В международном еженедельнике на русском языке «Мир и Омониа», издающемся в Афинах (Греция), 31 марта этого года была опубликована статья «Гендерная политика нового Узбекистана», в которой отмечены основные достижения нашей страны в области защиты прав и свобод женщин и обеспечения гендерного равенства.
Так, в статье отмечается, что одними из приоритетных направлений государственной политики нового Узбекистана являются достижение гендерного равенства, обеспечение прав, свобод и законных интересов женщин, усиление их роли в общественной и государственной жизни.
При этом эксперты ООН и Межпарламентского союза (МПС) подчеркивают, что тенденции, наблюдаемые в Узбекистане в этой сфере, идут в русле общемировых процессов расширения представленности женщин на самых высоких уровнях государственной власти, устранения гендерного неравенства, увеличения их числа в парламенте, правительстве и судебной власти. Согласно ежегодному докладу МПС «Женщины в парламенте» и данным организации «ООН-женщины», впервые за всю историю на январь 2021 года общемировая доля женщин в национальных парламентах составила более четверти – 25,5 процента.
По итогам выборов в узбекский парламент в конце 2019 года женщины составили 32 процента депутатов Законодательной палаты, 25 процентов – членов Сената. По данному показателю Узбекистан вошел в число топ-50 стран (из 190), опередив почти все постсоветские государства. Это свидетельствует о принципиально новых подходах и тенденциях в организации деятельности узбекского парламента.
В новом Узбекистане работа по кардинальному повышению роли женщин в общественной, политической и деловой жизни страны проводится в следующих направлениях.
Совершенствование правовых основ.
Узбекистан присоединился ко всем основным международным договорам, предусматривающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любых форм дискриминации и притеснений. Приняты гендерно ориентированные законы «О гарантиях равных прав
и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», «Об охране репродуктивного здоровья граждан», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан» - о снятии ограничений, связанных с выбором женщинами ранее запрещенных форм трудовой деятельности и других гендерно ассиметричных положений трудового законодательства.
Внесен ряд изменений и дополнений, предусматривающих усиление работы по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия, борьбе с устаревшими обычаями. Введена обязательная гендерно-правовая экспертиза законодательных актов, направленная на устранение несоответствия положений нормативно-правовых актов принципам гендерного равенства, выявление возможных рисков дискриминационного характера в процессе их применения.
В данном контексте Спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Центральной Азии, глава Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Наталья Герман отметила, что международным сообществом позитивно оцениваются усилия Узбекистана в сфере гендерного равенства. Принятие и реализация норм этих законов способствуют увеличению доли женщин до 33 процентов на руководящих должностях и 45 процентов – в общей численности трудоспособного населения. Это свидетельствует также о заметном росте показателя представительства женщин-политиков и женщин-руководителей во всех сферах, последовательном продвижении страны по пути достижения гендерного равенства.
Разрабатывается Стратегия по достижению гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года, направленная на обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин во всех сферах. Региональный директор Фонда ООН в области народонаселения в Восточной Европе и Центральной Азии Алан Армитаж подчеркнул, что в результате реализации данной стратегии в Узбекистане появится больше женщин-лидеров, урбанизация будет проходить устойчивым образом. Будут обеспечиваться стабильное социально-экономическое развитие, созданы новые возможности, особенно для девушек, их потенциал будет реализован, в обществе сформируется культура здорового образа жизни.
Институциональные основы.
В Узбекистане реализуются последовательные меры, направленные на повышение роли парламента в совершенствовании законодательства:
во-первых, под руководством председателя Сената создана Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства;
во-вторых, в верхней палате парламента образован Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства. Им осуществляется действенный парламентский контроль
за повышением роли женщин в обществе, обеспечением гендерного равенства, прав, свобод и законных интересов женщин, решением их проблем, а также содействием их занятости, развитием сферы культуры и искусства. В практику вошло регулярное заслушивание отчетов руководителей ответственных ведомств по данным вопросам;
в-третьих, организована системная работа Парламентской комиссии по контролю за реализацией Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года, где пятая цель посвящена задачам достижения гендерного равенства.
В число ее основных задач входят осуществление мониторинга за исполнением законодательства, проведение критического анализа развития тех сфер, которые включены
в Национальные цели устойчивого развития, подготовка предложений по разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов;
в-четвертых, создан Республиканский общественный совет женщин во главе с председателем Сената, одной из основных задач которого является координация вопросов
выполнения положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и реализации Пекинской платформы действий и Национального плана действий; в-пятых, созданы Министерство по поддержке махалли и семьи, одним из приоритетных направлений которого является всесторонняя поддержка женщин, а также Фонд по поддержке женщин и семьи, призванный оказывать всемерную поддержку женщинам, содействовать их участию в организации семейного и частного предпринимательства, ремесленничества, получению знаний и навыков по востребованным на рынке труда профессиям; в-шестых, Федерацией профсоюзов Узбекистана и Министерством по поддержке махалли и семьи создана специальная Республиканская рабочая группа, которая изучает и выявляет во всех регионах жизненные проблемы женщин, организует работу по сокращению бедности и повышению благосостояния населения. Посредством этой системы трудоустроены 527 тысяч человек. Только за последние три месяца республиканской комиссии удалось решить проблемы 80 тысяч женщин, 32 тысячи из числа оказавшихся в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке обеспечены работой.
