19 декабря 2020 года в Ташкенте продолжило свою работу десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте и страницах Сената в социальных сетях, а также на телеканале «Узрепорт».

Сначала обсуждены пять законов о внесении изменений и дополнений в кодексы Республики Узбекистан об административной ответственности, об административном судопроизводстве, в Уголовно-процессуальный, Экономический процессуальный, а также Гражданский процессуальный кодексы в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений на пути к полноценному обеспечению прав человека в контексте реформ судебно-правовой системы.

Среди них законы Республики Узбекистан  «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием процессуального порядка пересмотра судебных решений по делам об административных правонарушениях», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений», «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с усовершенствованием института пересмотра судебных решений по уголовным делам», «О внесении изменений и дополнений в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений», «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений».

Сенаторы отметили, что Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года создал правовую основу для начала нового этапа судебно-правовых реформ.

Эти законы, разработанные с целью обеспечения исполнения данного Указа, предусматривают совершенствование порядка пересмотра законности, обоснованности и справедливости судебных решений на основе передового зарубежного опыта, реформирование апелляционной и кассационной инстанций с целью расширения возможностей граждан по достижению правосудия.

Вместе с тем, действующая система надзорной инстанции не только приводит к нарушению прав граждан, чьи судебные дела годами не решаются, но и не соответствует международной практике.

Так, наличие возможности неоднократного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений создает условия для обреченности заинтересованных сторон на страдания в течение нескольких лет из-за состояния неопределенности в судебном деле, что в конечном итоге подрывает репутацию судебной системы, формирует негативное отношение граждан и общественности к судам, а также является причиной появления недоверия к правовой системе.

Продвижение принципа главы государства «один суд – одна инстанция» предусматривает решение проблем, накопившихся годами в системе пересмотра судебных решений, и заложило основу для кардинального пересмотра этой системы. Согласно данному принципу будет создана трехуровневая судебная система в соответствии с международными стандартами: первая инстанция – это районные (городские) суды, а по отдельным категориям сложных дел – областные суды, апелляционная инстанция – суды областного уровня, кассационная инстанция – Верховный суд. Также надзорная инстанция, которая становится причиной возражения международных организаций и экспертов, будет полностью упразднена.

В свою очередь, во избежание путаницы и с целью создания удобств для граждан, в соответствии с изменениями, на базе областных судов и приравненных к ним судов по гражданским делам, судов по уголовным делам и экономических судов создаются суды общей юрисдикции в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, при этом сохранится строгая специализация судей и будут образованы отдельные судебные коллегии по видам судопроизводства.

Полномочие по рассмотрению дел об административных правонарушениях передается от административных судов судам по уголовным делам.

В Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте создаются межрайонные административные суды, специализирующиеся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. В связи с этим упраздняются районные (городские) административные суды. При этом сохраняются административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Сенаторы остановились также на вопросе – какие результаты даст реализация этих законов в жизнь?

Отмечалось, что отменяется практика рассмотрения жалоб, поданных областным судом по судебным делам, рассмотренным в первой инстанции, этим же судом в качестве вышестоящей инстанции. В результате коррупционные факторы в этом процессе будут устранены, повысится эффективность института обжалования.

Кроме того, после того, как суды среднего звена будут специализированы в основном как суды апелляционной инстанции, и усилена их ответственность, все внимание будет сосредоточено на качестве судебных решений, а также ошибки и недостатки, допущенные судами первой инстанции, будут своевременно устраняться. При этом будет создана возможность своевременного восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц и дальнейшего улучшения качества правосудия.

В свою очередь, в результате упразднения института рассмотрения судебных дел в надзорном порядке и установление кассационной инстанции в качестве суда третьей инстанции законность, обоснованность и справедливость судебных решений будет рассматриваться непосредственно на основании жалобы несогласной стороны, будет сокращено количество дублирующих друг друга инстанций по рассмотрению дел в судах в надзорном порядке.

Это способствует имплементации в процессуальное законодательство требований международных стандартов по вопросу пересмотра судебных решений, послужит повышению авторитета нашей страны в международных рейтингах по таким показателям, как независимость судов, верховенство закона и эффективность правосудия.

