Внедрение новых форматов государственного управления, основанных на широком применении цифровых технологий, затрагивает практически все страны мира. Оцифровывая процессы и внося организационные изменения, правительства меняют представление о функционировании органов власти, с учетом прозрачности, подотчетности, участия и реагирования преобразуют государственные услуги, повышая, тем самым, качество и эффективность госсектора.
В Республике Узбекистан в последние годы принят ряд государственных стратегий и программ в сфере развития электронного правительства и цифровой трансформации экономики, предусматривающих серьезные меры по углублению электронного взаимодействия граждан и государственных органов, а также направленных на качественное использование цифровых инструментов в здравоохранении, осуществлении госзакупок, образовании и других сферах.
Важнейшим информационно-техническим проектом Узбекистана за последние годы стала разработка и запуск Единого портала интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) – https://my.gov.uz. ЕПИГУ позволяет физическим и юридическим лицам получать сведения о государственных услугах, включенных в реестр, и получать эти услуги в электронной форме. В частности, через ЕПИГУ заявитель может подать заявление о предоставлении услуги и необходимые для этого документы, узнать о ходе рассмотрения обращения, оплатить госпошлину в электронной форме. Заявления и подаваемые документы должны быть заверены электронной цифровой подписью.
В настоящее время в системе ЕПИГУ населению оказывается более 200 видов госуслуг. Всего с начала года обработано 1,4 миллиона заявок, что на 8,1 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. За весь период существования Агентством госуслуг было оказано более 25 миллионов услуг.
Основная функция ЕСИ – предоставление пользователю системы единой учетной записи для доступа к большому количеству важных государственных информационных систем. Учетная запись позволяет пользователям заходить на различные порталы, которые используют ЕСИ, под одним и тем же паролем и логином. К примеру, гражданин, зарегистрированный на портале ЕПИГУ, сможет пользоваться паролем и логином от своего личного кабинета для доступа к информационным системам разных ведомств с помощью сайтов этих ведомств.
Система не только обеспечивает доступ физических и юридических лиц к электронному правительству, но также может быть использована работниками государственных органов в процессе обмена сведениями, информационными системами при обмене в автоматическом режиме.
Эффективная реализация поставленных стратегических задач позволила Узбекистану улучшить позиции индексом EGDI. Согласно рейтингу ООН по уровню развития электронного правительства страна заняла 87-е место среди 193 государств.
Как отмечается в обзоре, предоставление онлайн-услуг в Узбекистане значительно улучшилось, несмотря на сдержанное развитие инфраструктуры.
Индекс развития электронного правительства Узбекистана составил 0.66. Для сравнения, в 2018 году он составлял 0.62. У лидера рейтинга – Дании – этот индекс составляет 0.97, у Южной Кореи – 0.95, у Казахстана, который лидирует по показателям в Центральноазиатском регионе, – 0.83.
EGDI формируется из трех субиндексов: индекса развития телекоммуникационной инфраструктуры, индекса человеческого капитала и индекса онлайн-услуг. Субиндексы Узбекистана составили, соответственно, 0.47, 0.74 и 0.78.
По второму показателю обзора – Индексу электронного участия (E-Participation Index, EPI) Узбекистан улучшил позицию на 13 пунктов, поднявшись с 59-го на 46-е место. С индексом 0.80 Узбекистан оказался в группе стран с очень высоким EPI.
Опираясь на потребности и предпочтения людей, сегодня многие зарубежные страны трансформируют системы предоставления услуг посредством внедрения цифрового правительства, что подразумевает их перепроектирование за счет использования прорывных технологий и данных. При этом сами по себе технологии и данные не являются преобразующими. Их системное применение в процессах принятия решений, в том числе при формировании всеобъемлющих стратегий и программ реформирования государственного сектора, является предпосылкой повышения благосостояния общества.
Цифровизация затронула такие важные системы, как управление налогами и сборами, бюджетную отчетность, идентификацию граждан с использованием цифровой подписи, позволила совершить переход на единую платформу оказания электронных госуслуг. При помощи электронных госуслуг удалось значительно снизить административную нагрузку на предприятия и население, делая их взаимодействие с государственными органами более быстрым, эффективным, удобным и менее дорогостоящим.
