Местные представительные органы – важное звено непосредственного общения с населением, на уровне которого осуществляется контрольная деятельность по поиску решений насущных вопросов на местах, а главное, они являются прочным мостом между народом и государством.

Местные представительные органы – важное звено непосредственного общения с населением, на уровне которого осуществляется контрольная деятельность по поиску решений насущных вопросов на местах, а главное, они являются прочным мостом между народом и государством. Местные Кенгаши народных депутатов, как местные представительные органы, имеют возможность непосредственно выявлять, анализировать проблемы на низовом уровне и вносить соответствующие предложения по их решению исходя из текущей ситуации в регионе.

Всем нам известно, что в последние годы создана правовая база для осуществления контрольной деятельности Кенгашей, но несмотря на то, что законодательно определена подотчетность хокима, его заместителя, руководителей органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и здравоохранения перед соответствующими Кенгашами, на практике это не дает ожидаемых результатов. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своей речи на первом заседании Сената Олий Мажлиса, останавливаясь на деятельности местных Кенгашей, особо отметил, что местные Кенгаши практически не пользуются своими полномочиями в поиске решений актуальных вопросов на местах.

Так почему же в деятельности местных Кенгашей не удалось добиться ожидаемой высокой эффективности и инициативности? Будет уместным объяснить это по следующим четырем основным причинам:

во-первых, не существует самостоятельной структуры, оказывающей профессиональные услуги местным Кенгашам народных депутатов;

во-вторых, не обеспечена финансовая независимость при определении затрат, необходимых для осуществления их деятельности;

в-третьих, их деятельность связана с предоставлением местными органами исполнительной власти услуг с организационной, технической и иной точек зрения;

в-четвертых, не уделяется внимания своевременной и безупречной подготовке вопросов для обсуждения на заседаниях местных Кенгашей.

В целях обеспечения полной независимости представительных органов в системе государственной власти на местах, создания независимой структуры, оказывающей им профессиональные услуги, широкого внедрения современных методов в работу местных Кенгашей, а также обеспечения непрерывности работы в рамках полномочий местных Кенгашей 14 сентября 2020 принят Закон Республики Узбекистан “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Кенгашей народных депутатов”.

Прежде всего, следует отметить, что этот закон был разработан на основе предложения уважаемого главы нашего государства Шавката Мирзиёева, высказанного в его речи на первом заседании Сената Олий Мажлиса, “О создании секретариата, работающего на постоянной основе в составе местных Кенгашей, для эффективной организации их деятельности и повышения качества их работы”, а также для эффективного выполнения задач, изложенных в пункте 15 Государственной программы “Год развития науки, просвещения и цифровой экономики”.

Законом вносятся соответствующие изменения в законы Республики Узбекистан “О государственной власти на местах” и “О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов”.

Данный закон является значимым с точки зрения следующих изменений и обновлений в деятельности областного, районного, городского Кенгашей. В частности, согласно изменениям, внесенным в часть первую статьи 20 Закона Республики Узбекистан “О государственной власти на местах”, – “Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов обеспечивается секретариатом соответствующего Кенгаша народных депутатов”.

До настоящего времени, помимо Кенгашей в городе Ташкенте и его районах, аппаратами хокимиятов оказывались услуги по организационной деятельности 203 Кенгашей народных депутатов, существующих в республике.

Известно, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан “О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте” эффективно действуют секретариаты Ташкентского городского и районных Кенгашей народных депутатов, созданные в качестве эксперимента. Результаты этого эксперимента показали целесообразность создания секретариатов местных Кенгашей в каждом районе и городе.

Если присмотреться к передовому зарубежному опыту, то в таких странах, как Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция, Турция, Россия, Казахстан, Грузия, Беларусь, созданы структуры, то есть аппараты, секретариаты для обслуживания местных представительных органов, формирующиеся путем голосования. Такие структуры называются по-разному, в частности, в Финляндии это Исполнительное управление (Executive department), в Швеции и Дании – Секретариат, в Республике Казахстан – Аппарат маслихата.

Из этого следует, что разработке этого закона способствовали не только опыт передовых зарубежных стран, но и практика деятельности местных Кенгашей в нашей стране.

Согласно изменениям, внесенным в закон, секретариат областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов является юридическим лицом, и его деятельность финансируется за счет соответствующего местного бюджета.

Эта поправка по своей юридической природе имеет особое значение в следующих двух аспектах:

во-первых, секретариату областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов присваивается статус юридического лица;

во-вторых, определяется финансирование деятельности областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов из соответствующих местных бюджетов.

Согласно статье 39 Гражданского кодекса Республики Узбекистан юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Также юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Из этого можно видеть, что сейчас местные Кенгаши народных депутатов становятся полноценным субъектом гражданско-правовых отношений через приобретение обособленного имущества, свободное осуществление прав и обязанностей.