Законы были одобрены сенаторами и ответственным органам поручено разработать и внедрить необходимые механизмы для их широкой пропаганды и полноценного функционирования.

Далее в центре обсуждения стал Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».

Отмечалось, что данный Закон разработан в целях обеспечения исполнения соответствующей Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах.

Отмечалось, что вопросы систематизации законодательной базы Республики Узбекистан, повышения качества разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также совершенствования мониторинга их исполнения, внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в процесс нормотворчества имеют актуальное значение.

Необходимо признать, что разрозненность актов законодательства, регулирующего нормотворческую деятельность в законодательной практике, приводила к различным проблемам и коллизиям в правоприменительной практике.

В Законе Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» в новой редакции в отличие от действующего определяется ряд новшеств. При этом особое внимание уделяется:

- проводимым экспертизам законодательных актов, в том числе антикоррупционным экспертизам и экспертизам по обеспечению гендерного равенства, а также порядку их проведения;

- правовому механизму обсуждения проектов на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;

- внедрению института оценки воздействия проекта;

- понятию и порядку проведения юридического эксперимента;

- основные требования, предъявляемые к законодательству и подзаконным актам.

Как отметили сенаторы, в результате принятия Закона обеспечивают в период проведения широкомасштабных реформ в правовой сфере закрепление на законодательном уровне всех вносимых изменений, касающихся нормотворческой деятельности, в том числе укрепление механизма прямого действия законов.

Члены Сената одобрили данный Закон.

После этого, обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в последние годы в стране осуществлены значительные реформы в развитии национального информационного пространства и инфраструктуры, кардинально изменился процесс обеспечения свободы слова и открытости информации. Появились новые формы общения с народом и возникло требование открытости и прозрачности для государственных органов. Наши законы гарантируют каждому право искать, получать, собирать, распространять и использовать информацию, а также свободно выражать свои мнения и взгляды.

В то же время соответственно закреплено, что владельцы информации несут ответственность за слово и его последствия, а также гарантированы права других лиц.

Отмечалось, что несмотря на это, часто встречаются случаи распространения, а также размещения в средствах массовой информации, сетях телекоммуникации или Интернета ложной информации, унижающей достоинство человека, приводящей к его дискредитации, а также угрожающей общественному порядку или безопасности.

Подчеркивалось, что недостаточно важных норм, эффективно регулирующих процесс распространения информации в сетях телекоммуникации и Интернета.

Следует отметить, что в таких условиях важно создать правовую базу, обеспечивающую гарантии защиты прав граждан на информацию.

Отмечалось, что данный Закон разработан для решения этих вопросов и координации задач по созданию соответствующей правовой базы.

Целью Закона является создание практических правовых механизмов, способствующих свободному распространению актуальной, надежной и важной для общества информации, укреплению законодательства о свободе средств массовой информации и профессиональной деятельности журналистов, обеспечению безопасности и стабильности основ национального информационного пространства и правопорядка.

Принятие настоящим Законом мер юридической ответственности за распространение ложной информации будет способствовать защите информационных прав граждан, введению актуальной и достоверной информации в коммуникационную систему, обеспечению общественной безопасности и стабильности.

Кроме того, меры по смягчению наказания за преступления, связанные со случаями диффамации (т.е. клеветы и оскорбления), вводимые настоящим Законом, повысят уровень прозрачности в обществе и помогут улучшить показатели Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах.

Закон одобрен сенаторами.

Затем обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о государственно-частном партнерстве».

Отмечалось, что данным Законом вносятся изменения в законы Республики Узбекистан «О валютном регулировании» и «О государственно-частном партнерстве». В частности, в Законе «О государственно-частном партнерстве» не дано полное и конкретное разъяснение, связанное с реализацией проектов государственно-частного партнерства. А это является причиной недопонимания при применении на практике правовых норм.

Более того, в действующем Законе предусмотрены объявление тендера за месяц до его начала в средствах массовой информации, веб-сайтах государственных органов, процесс определения круга заинтересованных лиц для участия в тендере. Именно это обстоятельство в большинстве случаев являлось причиной затягивания на месяц процесса тендера.