Доля лиц, пользующихся услугами электронного правительства (то есть, посещающих веб-сайты госорганов или взаимодействующих с ними), в последние годы постоянно растет, но значительно разнится по странам. К примеру, в Дании в 2016 году доля лиц, пользующихся услугами электронного правительства, составила 88 процентов, а в Бразилии, Чили, Италии, Мексике и Колумбии – менее 25 процентов. Количество граждан, отправляющих заполненные формы онлайн, также варьируется в широких пределах: 50 процентов и более – в странах Северной Европы, Эстонии, Нидерландах и Франции и менее 10 процентов – в Мексике, Японии. Эти различия объясняются, в частности, недостаточно развитой инфраструктурой и ограниченным предложением электронных услуг, а также структурными проблемами, обусловленными институциональными, культурными или экономическими факторами.
Согласно рейтингу ООН по уровню развития электронного правительства EGDI, в десятку лидеров 2020 года вошли Дания, Республика Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, США и Нидерланды. Большинство стран приняло стратегии цифровизации общества, и для их реализации активно использует прорывные технологии, такие как блокчейн, большие данные, искусственный интеллект и прочие.
К примеру, в Дании произошел уникальный переход к цифровому государственному управлению. Создан портал госуслуг border.dk, содержащий персонифицированную страницу с доступными для конкретного гражданина услугами, обязательный для частных лиц и предприятий цифровой почтовый ящик, открыт портал, предоставляющий доступ к персональным данным о здоровье (sundhed. dk). Налажена эффективная связь с бизнесом через ресурсы Virk.dk и NemHandel – открытую среду е-бизнеса, позволяющую предприятиям безопасно и надежно отправлять стандартизированные электронные счета-фактуры. Благодаря Цифровой стратегии на 2016-2020 годы, определяющей дальнейшую цифровизацию государственного сектора, а также вектор его взаимодействия с коммерческими организациями и промышленностью, Дания успешно продолжает развивать цифровое государственное управление и электронные услуги. При этом компании получат доступ к большему количеству данных государственного сектора, которые могут стать основой для новых бизнес-возможностей и инноваций.
Самые высокие рейтинги по информатизации и развитию электронного правительства у Республики Корея. Сформулированный в 2011 году план по «умному» электронному правительству обеспечил широкий спектр госсервисов на базе мобильных платформ. Созданы порталы для оказания гражданам страны таможенных, налоговых, гражданских, патентных услуг, а также онлайн-платформа e-People для гражданских обращений в административные учреждения. Открыта система управления бизнес-процедурами правительства в режиме онлайн. Разработанный в стране Генеральный план электронного правительства предусматривает трансформацию госуправления на базе интеллектуальных информационных технологий для создания новой экосистемы, которая станет площадкой правительственных инноваций, внедряемых в целях устойчивого роста. В числе основных задач – формирование новых цифровых отраслей, возглавляемых государственным сектором, облачной административной информационной безопасной инфраструктуры нового поколения, укрепление позиции в качестве крупного экспортера электронного правительства и другие.
Анализ зарубежного опыта показывает, что формирование стратегии перехода к цифровому правительству, ориентированного на граждан, – базовое условие наиболее полной реализации возможностей, которые предоставляет цифровая трансформация государственного управления и общества в целом. При этом она требует внедрения новых форм взаимодействия, навыков, многопланового использования больших массивов данных.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Для сохранения и дальнейшего укрепления своих позиций Узбекистану необходимо активизировать переход к цифровизации государственных услуг с учетом национальных интересов и мирового опыта. Этот процесс требует комплексного подхода, направленного на совершенствование государственных онлайн-услуг, развитие и использование прорывных технологий, таких как искусственный интеллект и блокчейн, создание персонализированных услуг, обеспечение кибербезопасности, формирование цифровых навыков и разработку эффективных стимулирующих инструментов для госслужащих, а также управление данными. Переход к цифровому правительству потребует существенной проработки нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы доступа к данным, их конфиденциальности и защиты, оценки возможностей применения интеллектуальных технологий, обеспечивающих обработку и анализ данных, а также создание надлежащих условий для формирования рынка данных. Их внедрение позволит не только значительно сэкономить временные, трудовые и финансовые ресурсы, но самое главное, создать дополнительные удобства для граждан, позволяя им получать различные услуги своевременно и без больших издержек.
Шохрухбек Собиров,
начальник отдела Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.