Кроме того, секретариаты областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов, как и другие юридические лица, будут иметь бланк с Государственным гербом Республики Узбекистан и собственным наименованием, а также печать.

В зарубежных странах, в частности в Швеции с 1992 года и в Дании с 1968 года, секретариаты, обслуживающие местные советы, имеют статус юридического лица, и их деятельность финансируется из государственного бюджета.

По еще одному изменению, внесенному в закон, заведующий секретариатом областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов назначается из числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов на период его полномочий, трудовые отношения работников секретариатов не зависят от срока полномочий местных Кенгашей народных депутатов. Они могут работать на основе трудового договора в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом.

Согласно Закону Дании “О государственной власти на местах” (Local government Denmark Act) и Регламенту представительных органов города Копенгаген, руководитель Секретариата совета избирается из числа действующих местных депутатов.

А также на основе Закона Швеции “О государственной власти на местах” (Local government Act) и Регламента Совета депутатов города Стокгольм руководитель Секретариата совета должен быть утвержден большинством голосов депутатов в соответствии со сроком его полномочий.

Делая вывод от богатого опыта зарубежных стран, следует отметить, что данный закон, предусматривающий совершенствование деятельности областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов, характеризуется эффективным применением положительных аспектов опыта, оправдавшего себя в международной практике, обеспечивая реальную независимость представительных органов в органах местного государственного управления.

Чему способствует реализация этого закона, принятого на основе многочисленных обсуждений с участием широкой общественности, в частности, более 6500 депутатов местных Кенгашей?

Во-первых, созданию независимой структуры, непосредственно содействующей деятельности областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов, посредством чего аппарат хокимиятов, то есть организационно-контрольные группы, освобождается от неспецифических задач. Во-вторых, будет достигнуто обеспечение эффективного депутатского контроля за деятельностью государственных органов областными, районными и городскими Кенгашами народных депутатов. В-третьих, будет создана прочная основа для реализации идеи функционирования представительной власти отдельно от исполнительной власти, как отметил глава нашего государства в Послании парламенту.

Надеемся, что создание секретариатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов не только кардинально изменит их организационно-техническое обеспечение, но и, несомненно, создаст возможность наладить эффективный контроль представительного органа по актуальным вопросам на местном уровне, а также эффективно решать проблемы, волнующие население.

Толибжон МАДУМАРОВ,

заместитель председателя комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

Акбаршох ТЕШАБОЕВ,

начальник отдела Института проблем законодательства

и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Местные представительные органы: финансовая независимость и профессиональная деятельность

Местные представительные органы – важное звено непосредственного общения с населением, на уровне которого осуществляется контрольная деятельность по поиску решений насущных вопросов на местах, а главное, они являются прочным мостом между народом и государством.

Местные представительные органы – важное звено непосредственного общения с населением, на уровне которого осуществляется контрольная деятельность по поиску решений насущных вопросов на местах, а главное, они являются прочным мостом между народом и государством. Местные Кенгаши народных депутатов, как местные представительные органы, имеют возможность непосредственно выявлять, анализировать проблемы на низовом уровне и вносить соответствующие предложения по их решению исходя из текущей ситуации в регионе.

Всем нам известно, что в последние годы создана правовая база для осуществления контрольной деятельности Кенгашей, но несмотря на то, что законодательно определена подотчетность хокима, его заместителя, руководителей органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и здравоохранения перед соответствующими Кенгашами, на практике это не дает ожидаемых результатов. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своей речи на первом заседании Сената Олий Мажлиса, останавливаясь на деятельности местных Кенгашей, особо отметил, что местные Кенгаши практически не пользуются своими полномочиями в поиске решений актуальных вопросов на местах.

Так почему же в деятельности местных Кенгашей не удалось добиться ожидаемой высокой эффективности и инициативности? Будет уместным объяснить это по следующим четырем основным причинам:

во-первых, не существует самостоятельной структуры, оказывающей профессиональные услуги местным Кенгашам народных депутатов;

во-вторых, не обеспечена финансовая независимость при определении затрат, необходимых для осуществления их деятельности;

в-третьих, их деятельность связана с предоставлением местными органами исполнительной власти услуг с организационной, технической и иной точек зрения;

в-четвертых, не уделяется внимания своевременной и безупречной подготовке вопросов для обсуждения на заседаниях местных Кенгашей.

В целях обеспечения полной независимости представительных органов в системе государственной власти на местах, создания независимой структуры, оказывающей им профессиональные услуги, широкого внедрения современных методов в работу местных Кенгашей, а также обеспечения непрерывности работы в рамках полномочий местных Кенгашей 14 сентября 2020 принят Закон Республики Узбекистан “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Кенгашей народных депутатов”.

Прежде всего, следует отметить, что этот закон был разработан на основе предложения уважаемого главы нашего государства Шавката Мирзиёева, высказанного в его речи на первом заседании Сената Олий Мажлиса, “О создании секретариата, работающего на постоянной основе в составе местных Кенгашей, для эффективной организации их деятельности и повышения качества их работы”, а также для эффективного выполнения задач, изложенных в пункте 15 Государственной программы “Год развития науки, просвещения и цифровой экономики”.