Теперь, исходя из внутренней и международной практики в Закон вносятся такие понятия как «концессия», «проект государственно-частного партнерства», «претендент», дается им определение. В целях установления положений, соответствующих механизмам работы рынка, конкретизируются и другие основные понятия, используемые в Законе.

Сенаторы акцентировали внимание на то, что рассматриваемые изменения предусматривают наряду с опубликованием объявления об ускорении процесса проведения тендера и представление тендерной документации.

Конкретизируется также норма гарантирования прав частного партнера. В частности, устанавливается, что в случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования в объект государственно-частного партнерства, то частный партнер вправе требовать компенсационного увеличения платы за доступность объекта государственно-частного партнерства и (или) платы за пользование, а также требовать от государственного партнера разовой компенсационной выплаты и (или) внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в соглашение о государственно-частном партнерстве.

Кроме того, органам исполнительной власти на местах в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве предоставляются полномочия по определению объектов, находящихся в их распоряжении, выявлению факторов и проблем, препятствующих своевременному и эффективному осуществлению проектов государственно-частного партнерства, в том числе проектов при участии иностранных инвесторов, а также принятию мер по их устранению.

Реализация данного Закона в жизнь способствует гармонизации правовой основы этой сферы с международной практикой, обеспечению выполнения единых правил и требований в разработке и осуществлении проектов государственно-частного партнерства. Это также приведет к сокращению расходов, выделяемых из Государственного бюджета для развития экономической и социальной сфер, повышению инвестиционной среды и привлекательности страны, привлечению в отрасли прямых инвестиций и созданию в итоге новых рабочих мест.

Закон одобрен сенаторами.

Обсужден также Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». 

Отмечалось, что данным Законом вносятся изменения и дополнения в 14 действующих актов законодательства, в том числе 11 законов и 3 кодекса

Вносимые изменения имеют широкий охват и предусматривается положительное их воздействие на многие сферы жизни общества.

В частности, согласно нормам, вносимым в законы, касающиеся деятельности государственной власти на местах, Сенату предоставляется полномочие по отмене противозаконных решений, принятых местными Кенгашами. Наряду с этим, также отменяется практика решения между сессиями Кенгашей народных депутатов вопроса выдачи разрешения на привлечение депутата к ответственности. 

Наряду с отменой противозаконных решений местных Кенгашей в ряде законов также устанавливается порядок внедрения практики заслушивания Сенатом отчетов глав дипломатических представительств Республики Узбекистан в зарубежных государствах по вопросам их деятельности, осуществления Сенатом парламентского контроля за исполнением Государственного бюджета, исходя из территориальных интересов.

На основании Закона устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках, невыполнение обязательных для исполнения представлений органов юстиции, невыполнение представлений органов Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о внесении сведений об объектах государственного имущества. 

Согласно еще одному изменению в сфере экономики, сборы за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг отныне будут направляться не в республиканский бюджет, а в Фонд содействия развитию рынка капитала при Агентстве по развитию рынка капитала Республики Узбекистан.

В свою очередь, Законом определяется, что нормативные документы в области технического регулирования органов государственной власти будут проходить обязательную правовую экспертизу в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, учитываться и реализовываться после получения положительного заключения, за исключением общих технических регламентов. 

Сенаторами подчеркивалось, что данный Закон способствует совершенствованию нормативно-правовых актов по упорядочению деятельности органов государственной власти на местах, повышению ответственности субъектов государственных закупок, целевому и эффективному расходованию средств, своевременному выполнению и техническому регулированию законных требований представителей Правительства.

Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года, с изменениями от 26 июня 1999 г.)».

Отмечалось, что сегодня большое значение имеет обеспечение в будущем результативности глубоких экономических реформ, проводимых в нашей стране, в частности совершенствование законодательной базы данной сферы для повышения эффективности таможенной деятельности, приведение его в соответствие с международным правом.

Настоящий Закон нацелен на стимулирование внешней торговли страны путем упрощения и приведения в соответствие таможенного законодательства и процедур Республики Узбекистан на основании положений Киотской конвенции.

Положения Киотской конвенции разработаны Всемирной таможенной организацией в форме стандартов рекомендательного характера.

Среди стран СНГ к Киотской конвенции присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан и Украина.

