В ночь на 15 апреля 2025 года в Демократической Республике Конго произошла одна из самых трагичных катастроф в истории страны.
Деревянное моторное судно HB Kongolo, перевозившее около 500 пассажиров, загорелось и затонуло недалеко от города Мбандака в провинции Экватор. По последним данным, подтверждено 148 погибших, более 100 человек числятся пропавшими без вести.
Причины и обстоятельства катастрофы
По сообщению комиссара по речному транспорту Компетана Лойоко, пожар начался, когда одна из пассажирок готовила еду на борту судна. Пламя быстро охватило деревянную конструкцию лодки, вызвав панику среди пассажиров. Многие, включая женщин и детей, прыгнули в воду, не умея плавать, что привело к многочисленным утоплениям.
Судно HB Kongolo направлялось из порта Матанкуму в Боломба. Пожар произошел вблизи города Мбандака, на слиянии рек Руки и Конго.
Последствия и спасательные операции
Около 100 выживших были доставлены в импровизированное убежище в здании мэрии Мбандаки, а пострадавшие с ожогами — в местные больницы. Сенатор Жан-Поль Бокетсу Бофили сообщил, что более 150 выживших с ожогами третьей степени остаются без гуманитарной помощи.
По словам Джозефа Локондо, местного лидера гражданского общества, который участвовал в захоронении тел, "предварительное число погибших составляет 145: некоторые сгорели, другие утонули".
Системные проблемы речных перевозок в Конго
Катастрофа HB Kongolo — не единичный случай. В 2024 году в результате двух крупных аварий на воде погибло более 100 человек. Основные причины подобных трагедий: перегрузка судов, отсутствие спасательных средств, слабый контроль за соблюдением правил безопасности и использование устаревших деревянных лодок.
Реки в Демократической Республике Конго являются основным способом передвижения для более 100 миллионов человек, особенно в отдаленных районах с недостаточной инфраструктурой. Это делает речные перевозки жизненно важными, но одновременно опасными из-за отсутствия должного контроля и обеспечения безопасности.
Реакция властей и необходимость реформ
Сенатор Бофили назвал реки страны "огромными кладбищами для конголезского народа" и подчеркнул недопустимость сложившейся ситуации. Однако, несмотря на регулярные трагедии, существенных изменений в системе речных перевозок не происходит.
Для предотвращения подобных катастроф необходимо:
Ужесточить контроль за соблюдением правил безопасности на воде.
Обновить флот, заменив устаревшие деревянные лодки на современные суда.
Обеспечить наличие спасательных средств на каждом судне.
Провести обучение экипажей и пассажиров действиям в чрезвычайных ситуациях.
Трагедия на реке Конго — это не только результат несчастного случая, но и отражение глубоких системных проблем в сфере речных перевозок в Конго. Без решительных мер и реформ подобные катастрофы будут повторяться, унося жизни сотен людей.
Подготовил Абдуазиз Хидиров, УзА.