Указ Президента Республики Узбекистан

В рамках реформирования системы здравоохранения проводится определенная работа по формированию современной системы оказания первичной медико-санитарной помощи, профилактике и раннему выявлению заболеваний, подготовке квалифицированных медицинских кадров, а также внедрению нового управления в данной сфере.

Вместе с тем все более усиливающиеся в мире эпидемиологические риски требуют совершенствования подходов в деятельности по борьбе с заболеваниями исходя из нынешних сложных условий и приобретенного опыта, особенно следует пересмотреть методы работы учреждений первичной медико-санитарной помощи по профилактике, раннему выявлению, точной диагностике и лечению болезней, внедрить совершенно новую систему организации здравоохранения.

В целях повышения качества, эффективности и общедоступности оказываемой населению первичной медико-санитарной помощи, укрепления роли и авторитета медицинских работников в обществе, а также поднятия эффективности реформ, осуществляемых в системе здравоохранения, на качественно новый уровень:

1. Определить важнейшими направлениями реформирования системы здравоохранения на современном этапе:

всестороннее укрепление, прежде всего, первичной медико-санитарной помощи, внедрение совершенно новой системы медицинской профилактики и патронажа, создание целостной системы формирования здорового образа жизни и обеспечения общественного здоровья населения, охватывающей до уровня каждой махалли и домохозяйства населения, а также системную организацию и широкую пропаганду, в первую очередь, здорового образа жизни и физической активности с привлечением всех имеющихся сил и средств;

создание конкурентной среды в подготовке, переподготовке
и повышении квалификации кадров, обладающих глубокими знаниями в сфере, формирование эффективной системы профессионального роста работников на основе передового зарубежного опыта, повышение эффективности, качества и общедоступности медицинской помощи на местах путем развития медицинской науки;

реализацию конкретных практических мер по укреплению роли и авторитета медицинских работников в обществе, формированию в обществе более уважительного отношения к ним, созданию достойных условий труда и увеличению доходов представителей данной профессии, а также усилению социальной защиты медицинских работников;

внедрение современного менеджмента в данную сферу, сокращение излишних бюрократических процедур в процессе управления, повышение эффективности системы финансирования здравоохранения и совершенствование цифровой медицины.

2. Внедрить усовершенствованную службу медицинской профилактики и патронажа, предусматривающую следующее:

население разделяется на соответствующие группы (базовая группа, группа с низким уровнем риска, группа со средним уровнем риска, группа с высоким уровнем риска и другие) исходя из здоровья и физиологического состояния граждан;

население в зависимости от принадлежности к определенной группе проходит медицинский осмотр в указанные сроки и устанавливается периодическое наблюдение за состоянием его здоровья;

устанавливается постоянное наблюдение за больными,
не имеющими возможности самостоятельного посещения медицинских учреждений, оказывается им медицинская помощь с выездом на дом и осуществляется индивидуальный патронаж за ними;

проводятся периодические медицинские скрининговые обследования по определенным заболеваниям исходя из своеобразных особенностей и принадлежности больных к определенной группе;

оптимизируются патронажные осмотры, внедряется обновленная система целевого патронажа;

специальность врача общей практики переименовывается в семейного врача, а также программы дисциплин медицинских высших образовательных учреждений адаптируются к подготовке семейных врачей;

направления в многопрофильные центральные поликлиники районов (городов) и областные больницы для оказания бесплатной медицинской помощи непосредственно выдаются семейными врачами;

льготные рецепты на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи выдаются непосредственно семейными врачами;

создаются «медицинские бригады», состоящие из средних медицинских работников по терапии, педиатрии, акушерству и патронажу, для оказания помощи семейным врачам;

инспекторы по профилактике оказывают содействие семейным врачам в пропаганде здорового образа жизни среди жителей махалли, обеспечивают безопасность вечерних прогулок граждан и проведения спортивных игр. При этом в зависимости от показателей здоровья населения махалли инспекторы по профилактике каждые 6 месяцев поощряются за счет средств местных бюджетов и других источников;

«медицинские бригады» формируют «медицинские карты» закрепленных за ними территорий в разрезе семей и граждан;

«медицинские бригады» обеспечиваются специальными компьютерами-планшетами и мобильными медицинско-диагностическими средствами в целях упрощения и цифровизации процесса оказания медицинской помощи на местах, сокращения излишней бумажной волокиты.

Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.):

совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А., Абруев Ж.И.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента до конца текущего года обеспечить полное внедрение усовершенствованной службы медицинской профилактики и патронажа в рамках выделенных средств местных бюджетов в приоритетном порядке в 26 районах (городах), перечень которых указан в приложении № 1;

утвердить до конца текущего года конкретную классификацию населения по группам исходя из здоровья и физиологического состояния граждан;

поэтапно распространить усовершенствованную службу медицинской профилактики и патронажа на другие регионы республики;

в двухнедельный срок утвердить конкретный перечень «медицинских бригад» для обеспечения их мобильными медико-диагностическими средствами.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухмесячный срок:

обеспечить «медицинские бригады» специальными компьютерами-планшетами и мобильными медико-диагностическими средствами за счет средств местных бюджетов. При этом принять во внимание, что приобретение указанных средств осуществляется на основе единых технических требований, утвержденных Министерством здравоохранения;

совместно с районными (городскими) медицинскими объединениями провести перепись и закрепить население за учреждениями первичной медико-санитарной помощи.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

начиная с 1 января 2021 года сельские врачебные пункты переименовываются в пункты семейного врача, сельские и городские семейные поликлиники – в семейные поликлиники. При этом указанные меры осуществляются в рамках действующих штатных единиц;