В ходе заседания отмечалось, что принятие настоящего Закона имеет большое значение в повышении инвестиционной привлекательности страны в будущем, улучшении ее позиций в престижных международных рейтингах, а также определении стратегических направлений совершенствования таможенного законодательства.

Вместе с тем, отмечалось, что присоединение к Конвенции даст возможность дальнейшему стимулированию внешнеэкономической деятельности страны, окажет положительное влияние на процесс интеграции Узбекистана в мировую экономику, в частности его вступления во Всемирную торговую организацию.

Данный Закон одобрен сенаторами.

Сенат также принял постановление о назначении  Усманова Ойбека Арифбековича на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Исламской Республике Пакистан.

На пленарном заседании сенаторы рассмотрели также вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

В рамках десятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева в соответствии с постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств  от 27 ноября 2020 года вручила почетные знаки организации 6 гражданам Узбекистана, внесшим достойный вклад в укрепление дружбы между народами государств–участников СНГ.

Почетным знаком «За заслуги в развитии культуры и искусства» награждены Исмаилова Жаннат Хамидовна, директор Государственного музея истории Узбекистана Академии наук Республики Узбекистан, и Пиязов Женисбек Буркитович, преподаватель Государственной консерватории Узбекистана.

Почетным знаком «За заслуги в развитии печати и информации» награждены Абдуллаев Илхом Зоирович, председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий, Аъзамов Куддус Аъзамович, главный редактор студии «Янги жамият» телеканала «Узбекистон» Национальной
телерадиокомпании Узбекистана.

Почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры, спорта и туризма» награждены Ли Людмила Рудольфовна, тренер по спортивной гимнастике Республиканской школы высшего спортивного мастерства по гимнастике, Тасмурадов Эльмурат, член сборной Узбекистана по греко-римской борьбе, семикратный чемпион Узбекистана.

Кроме того, утверждены постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса. 

На десятом пленарном заседании верхней палаты парламента рассмотрены 21 вопрос, в том числе 14 законов.

На этом десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ИНФОРМАЦИЯ о десятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

19 декабря 2020 года в Ташкенте продолжило свою работу десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте и страницах Сената в социальных сетях, а также на телеканале «Узрепорт».

Сначала обсуждены пять законов о внесении изменений и дополнений в кодексы Республики Узбекистан об административной ответственности, об административном судопроизводстве, в Уголовно-процессуальный, Экономический процессуальный, а также Гражданский процессуальный кодексы в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений на пути к полноценному обеспечению прав человека в контексте реформ судебно-правовой системы.

Среди них законы Республики Узбекистан  «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием процессуального порядка пересмотра судебных решений по делам об административных правонарушениях», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений», «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с усовершенствованием института пересмотра судебных решений по уголовным делам», «О внесении изменений и дополнений в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений», «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений».

Сенаторы отметили, что Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года создал правовую основу для начала нового этапа судебно-правовых реформ.

Эти законы, разработанные с целью обеспечения исполнения данного Указа, предусматривают совершенствование порядка пересмотра законности, обоснованности и справедливости судебных решений на основе передового зарубежного опыта, реформирование апелляционной и кассационной инстанций с целью расширения возможностей граждан по достижению правосудия.

Вместе с тем, действующая система надзорной инстанции не только приводит к нарушению прав граждан, чьи судебные дела годами не решаются, но и не соответствует международной практике.

Так, наличие возможности неоднократного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений создает условия для обреченности заинтересованных сторон на страдания в течение нескольких лет из-за состояния неопределенности в судебном деле, что в конечном итоге подрывает репутацию судебной системы, формирует негативное отношение граждан и общественности к судам, а также является причиной появления недоверия к правовой системе.

Продвижение принципа главы государства «один суд – одна инстанция» предусматривает решение проблем, накопившихся годами в системе пересмотра судебных решений, и заложило основу для кардинального пересмотра этой системы. Согласно данному принципу будет создана трехуровневая судебная система в соответствии с международными стандартами: первая инстанция – это районные (городские) суды, а по отдельным категориям сложных дел – областные суды, апелляционная инстанция – суды областного уровня, кассационная инстанция – Верховный суд. Также надзорная инстанция, которая становится причиной возражения международных организаций и экспертов, будет полностью упразднена.

