Наряду с теорией разделения власти и всеобщего избирательного права гендерный паритет является одним из основных принципов современной демократии.

Гендерное равенство как научная парадигма - одна из стратегических целей и неотъемлемая часть международной повестки дня в области устойчивого развития. Принцип гендерного равенства воплощает концептуальную идею о том, что осуществление прав человека не может быть достигнуто без полных гарантий равных прав и возможностей для мужчин и женщин. XXI век совершил перелом в оценке положения женщин в обществе, их роли.

Понятие гендера стало использоваться как термин после доклада американского психиатра, психоаналитика, социолога Роберта Столлера на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме. Гендер - это социокультурный конструкт, который определяет статус мужчин и женщин в обществе, набор связанных с гендером аспектов социальных ролей, модели поведения, ожидаемых от мужчины или женщины обществом. Гендер в первую очередь определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстом.

Понятие гендера неразрывно связано с социализацией личности. Люди социализируются с рождения, развиваются, учатся вести себя в соответствии со стереотипами, моралью, нормами поведения, социальными детерминантами общества, в котором они живут. В то же время на личность большое влияние оказывают семья, школа, профессиональная среда, СМИ, технологии и культурные нормы.

Социализация - важный процесс формирования личности. Однако поведенческие модели, приобретенные в рамках социализации, не всегда могут быть полезными для человека. Человек развивается на протяжении всей жизни под влиянием социальных конструкций, связанных с полом, например, в сознание мальчиков внедряется необходимость скрывать свои эмоции, проявлять физическую силу, готовиться к службе в армии. С другой стороны, работа по дому долгое время считалась задачей женщин. Известно, что до публикации работы «Социология домашнего труда» британского социолога профессора Лондонского университета Энн Окли, социология игнорировала сферу домашнего труда, поскольку трудом считалась только оплачиваемая работа. Практически во всех развитых странах наблюдается стабильное гендерное распределение, согласно которому мужчины заняты на рынке труда, а женщины – домашним трудом. Во всех регионах мира (с небольшими колебаниями) 75% домашней работы выполняют женщины.

Хотя гендерное равенство является неотъемлемой частью прав человека, гендерная дискриминация и гендерная асимметрия широко распространены в мире. Насилие в отношении женщин и девушек сохраняется во всех обществах мира и влияет на все социальные группы. Женщины сталкиваются с разными формами насилия, включая насилие в семье, сексуальные домогательства, харассмент. Экономическое насилие проявляется в дискриминации со стороны работодателя при приеме на работу, различиях в заработной плате, пренебрежении профессиональными компетенциями, интересе к социальному статусу женщины, нарушении ее прав в вопросах отпуска по родам. По данным ООН, каждая пятая женщина в мире подвергается физическому или сексуальному насилию. 20-50 процентов женщин в Европе были жертвами домашнего насилия.

Вопросы гендерного равенства, прав мужчин и женщин претерпели длительную историческую трансформацию. Эта трансформация отражается в тенденции развития Западной и Восточной цивилизаций, научно-познавательного, социально-философского мышления. Неутомимая защитница прав женщин, французская писательница Олимпия де Гуж сказала: «Раз женщина имеет право взойти на эшафот, она должна также иметь право подниматься на депутатскую трибуну».

Греческий философ и математик Пифагор в своих научных взглядах утверждал, что женщина и мужчина были созданы равными. Платон также поддерживал эти взгляды в своем произведении «Идеальное государство», демонстрируя свою приверженность идеям своих великих соратников. Мыслитель приходит к выводу, что разница между мужской и женской природой относительна и применима только к репродуктивной сфере. Платон раскрывает социальные корни проблемы, описывая эту реальность о месте в обществе женщин, которые были обречены «варить суп» и «быть кормилицей» в результате сильного и длительного влияния традиций и обычаев своего времени. Великий философ подчеркивает необходимость изменения подхода к воспитанию и образованию женщин.