В преодолении пандемии.
Несмотря на негативные последствия глобальной пандемии во всех сферах жизни общества и государства, особенно в экономике и социальной сфере, 2020 год стал поворотным в области обеспечения прав и свобод женщин. При этом в Узбекистане особое внимание уделяется следующим направлениям.
Во-первых, расширению доступа населения, прежде всего женщин и детей, к современным качественным медицинским услугам, лекарственным препаратам. Реализуется сформированный Президентом страны принцип, утверждающий, что забота о здоровье матери и ребенка – это забота обо всем обществе, о будущем.
Во-вторых, обеспечению занятости женщин, выделению кредитов для женщин-предпринимателей. В этой сфере реализуется ряд государственных программ, в частности, «Каждая семья — предприниматель», «Обод кишлок» и «Обод махалла», «Пять важных инициатив». В результате за последние четыре года трудоустроены более 620 200 женщин, 106 тысячам - оказано содействие в налаживании частного предпринимательства.
Например, в 2020 году только в рамках программы «Каждая семья – предприниматель» около 126 тысячам семей предоставлены льготные кредиты. Почти 215 тысячам семей выделены кредиты на развитие семейного предпринимательства в общей сложности на более шесть триллионов сумов.
В рамках реализации пяти важных инициатив в отдаленных районах организованы швейные цехи, обеспечена занятость 10 тысяч женщин.
В-третьих, системному обучению предпринимательской деятельности и льготному кредитованию женщин-предпринимателей. В этих целях в регионах созданы центры женского предпринимательства, в которых только в 2020 году более 61 500 женщин прошли обучение на краткосрочных профессиональных курсах. В итоге, несмотря на пандемию, число женщин-предпринимателей достигло 172 700.
В 2021 году на поддержку бизнес-проектов женщин и решение выявленных проблем на местах будет направлено более одного триллиона сумов. В этих целях Народный банк внедряет новую систему обучения женщин предпринимательству, разработки для них типовых бизнес-планов и оказания практической помощи в получении кредитов.
В-четвертых, расширению образовательных возможностей женщин, нуждающихся в социальной помощи. В частности, в 2020 году 950 девушек из малообеспеченных семей приняты на дневные отделения высших учебных заведений Узбекистана на основе государственного гранта. В 2021 году число квот превысит две тысячи. В-пятых, обеспечению жильем женщин, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, и девушек, находящихся на иждивении матерей-одиночек. В 2021 году из Государственного бюджета будет выделено 210 миллиардов сумов, а также дополнительно 211 миллиардов сумов на обеспечение женщин социальным жильем на условиях аренды. Это свидетельствует о реализации сформированного Президентом принципа о том, что ни одна женщина в Узбекистане не останется без внимания и заботы государства и общества.
В-шестых, усилению мер по предупреждению разных форм насилия в отношении женщин. В соответствии с постановлением Президента в 190 городах и районах созданы центры реабилитации и адаптации.
Их основные задачи заключаются в оказании экстренной медицинской, психологической, социальной, педагогической, правовой и иной помощи лицам, оказавшимся в тяжелом социальном положении, столкнувшимся с семейными проблемами и бытовым насилием.
С целью защиты жертв домашнего насилия принята исправительная программа, среди основных задач которой можно отметить следующие:
– профилактика случаев проявления насилия по отношению к женщинам;
– устранение причин и условий, которые способствуют этому;
– выявление и исправление латентной (скрытой) формы насилия;
– проведение индивидуальной (или в форме групп) разъяснительной работы с лицами, совершившими насилие, и другие.
В системе МВД создано 360 должностей инспекторов-женщин по работе с женщинами, нуждающимися в правовой и социальной помощи. С целью оперативного и качественного оказания поддержки женщинам, пострадавшим от притеснения и насилия, разработаны и внедрены стандартные операционные процедуры по совместному реагированию на гендерное насилие для правоохранительных органов, работников здравоохранения и социально-психологической сферы.
В-седьмых, повышению степени осведомленности общества о гендерном равенстве и правах женщин, обучению ответственных лиц на основе соответствующих правовых норм для обеспечения исполнения их на практике применения права.