В свою очередь, во избежание путаницы и с целью создания удобств для граждан, в соответствии с изменениями, на базе областных судов и приравненных к ним судов по гражданским делам, судов по уголовным делам и экономических судов создаются суды общей юрисдикции в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, при этом сохранится строгая специализация судей и будут образованы отдельные судебные коллегии по видам судопроизводства.

Полномочие по рассмотрению дел об административных правонарушениях передается от административных судов судам по уголовным делам.

В Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте создаются межрайонные административные суды, специализирующиеся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. В связи с этим упраздняются районные (городские) административные суды. При этом сохраняются административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Сенаторы остановились также на вопросе – какие результаты даст реализация этих законов в жизнь?

Отмечалось, что отменяется практика рассмотрения жалоб, поданных областным судом по судебным делам, рассмотренным в первой инстанции, этим же судом в качестве вышестоящей инстанции. В результате коррупционные факторы в этом процессе будут устранены, повысится эффективность института обжалования.

Кроме того, после того, как суды среднего звена будут специализированы в основном как суды апелляционной инстанции, и усилена их ответственность, все внимание будет сосредоточено на качестве судебных решений, а также ошибки и недостатки, допущенные судами первой инстанции, будут своевременно устраняться. При этом будет создана возможность своевременного восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц и дальнейшего улучшения качества правосудия.

В свою очередь, в результате упразднения института рассмотрения судебных дел в надзорном порядке и установление кассационной инстанции в качестве суда третьей инстанции законность, обоснованность и справедливость судебных решений будет рассматриваться непосредственно на основании жалобы несогласной стороны, будет сокращено количество дублирующих друг друга инстанций по рассмотрению дел в судах в надзорном порядке.

Это способствует имплементации в процессуальное законодательство требований международных стандартов по вопросу пересмотра судебных решений, послужит повышению авторитета нашей страны в международных рейтингах по таким показателям, как независимость судов, верховенство закона и эффективность правосудия.

Законы были одобрены сенаторами и ответственным органам поручено разработать и внедрить необходимые механизмы для их широкой пропаганды и полноценного функционирования.

Далее в центре обсуждения стал Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».

Отмечалось, что данный Закон разработан в целях обеспечения исполнения соответствующей Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах.

Отмечалось, что вопросы систематизации законодательной базы Республики Узбекистан, повышения качества разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также совершенствования мониторинга их исполнения, внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в процесс нормотворчества имеют актуальное значение.

Необходимо признать, что разрозненность актов законодательства, регулирующего нормотворческую деятельность в законодательной практике, приводила к различным проблемам и коллизиям в правоприменительной практике.

В Законе Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» в новой редакции в отличие от действующего определяется ряд новшеств. При этом особое внимание уделяется:

- проводимым экспертизам законодательных актов, в том числе антикоррупционным экспертизам и экспертизам по обеспечению гендерного равенства, а также порядку их проведения;

- правовому механизму обсуждения проектов на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;

- внедрению института оценки воздействия проекта;

- понятию и порядку проведения юридического эксперимента;

- основные требования, предъявляемые к законодательству и подзаконным актам.

Как отметили сенаторы, в результате принятия Закона обеспечивают в период проведения широкомасштабных реформ в правовой сфере закрепление на законодательном уровне всех вносимых изменений, касающихся нормотворческой деятельности, в том числе укрепление механизма прямого действия законов.

Члены Сената одобрили данный Закон.

После этого, обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в последние годы в стране осуществлены значительные реформы в развитии национального информационного пространства и инфраструктуры, кардинально изменился процесс обеспечения свободы слова и открытости информации. Появились новые формы общения с народом и возникло требование открытости и прозрачности для государственных органов. Наши законы гарантируют каждому право искать, получать, собирать, распространять и использовать информацию, а также свободно выражать свои мнения и взгляды.

В то же время соответственно закреплено, что владельцы информации несут ответственность за слово и его последствия, а также гарантированы права других лиц.