Немецкий психолог, социолог, один из основоположников неофрейдизма, представитель гуманистического психоанализа Эрих Фромм в книге «Мужчина и женщина» на основе анализа природы и особенностей представителей двух полов, проблемы гендерного равенства приходит к следующим заключениям: «Равенство подразумевает не отрицание различий, а возможность их полной реализации».

Ни одна культура не является гендерно нейтральной. Понятие гендера пронизывает культуру, другими словами, культура — это набор ценностей и норм, взглядов и стереотипов, действия и социальные взаимодействия, введенные в социальную структуру. Случаи угнетения женщин имели место в разное время в истории. Римский правовед Папиниан писал о положении женщин в обществе: «Согласно общим нормам нашего законодательства, положение женщин хуже, чем положение мужчин». Несмотря на то, что женщина была свободной, она все же не имела гражданских «свобод».

О высоком положении женщины в обществе тюркских народов арабский историк Ибн Баттута сообщает, что турецкие каганы подписывают указы «по велению султана и хатун». В своих взглядах Аль-Беруни особо подчеркивал, что мир в семье находится непосредственно в руках мудрых, умных, сообразительных, воспитанных женщин. В своей работе «Минералогия» он утверждает, что мир и лад, счастье в семье в большей степени зависит от женщин. В исламском шариате мусульмане - мужчины и женщины должны стремиться к получению знаний. В священном хадисе сказано: «Стремиться к знаниям - обязательно для каждого мусульманина».

С конца XIX века во всем мире активизировался процесс предоставления женщинам права голоса наравне с мужчинами. В 1893 году Новая Зеландия, а затем Австралия первыми признали женщин гражданами и предоставили им право голоса. 18 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (CEDAW). Эта Конвенция является ключевым документом, который четко определяет проблемы, связанные с достижением практического равенства между женщинами и мужчинами, то есть обеспечением гендерного равенства. На саммите, прошедшем 8 сентября 2000 года, достижение гендерного равенства было включена в ряд из 8 целей развития Декларации тысячелетия ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. 23 сентября 2020 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН представил вниманию международного сообщества свою позицию по актуальным вопросам, имеющим глобальное значение: «Политика гендерного равенства стала для нас приоритетным вопросом. Возрастает роль женщин в государственном управлении».

Исследования в области государственного менеджмента показывают, что своевременное устранение гендерных проблем зависит от передовых методов работы и компетенций в сфере менеджмента. В частности, одной из важнейших задач в сфере менеджмента является организация профессиональной и информационно-образовательной среды XXI века на основе Целей устойчивого развития. Решение проблемы заключается в постоянном развитии профессиональных навыков и компетенций на основе парадигмы «Lifelong learning». Есть потребность в пересмотре всех существующих образовательных программ на основе этих концептуальных идей и принципов.

Считаю целесообразными рекомендации по развитию профессиональных компетенций личности в сфере гендерного равенства, среди которых:

1. Имплементация проблематики гендерного равенства во все виды образовательных программ.

2. Стимулирование научных изысканий в области гендерного равенства.

3. Деятельность СМИ с целью доведения до широкой общественности содержания и сущности проблематики, подготовка информационных и методических ресурсов (мобильные приложения, буклеты, слайды, инфографика).

4. Организация корпоративного обучения, повышения квалификации руководителей и сотрудников с целью развития компетенций в сфере гендерного равенства.

5. Создание работодателем инклюзивной рабочей среды.

6. Разработка Комиссией по вопросам обеспечения гендерного равенства Типового положения об уполномоченном дожностном лице и осуществление им контроля за исполнением в государственных органах.

7. Проведение гендерного аудита, который определяет эффективность принятых в организации правил корпоративной культуры; отслеживает и оценивает динамику обеспечения гендерного равенства; выявляет препятствия; предлагает пути решения и эффективные стратегии.

При этом важно учитывать историческое развитие, социальные, культурные и экономические особенности страны.

МОХИРА ХАЛИКОВА,

директор Национального центра обучения педагогов

новым методикам Ташкента, доктор философии (PhD), доцент.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Гендерная сенситивность как важная компетенция современного общества

Наряду с теорией разделения власти и всеобщего избирательного права гендерный паритет является одним из основных принципов современной демократии.

