупнейшие экономические пространства – Восточную Азии, Европу, Россию, Южную Азию и Ближний Восток. Президент Мирзиёев неоднократно подчеркивал, что эффективные транспортно-логистические маршруты позволят Центральной Азии стать «не просто мостом между Европой и Азией, но и активным участником глобальных экономических процессов»​. В 2024–2025 годах ряд проектов в этой сфере вышел на стадию практической реализации.

Главный прорыв – начало строительства Трансафганской железной дороги по маршруту Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, которая соединит Центральную Азию с пакистанскими морскими портами. Еще в феврале 2021 года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали «дорожную карту» проекта, однако события в Афганистане притормозили работы. Теперь же проект вновь набрал ход: в конце 2023 года была определена оптимальная трасса и достигнуты договоренности с международными донорами. По заявлению министра транспорта И. Махкамова, строительство 573-километровой магистрали начнется уже в 2025 году​. Первый этап – прокладка 80 км пути по афганской территории – откроет выход к пакистанским и иранским портам​. Новая дорога рассчитана на перевозку до 20 млн тонн грузов в год​, что значительно сократит время и стоимость доставки товаров между Юго-Восточной Азией, Южной Азией и Европой​. В Ташкенте создан специальный проектный офис, координирующий усилия всех сторон​. В августе 2023 года Шавкат Мирзиёев назвал трансафганский коридор «лучшим, самым дешевым и безопасным маршрутом» для выхода Центральной Азии к Аравийскому морю​. Ожидается, что реализация проекта займет не менее пяти лет, но окупится за счет роста торговли и интеграции логистики региона​. Значимость этой магистрали признают и соседи: Казахстан заявил о готовности подключиться к строительству, видя в нем путь для своих грузов к Индийскому океану. Международные структуры (ЕБРР, Исламский банк развития) также выразили интерес к финансированию данного коридора, понимая его миротворческий и экономический эффект для Афганистана​. Таким образом, железная дорога на Пешавар способна преобразить транзитную карту региона, укрепив роль Узбекистана как инициатора проектов региональной взаимосвязанности.

Не менее важно для Ташкента и развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), известного как Срединный коридор из Китая в Европу в обход России. Узбекистан, не имея прямого выхода к Каспию, интегрируется в этот коридор через сети Казахстана и Туркменистана. В 2023 году узбекские власти присоединились к Координационному комитету ТМТМ, а в 2024-м активно лоббировали его поддержку со стороны ЕС. Мирзиёев выдвинул идею сопряжения европейской инициативы Global Gateway с развитием ТМТМ, что позволило бы значительно нарастить пропускную способность маршрута​. Узбекистан уже сейчас увеличивает объемы отправок контейнерных поездов через Каспий: налажены регулярные маршруты до бакинского порта Алят, откуда грузы следуют в Грузию, Турцию и далее в ЕС. По данным Евросоюза, только за последние 7 лет товарооборот Центральной Азии с ЕС вырос в четыре раза – до €54 млрд, и вклад срединного коридора в этот рост неуклонно повышается. В 2025 году в Ташкенте запланировано проведение инвестфорума по ТМТМ при участии европейских и азиатских партнеров. На нем Узбекистан представит проекты модернизации своей ж/д инфраструктуры, в том числе расширение пропускной способности линии Бухара – Бейнеу до порта Актау. Также обсуждается строительство паромного терминала на Амударье (город Термез) для связи с каспийскими портами по железной дороге через Туркменистан. Все эти шаги призваны укрепить роль Средней Азии как моста между Китаем и Европой, что подчеркнуто и в недавнем интервью узбекского лидера Euronews: «Центральная Азия может стать не просто “мостом” между Европой и Азией, но и активным участником глобальных процессов»​.

Наконец, ключевое значение имеет железнодорожный проект Китай – Кыргызстан – Узбекистан (ККУ), о котором мечтали почти четверть века. В июне 2024 года в Пекине был подписан трехсторонний межправительственный договор о начале строительства магистрали ККУ​, а 28 декабря 2024 года в Джалал-Абаде (Кыргызстан) торжественно состоялась церемония закладки дороги​. Этот 454-километровый путь через Тянь-Шань соединит Синьцзян (КНР) с Ферганской долиной и далее с узбекской сетью, напрямую связывая Китай с Центральной Азией, минуя длинный обход через Казахстан. «Дорога нового века» – так назвали ККУ местные эксперты, уверенные, что она откроет колоссальные возможности для торговли, туризма и промышленности в регионе​. По данным “China Railway Group”, строительство кыргизского участка начнется в июле 2025 года и продлится около шести лет​. Проект находится под личным патронажем лидеров трех стран: «Поддержка со стороны руководства Китая, Кыргызстана и Узбекистана сделала этот проект возможным», отметил представитель кыргызской стороны​. Для Узбекистана ККУ означает кратчайший путь к тихоокеанским портам Китая и странам Юго-Восточной Азии. Более того, дорога замкнет новый транзитный полукруг: через Узбекистан и дальше по трансафганской магистрали – на пакистанские порты, формируя альтернативный маршрут из Китая к Индийскому океану. Таким образом, инициированные Ташкентом транспортные проекты дополняют друг друга, образуя сеть «Новых шелковых путей». В перспективе они значительно усилят международную экономическую роль Узбекистана, превращая его в трансконтинентальный узел торговли и кооперации.

https://en.people.cn/mediafile/pic/20241230/67/8614189195817509407.jpg
https://en.people.cn/mediafile/pic/20241230/93/10462732167060576837.jpg

Вдохновляющий путь к процветанию

Узбекистан вступил в середину 2020-х годов с новой внешнеэкономической философией – открытости, взаимовыгодного сотрудничества и созидательного лидерства в регионе. Дипломатичный и взвешенный стиль, свойственный официальному Ташкенту, сочетается с дерзновенными инициативами, способными преобразить всю Центральную Азию. Заключенные соглашения с ЕС, Китаем, США, Россией, Турцией, арабскими государствами и другими партнерами образуют прочный фундамент для дальнейшего роста инвестиций и технологий. Страна уже сегодня демонстрирует впечатляющие результаты – стабильно высокий рост ВВП (~6% в 2024 году), резкое увеличение экспорта несырьевых товаров (+8,4% в 2024 г.) и реализацию совместных проектов на десятки миллиардов долларов. Но, пожалуй, еще важнее то вдохновение, с которым Узбекистан смотрит в будущее. «Перед нами стоит исторический шанс сделать наш регион процветающим», – сказал Президент Мирзиёевpresident.uz, и эти слова сегодня разделяют многие лидеры мира. Став мостом между Азией и Европой, Севером и Югом, Узбекистан превращается в центр новой Евразии, где взаимное доверие и экономическое развитие идут рука об руку. Вдохновленная этой великой целью, республика уверенно движется вперед – к достижению исторического шанса, который принесет стабильность и благосостояние не только узбекскому народу, но и всему региону Центральной Азии.

Абдуазиз ХИДИРОВ, обозреватель УзА.