Отмечалось, что несмотря на это, часто встречаются случаи распространения, а также размещения в средствах массовой информации, сетях телекоммуникации или Интернета ложной информации, унижающей достоинство человека, приводящей к его дискредитации, а также угрожающей общественному порядку или безопасности.

Подчеркивалось, что недостаточно важных норм, эффективно регулирующих процесс распространения информации в сетях телекоммуникации и Интернета.

Следует отметить, что в таких условиях важно создать правовую базу, обеспечивающую гарантии защиты прав граждан на информацию.

Отмечалось, что данный Закон разработан для решения этих вопросов и координации задач по созданию соответствующей правовой базы.

Целью Закона является создание практических правовых механизмов, способствующих свободному распространению актуальной, надежной и важной для общества информации, укреплению законодательства о свободе средств массовой информации и профессиональной деятельности журналистов, обеспечению безопасности и стабильности основ национального информационного пространства и правопорядка.

Принятие настоящим Законом мер юридической ответственности за распространение ложной информации будет способствовать защите информационных прав граждан, введению актуальной и достоверной информации в коммуникационную систему, обеспечению общественной безопасности и стабильности.

Кроме того, меры по смягчению наказания за преступления, связанные со случаями диффамации (т.е. клеветы и оскорбления), вводимые настоящим Законом, повысят уровень прозрачности в обществе и помогут улучшить показатели Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах.

Закон одобрен сенаторами.

Затем обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о государственно-частном партнерстве».

Отмечалось, что данным Законом вносятся изменения в законы Республики Узбекистан «О валютном регулировании» и «О государственно-частном партнерстве». В частности, в Законе «О государственно-частном партнерстве» не дано полное и конкретное разъяснение, связанное с реализацией проектов государственно-частного партнерства. А это является причиной недопонимания при применении на практике правовых норм.

Более того, в действующем Законе предусмотрены объявление тендера за месяц до его начала в средствах массовой информации, веб-сайтах государственных органов, процесс определения круга заинтересованных лиц для участия в тендере. Именно это обстоятельство в большинстве случаев являлось причиной затягивания на месяц процесса тендера.

Теперь, исходя из внутренней и международной практики в Закон вносятся такие понятия как «концессия», «проект государственно-частного партнерства», «претендент», дается им определение. В целях установления положений, соответствующих механизмам работы рынка, конкретизируются и другие основные понятия, используемые в Законе.

Сенаторы акцентировали внимание на то, что рассматриваемые изменения предусматривают наряду с опубликованием объявления об ускорении процесса проведения тендера и представление тендерной документации.

Конкретизируется также норма гарантирования прав частного партнера. В частности, устанавливается, что в случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования в объект государственно-частного партнерства, то частный партнер вправе требовать компенсационного увеличения платы за доступность объекта государственно-частного партнерства и (или) платы за пользование, а также требовать от государственного партнера разовой компенсационной выплаты и (или) внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в соглашение о государственно-частном партнерстве.

Кроме того, органам исполнительной власти на местах в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве предоставляются полномочия по определению объектов, находящихся в их распоряжении, выявлению факторов и проблем, препятствующих своевременному и эффективному осуществлению проектов государственно-частного партнерства, в том числе проектов при участии иностранных инвесторов, а также принятию мер по их устранению.

Реализация данного Закона в жизнь способствует гармонизации правовой основы этой сферы с международной практикой, обеспечению выполнения единых правил и требований в разработке и осуществлении проектов государственно-частного партнерства. Это также приведет к сокращению расходов, выделяемых из Государственного бюджета для развития экономической и социальной сфер, повышению инвестиционной среды и привлекательности страны, привлечению в отрасли прямых инвестиций и созданию в итоге новых рабочих мест.

Закон одобрен сенаторами.

Обсужден также Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». 

Отмечалось, что данным Законом вносятся изменения и дополнения в 14 действующих актов законодательства, в том числе 11 законов и 3 кодекса

Вносимые изменения имеют широкий охват и предусматривается положительное их воздействие на многие сферы жизни общества.

В частности, согласно нормам, вносимым в законы, касающиеся деятельности государственной власти на местах, Сенату предоставляется полномочие по отмене противозаконных решений, принятых местными Кенгашами. Наряду с этим, также отменяется практика решения между сессиями Кенгашей народных депутатов вопроса выдачи разрешения на привлечение депутата к ответственности. 