Гендерное равенство как научная парадигма - одна из стратегических целей и неотъемлемая часть международной повестки дня в области устойчивого развития. Принцип гендерного равенства воплощает концептуальную идею о том, что осуществление прав человека не может быть достигнуто без полных гарантий равных прав и возможностей для мужчин и женщин. XXI век совершил перелом в оценке положения женщин в обществе, их роли.

Понятие гендера стало использоваться как термин после доклада американского психиатра, психоаналитика, социолога Роберта Столлера на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме. Гендер - это социокультурный конструкт, который определяет статус мужчин и женщин в обществе, набор связанных с гендером аспектов социальных ролей, модели поведения, ожидаемых от мужчины или женщины обществом. Гендер в первую очередь определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстом.

Понятие гендера неразрывно связано с социализацией личности. Люди социализируются с рождения, развиваются, учатся вести себя в соответствии со стереотипами, моралью, нормами поведения, социальными детерминантами общества, в котором они живут. В то же время на личность большое влияние оказывают семья, школа, профессиональная среда, СМИ, технологии и культурные нормы.

Социализация - важный процесс формирования личности. Однако поведенческие модели, приобретенные в рамках социализации, не всегда могут быть полезными для человека. Человек развивается на протяжении всей жизни под влиянием социальных конструкций, связанных с полом, например, в сознание мальчиков внедряется необходимость скрывать свои эмоции, проявлять физическую силу, готовиться к службе в армии. С другой стороны, работа по дому долгое время считалась задачей женщин. Известно, что до публикации работы «Социология домашнего труда» британского социолога профессора Лондонского университета Энн Окли, социология игнорировала сферу домашнего труда, поскольку трудом считалась только оплачиваемая работа. Практически во всех развитых странах наблюдается стабильное гендерное распределение, согласно которому мужчины заняты на рынке труда, а женщины – домашним трудом. Во всех регионах мира (с небольшими колебаниями) 75% домашней работы выполняют женщины.

Хотя гендерное равенство является неотъемлемой частью прав человека, гендерная дискриминация и гендерная асимметрия широко распространены в мире. Насилие в отношении женщин и девушек сохраняется во всех обществах мира и влияет на все социальные группы. Женщины сталкиваются с разными формами насилия, включая насилие в семье, сексуальные домогательства, харассмент. Экономическое насилие проявляется в дискриминации со стороны работодателя при приеме на работу, различиях в заработной плате, пренебрежении профессиональными компетенциями, интересе к социальному статусу женщины, нарушении ее прав в вопросах отпуска по родам. По данным ООН, каждая пятая женщина в мире подвергается физическому или сексуальному насилию. 20-50 процентов женщин в Европе были жертвами домашнего насилия.

Вопросы гендерного равенства, прав мужчин и женщин претерпели длительную историческую трансформацию. Эта трансформация отражается в тенденции развития Западной и Восточной цивилизаций, научно-познавательного, социально-философского мышления. Неутомимая защитница прав женщин, французская писательница Олимпия де Гуж сказала: «Раз женщина имеет право взойти на эшафот, она должна также иметь право подниматься на депутатскую трибуну».

Греческий философ и математик Пифагор в своих научных взглядах утверждал, что женщина и мужчина были созданы равными. Платон также поддерживал эти взгляды в своем произведении «Идеальное государство», демонстрируя свою приверженность идеям своих великих соратников. Мыслитель приходит к выводу, что разница между мужской и женской природой относительна и применима только к репродуктивной сфере. Платон раскрывает социальные корни проблемы, описывая эту реальность о месте в обществе женщин, которые были обречены «варить суп» и «быть кормилицей» в результате сильного и длительного влияния традиций и обычаев своего времени. Великий философ подчеркивает необходимость изменения подхода к воспитанию и образованию женщин.

Немецкий психолог, социолог, один из основоположников неофрейдизма, представитель гуманистического психоанализа Эрих Фромм в книге «Мужчина и женщина» на основе анализа природы и особенностей представителей двух полов, проблемы гендерного равенства приходит к следующим заключениям: «Равенство подразумевает не отрицание различий, а возможность их полной реализации».

Ни одна культура не является гендерно нейтральной. Понятие гендера пронизывает культуру, другими словами, культура — это набор ценностей и норм, взглядов и стереотипов, действия и социальные взаимодействия, введенные в социальную структуру. Случаи угнетения женщин имели место в разное время в истории. Римский правовед Папиниан писал о положении женщин в обществе: «Согласно общим нормам нашего законодательства, положение женщин хуже, чем положение мужчин». Несмотря на то, что женщина была свободной, она все же не имела гражданских «свобод».

О высоком положении женщины в обществе тюркских народов арабский историк Ибн Баттута сообщает, что турецкие каганы подписывают указы «по велению султана и хатун». В своих взглядах Аль-Беруни особо подчеркивал, что мир в семье находится непосредственно в руках мудрых, умных, сообразительных, воспитанных женщин. В своей работе «Минералогия» он утверждает, что мир и лад, счастье в семье в большей степени зависит от женщин. В исламском шариате мусульмане - мужчины и женщины должны стремиться к получению знаний. В священном хадисе сказано: «Стремиться к знаниям - обязательно для каждого мусульманина».

С конца XIX века во всем мире активизировался процесс предоставления женщинам права голоса наравне с мужчинами. В 1893 году Новая Зеландия, а затем Австралия первыми признали женщин гражданами и предоставили им право голоса. 18 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (CEDAW). Эта Конвенция является ключевым документом, который четко определяет проблемы, связанные с достижением практического равенства между женщинами и мужчинами, то есть обеспечением гендерного равенства. На саммите, прошедшем 8 сентября 2000 года, достижение гендерного равенства было включена в ряд из 8 целей развития Декларации тысячелетия ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. 23 сентября 2020 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН представил вниманию международного сообщества свою позицию по актуальным вопросам, имеющим глобальное значение: «Политика гендерного равенства стала для нас приоритетным вопросом. Возрастает роль женщин в государственном управлении».

Исследования в области государственного менеджмента показывают, что своевременное устранение гендерных проблем зависит от передовых методов работы и компетенций в сфере менеджмента. В частности, одной из важнейших задач в сфере менеджмента является организация профессиональной и информационно-образовательной среды XXI века на основе Целей устойчивого развития. Решение проблемы заключается в постоянном развитии профессиональных навыков и компетенций на основе парадигмы «Lifelong learning». Есть потребность в пересмотре всех существующих образовательных программ на основе этих концептуальных идей и принципов.

Считаю целесообразными рекомендации по развитию профессиональных компетенций личности в сфере гендерного равенства, среди которых:

1. Имплементация проблематики гендерного равенства во все виды образовательных программ.

2. Стимулирование научных изысканий в области гендерного равенства.

3. Деятельность СМИ с целью доведения до широкой общественности содержания и сущности проблематики, подготовка информационных и методических ресурсов (мобильные приложения, буклеты, слайды, инфографика).

4. Организация корпоративного обучения, повышения квалификации руководителей и сотрудников с целью развития компетенций в сфере гендерного равенства.

5. Создание работодателем инклюзивной рабочей среды.

6. Разработка Комиссией по вопросам обеспечения гендерного равенства Типового положения об уполномоченном дожностном лице и осуществление им контроля за исполнением в государственных органах.

7. Проведение гендерного аудита, который определяет эффективность принятых в организации правил корпоративной культуры; отслеживает и оценивает динамику обеспечения гендерного равенства; выявляет препятствия; предлагает пути решения и эффективные стратегии.

При этом важно учитывать историческое развитие, социальные, культурные и экономические особенности страны.

МОХИРА ХАЛИКОВА,

директор Национального центра обучения педагогов

новым методикам Ташкента, доктор философии (PhD), доцент.