Законом вносятся соответствующие изменения в законы Республики Узбекистан “О государственной власти на местах” и “О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов”.

Данный закон является значимым с точки зрения следующих изменений и обновлений в деятельности областного, районного, городского Кенгашей. В частности, согласно изменениям, внесенным в часть первую статьи 20 Закона Республики Узбекистан “О государственной власти на местах”, – “Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов обеспечивается секретариатом соответствующего Кенгаша народных депутатов”.

До настоящего времени, помимо Кенгашей в городе Ташкенте и его районах, аппаратами хокимиятов оказывались услуги по организационной деятельности 203 Кенгашей народных депутатов, существующих в республике.

Известно, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан “О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте” эффективно действуют секретариаты Ташкентского городского и районных Кенгашей народных депутатов, созданные в качестве эксперимента. Результаты этого эксперимента показали целесообразность создания секретариатов местных Кенгашей в каждом районе и городе.

Если присмотреться к передовому зарубежному опыту, то в таких странах, как Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция, Турция, Россия, Казахстан, Грузия, Беларусь, созданы структуры, то есть аппараты, секретариаты для обслуживания местных представительных органов, формирующиеся путем голосования. Такие структуры называются по-разному, в частности, в Финляндии это Исполнительное управление (Executive department), в Швеции и Дании – Секретариат, в Республике Казахстан – Аппарат маслихата.

Из этого следует, что разработке этого закона способствовали не только опыт передовых зарубежных стран, но и практика деятельности местных Кенгашей в нашей стране.

Согласно изменениям, внесенным в закон, секретариат областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов является юридическим лицом, и его деятельность финансируется за счет соответствующего местного бюджета.

Эта поправка по своей юридической природе имеет особое значение в следующих двух аспектах:

во-первых, секретариату областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов присваивается статус юридического лица;

во-вторых, определяется финансирование деятельности областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов из соответствующих местных бюджетов.

Согласно статье 39 Гражданского кодекса Республики Узбекистан юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Также юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Из этого можно видеть, что сейчас местные Кенгаши народных депутатов становятся полноценным субъектом гражданско-правовых отношений через приобретение обособленного имущества, свободное осуществление прав и обязанностей.

Кроме того, секретариаты областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов, как и другие юридические лица, будут иметь бланк с Государственным гербом Республики Узбекистан и собственным наименованием, а также печать.

В зарубежных странах, в частности в Швеции с 1992 года и в Дании с 1968 года, секретариаты, обслуживающие местные советы, имеют статус юридического лица, и их деятельность финансируется из государственного бюджета.

По еще одному изменению, внесенному в закон, заведующий секретариатом областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов назначается из числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов на период его полномочий, трудовые отношения работников секретариатов не зависят от срока полномочий местных Кенгашей народных депутатов. Они могут работать на основе трудового договора в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом.

Согласно Закону Дании “О государственной власти на местах” (Local government Denmark Act) и Регламенту представительных органов города Копенгаген, руководитель Секретариата совета избирается из числа действующих местных депутатов.

А также на основе Закона Швеции “О государственной власти на местах” (Local government Act) и Регламента Совета депутатов города Стокгольм руководитель Секретариата совета должен быть утвержден большинством голосов депутатов в соответствии со сроком его полномочий.

Делая вывод от богатого опыта зарубежных стран, следует отметить, что данный закон, предусматривающий совершенствование деятельности областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов, характеризуется эффективным применением положительных аспектов опыта, оправдавшего себя в международной практике, обеспечивая реальную независимость представительных органов в органах местного государственного управления.

Чему способствует реализация этого закона, принятого на основе многочисленных обсуждений с участием широкой общественности, в частности, более 6500 депутатов местных Кенгашей?

Во-первых, созданию независимой структуры, непосредственно содействующей деятельности областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов, посредством чего аппарат хокимиятов, то есть организационно-контрольные группы, освобождается от неспецифических задач. Во-вторых, будет достигнуто обеспечение эффективного депутатского контроля за деятельностью государственных органов областными, районными и городскими Кенгашами народных депутатов. В-третьих, будет создана прочная основа для реализации идеи функционирования представительной власти отдельно от исполнительной власти, как отметил глава нашего государства в Послании парламенту.

Надеемся, что создание секретариатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов не только кардинально изменит их организационно-техническое обеспечение, но и, несомненно, создаст возможность наладить эффективный контроль представительного органа по актуальным вопросам на местном уровне, а также эффективно решать проблемы, волнующие население.

Толибжон МАДУМАРОВ,

заместитель председателя комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

Акбаршох ТЕШАБОЕВ,

начальник отдела Института проблем законодательства

и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.