Наряду с отменой противозаконных решений местных Кенгашей в ряде законов также устанавливается порядок внедрения практики заслушивания Сенатом отчетов глав дипломатических представительств Республики Узбекистан в зарубежных государствах по вопросам их деятельности, осуществления Сенатом парламентского контроля за исполнением Государственного бюджета, исходя из территориальных интересов.

На основании Закона устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках, невыполнение обязательных для исполнения представлений органов юстиции, невыполнение представлений органов Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о внесении сведений об объектах государственного имущества. 

Согласно еще одному изменению в сфере экономики, сборы за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг отныне будут направляться не в республиканский бюджет, а в Фонд содействия развитию рынка капитала при Агентстве по развитию рынка капитала Республики Узбекистан.

В свою очередь, Законом определяется, что нормативные документы в области технического регулирования органов государственной власти будут проходить обязательную правовую экспертизу в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, учитываться и реализовываться после получения положительного заключения, за исключением общих технических регламентов. 

Сенаторами подчеркивалось, что данный Закон способствует совершенствованию нормативно-правовых актов по упорядочению деятельности органов государственной власти на местах, повышению ответственности субъектов государственных закупок, целевому и эффективному расходованию средств, своевременному выполнению и техническому регулированию законных требований представителей Правительства.

Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года, с изменениями от 26 июня 1999 г.)».

Отмечалось, что сегодня большое значение имеет обеспечение в будущем результативности глубоких экономических реформ, проводимых в нашей стране, в частности совершенствование законодательной базы данной сферы для повышения эффективности таможенной деятельности, приведение его в соответствие с международным правом.

Настоящий Закон нацелен на стимулирование внешней торговли страны путем упрощения и приведения в соответствие таможенного законодательства и процедур Республики Узбекистан на основании положений Киотской конвенции.

Положения Киотской конвенции разработаны Всемирной таможенной организацией в форме стандартов рекомендательного характера.

Среди стран СНГ к Киотской конвенции присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан и Украина.

В ходе заседания отмечалось, что принятие настоящего Закона имеет большое значение в повышении инвестиционной привлекательности страны в будущем, улучшении ее позиций в престижных международных рейтингах, а также определении стратегических направлений совершенствования таможенного законодательства.

Вместе с тем, отмечалось, что присоединение к Конвенции даст возможность дальнейшему стимулированию внешнеэкономической деятельности страны, окажет положительное влияние на процесс интеграции Узбекистана в мировую экономику, в частности его вступления во Всемирную торговую организацию.

Данный Закон одобрен сенаторами.

Сенат также принял постановление о назначении  Усманова Ойбека Арифбековича на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Исламской Республике Пакистан.

На пленарном заседании сенаторы рассмотрели также вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

В рамках десятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева в соответствии с постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств  от 27 ноября 2020 года вручила почетные знаки организации 6 гражданам Узбекистана, внесшим достойный вклад в укрепление дружбы между народами государств–участников СНГ.

Почетным знаком «За заслуги в развитии культуры и искусства» награждены Исмаилова Жаннат Хамидовна, директор Государственного музея истории Узбекистана Академии наук Республики Узбекистан, и Пиязов Женисбек Буркитович, преподаватель Государственной консерватории Узбекистана.

Почетным знаком «За заслуги в развитии печати и информации» награждены Абдуллаев Илхом Зоирович, председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий, Аъзамов Куддус Аъзамович, главный редактор студии «Янги жамият» телеканала «Узбекистон» Национальной
телерадиокомпании Узбекистана.

Почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры, спорта и туризма» награждены Ли Людмила Рудольфовна, тренер по спортивной гимнастике Республиканской школы высшего спортивного мастерства по гимнастике, Тасмурадов Эльмурат, член сборной Узбекистана по греко-римской борьбе, семикратный чемпион Узбекистана.

Кроме того, утверждены постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса. 

На десятом пленарном заседании верхней палаты парламента рассмотрены 21 вопрос, в том числе 14 законов.

На этом десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан