Институт примирения имеет важное значение в делопроизводстве административных судов. Об этом рассказал руководитель пресс-службы Верховного суда Республики Узбекистан Азиз Обидов:

– 20 марта 2019 года в Гражданский процессуальный и Экономический процессуальный кодексы был введен институт медиативного соглашения и на этой основе внедрен порядок делопроизводства.    

В целях совершенствования системы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, расширения альтернативных возможностей разрешения споров, а также кардинального повышения роли института медиации, третейских судов и международных арбитражей в оптимизации объема работы в судах 17 июня 2020 года принято постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов альтернативного разрешения споров».

На современном этапе реформ в судебно-правовой сфере возникла необходимость внедрения в практику нового института защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. В этой связи, согласно закону от 26 апреля 2023 года, Кодекс об административном делопроизводстве дополнен статьей 151 под названием «Мировое соглашение».    

Согласно закону, стороны могут урегулировать спор в полном объеме либо частично, заключив мировое соглашение на всех стадиях административного судопроизводства и в процессе исполнения судебного акта.

Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества и равноправия.  

Соглашение о примирении в административном судопроизводстве отличается от соглашения о примирении, предусмотренного иными кодексами.    

В частности, в соответствии с требованиями Гражданского процессуального и Экономического процессуального кодексов, допускается заключение мирового соглашения по каждому рассматриваемому на суде спору, а по делам, предусмотренным в пунктах 1, 3, 4, и 5 части первой статьи 27 Кодекса об административном судопроизводстве, составление мирового соглашения не допускается.

Следовательно, в административных судах не допускается составление мирового соглашения по делам, касающимся ведомственных нормативно-правовых документов, действий или решений избирательных комиссий, споров в отказе от регистрации документов гражданского состояния, действии или бездействии нотариуса или должного лица органов записи гражданского состояния, отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации в установленный срок.

Сходство невозможности заключения мирового соглашения в этих трех кодексах заключается в том, что заключение такого соглашения не допускается в случае, если условия мирового соглашения затрагивают права и законные интересы третьих лиц.  

Основания для отклонения утверждения мирового соглашения определены в Кодексе об административном судопроизводстве, Гражданском процессуальном и Экономическом процессуальном кодексах. В Гражданском процессуальном определены 2, в Экономическом процессуальном кодексе – 3, а в Кодексе об административном судопроизводстве – 5 оснований для отказа в утверждении мирового соглашения.  

Согласно требованиям Гражданского процессуального и Экономического процессуального кодексов, утвердить мировое соглашение может представитель ответчика, участвующий в деле.  Однако в административном судопроизводстве утверждение мирового соглашения со стороны представителя не допускается.    

В соответствии с требованиями Кодекса об административном судопроизводстве, соглашение сторон допускается только в случае, если ответчик обладает административным усмотрением, то есть дискреционными полномочиями.  

Под понятием «административное усмотрение» понимается право административного органа применить по своему усмотрению одну из допустимых в рамках законодательства мер или воздержаться от применения соответствующей меры на основе собственной оценки правомерности и целесообразности.

Поэтому в отличие от Гражданского процессуального и Экономического процессуального кодексов, отсутствие у ответчика административного усмотрения является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения по требованию Кодекса административного судопроизводства.  

Практическое внедрение института мирового соглашения играет важную роль в защите интересов сторон.  

Н.Абдураимова, УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Какую роль играет договор примирения в защите интересов сторон?

Институт примирения имеет важное значение в делопроизводстве административных судов. Об этом рассказал руководитель пресс-службы Верховного суда Республики Узбекистан Азиз Обидов:

– 20 марта 2019 года в Гражданский процессуальный и Экономический процессуальный кодексы был введен институт медиативного соглашения и на этой основе внедрен порядок делопроизводства.    

В целях совершенствования системы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, расширения альтернативных возможностей разрешения споров, а также кардинального повышения роли института медиации, третейских судов и международных арбитражей в оптимизации объема работы в судах 17 июня 2020 года принято постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов альтернативного разрешения споров».

На современном этапе реформ в судебно-правовой сфере возникла необходимость внедрения в практику нового института защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. В этой связи, согласно закону от 26 апреля 2023 года, Кодекс об административном делопроизводстве дополнен статьей 151 под названием «Мировое соглашение».    

Согласно закону, стороны могут урегулировать спор в полном объеме либо частично, заключив мировое соглашение на всех стадиях административного судопроизводства и в процессе исполнения судебного акта.

Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества и равноправия.  

Соглашение о примирении в административном судопроизводстве отличается от соглашения о примирении, предусмотренного иными кодексами.    

В частности, в соответствии с требованиями Гражданского процессуального и Экономического процессуального кодексов, допускается заключение мирового соглашения по каждому рассматриваемому на суде спору, а по делам, предусмотренным в пунктах 1, 3, 4, и 5 части первой статьи 27 Кодекса об административном судопроизводстве, составление мирового соглашения не допускается.

Следовательно, в административных судах не допускается составление мирового соглашения по делам, касающимся ведомственных нормативно-правовых документов, действий или решений избирательных комиссий, споров в отказе от регистрации документов гражданского состояния, действии или бездействии нотариуса или должного лица органов записи гражданского состояния, отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации в установленный срок.

Сходство невозможности заключения мирового соглашения в этих трех кодексах заключается в том, что заключение такого соглашения не допускается в случае, если условия мирового соглашения затрагивают права и законные интересы третьих лиц.  

Основания для отклонения утверждения мирового соглашения определены в Кодексе об административном судопроизводстве, Гражданском процессуальном и Экономическом процессуальном кодексах. В Гражданском процессуальном определены 2, в Экономическом процессуальном кодексе – 3, а в Кодексе об административном судопроизводстве – 5 оснований для отказа в утверждении мирового соглашения.  

Согласно требованиям Гражданского процессуального и Экономического процессуального кодексов, утвердить мировое соглашение может представитель ответчика, участвующий в деле.  Однако в административном судопроизводстве утверждение мирового соглашения со стороны представителя не допускается.    

В соответствии с требованиями Кодекса об административном судопроизводстве, соглашение сторон допускается только в случае, если ответчик обладает административным усмотрением, то есть дискреционными полномочиями.  

Под понятием «административное усмотрение» понимается право административного органа применить по своему усмотрению одну из допустимых в рамках законодательства мер или воздержаться от применения соответствующей меры на основе собственной оценки правомерности и целесообразности.

Поэтому в отличие от Гражданского процессуального и Экономического процессуального кодексов, отсутствие у ответчика административного усмотрения является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения по требованию Кодекса административного судопроизводства.  

Практическое внедрение института мирового соглашения играет важную роль в защите интересов сторон.  

Н.Абдураимова, УзА.