в пунктах семейного врача, семейных поликлиниках и многопрофильных центральных поликлиниках вводится круглосуточное дежурство медицинских работников исходя из численности населения и необходимости на местах согласно перечню Министерства здравоохранения;

уровень здоровья населения махалли, рост заболеваемости на закрепленной территории, обращения граждан за экстренной медицинской помощью, госпитализация населения и другие критерии устанавливаются в качестве показателей оценки эффективности работы семейного врача;

начиная с 1 января 2021 года внедряется новая рейтинговая система оценки эффективности работы семейных врачей и других медицинских работников, по результатам которой они ежеквартально поощряются единовременным денежным вознаграждением от 10-кратного до 30-кратного размера базовой расчетной величины за счет дополнительных средств местных бюджетов;

начальник районного (городского) медицинского объединения одновременно является заведующим многопрофильной центральной поликлиникой района (города);

начиная с 1 января 2021 года начальникам районных (городских) медицинских объединений предоставляется право, при необходимости, самостоятельно определять штаты врачей узких специальностей в рамках выделяемых средств;

районные (городские) медицинские объединения по дислокации места осуществления своей деятельности размещаются в зданиях соответствующих многопрофильных центральных поликлиник.

Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.) совместно
с Министерством финансов (Ишметов Т.А.) и Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.):

в трехмесячный срок внедрить дифференцированную систему поощрения семейных врачей и «медицинских бригад» исходя из показателей оценки, установленных настоящим пунктом;

в срок до 1 апреля 2021 года разработать и утвердить обновленные штатные нормативы учреждений первичной медико-санитарной помощи.

4. Утвердить График создания пунктов семейного врача и семейных поликлиник в 2021–2023 годах согласно приложению № 2. При этом дополнительно будут созданы:

315 пунктов семейного врача, из них 100 – в 2021 году, 105
в 2022 году, 110 – в 2023 году;

52 семейных поликлиники в сельской местности, из них 17
в 2021 году, 18 – в 2022 году, 17 – в 2023 году;

33 семейных поликлиники в городах, из них 7 – в 2021 году, 13 – в 2022 в году, 13 – в 2023 году.

Определить источниками финансирования создания дополнительных пунктов семейного врача и семейных поликлиник:

средства республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;

благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

иные источники, не запрещенные законодательством.

Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за полноценную организацию деятельности дополнительно создаваемых пунктов семейного врача и семейных поликлиник, обеспечение их квалифицированными работниками, а также внедрение в деятельность данных медицинских учреждений мер, определенных настоящим Указом.

5. Установить, что с 2021/2022 учебного года:

в Каршинском государственном университете, Джизакском государственном педагогическом институте, Навоийском государственном педагогическом институте и Гулистанском государственном университете исходя из существующей потребности открываются медицинские факультеты, в которых наряду с другими медицинскими высшими образовательными учреждениями внедряется система обучения на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с ведущими зарубежными медицинскими высшими образовательными учреждениями;

в медицинских учреждениях областей, пунктах семейного врача и семейных поликлиниках создаются клинические базы медицинских высших образовательных учреждений, студенты их выпускных курсов проходят учебную практику в данных клинических базах;

в Техникумах общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино и медицинских колледжах внедряется система подготовки помощников семейного врача. При этом Министерством здравоохранения внедряется совершенно новая система подготовки помощников семейного врача в техникумах и колледжах с учетом рекомендаций и предложений Всемирной организации здравоохранения;

Техникумы общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино
и медицинские колледжи закрепляются за пунктами семейного врача и семейными поликлиниками, их учащиеся проходят практику в этих учреждениях исходя из специализации.

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством здравоохранения, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей реализовать меры, предусмотренные настоящим пунктом.

6. Внедрить начиная с 2021 года программу «Сельский врач» для врачей пунктов семейного врача и семейных поликлиник, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах.

Установить, что в рамках программы «Сельский врач»:

врачам, проживающим в других регионах и окончившим медицинские высшие образовательные учреждения в течение последних 3 лет, при принятии на работу в пункты семейного врача и семейные поликлиники, расположенные в отдаленных и труднодоступных районах, выделяются единовременные денежные средства в размере 30 миллионов сумов, не имеющим жилье – служебные жилые помещения сроком на три года или компенсируется ежемесячная арендная плата в двукратном размере базовой расчетной величины из Государственного бюджета;

перечень отдаленных и труднодоступных районов утверждается Кабинетом Министров;

Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей составляется и регулярно обновляется перечень вакантных должностей врача исходя из потребности отдаленных и труднодоступных районов в кадрах врачей;

для использования возможностей, предоставленных настоящим пунктом, между врачами и Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей заключается договор.

Определить, что финансирование программы «Сельский врач» производится за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей.

Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей:

в месячный срок определить потребность в кадрах врачей пунктов семейного врача и семейных поликлиник, а также претендентах в разрезе каждой махалли, обеспечить их жильем и денежными средствами, внести в Министерство здравоохранения предложение по увеличению параметров приема для подготовки в медицинских высших образовательных учреждениях;

совместно с хокимами районов и коммерческими банками обеспечить выделение жилья, строящегося на основе ипотечных программ, в первую очередь врачам, принимаемым на работу в пункты семейного врача и семейные поликлиники.

Министерству финансов совместно с Министерством здравоохранения выделить в следующем году из Государственного бюджета средства в размере до 20 миллиардов сумов на финансирование мероприятий, указанных в настоящем пункте.

7. Категорически запретить:

привлечение медицинских работников к разного рода работам,
не относящимся к их служебным обязанностям;

привлечение медицинских работников к собраниям и другим мероприятиям, не связанным с их профессиональной деятельностью, организацию принудительной подписки на различные печатные издания.

Строго предупредить Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, хокимов районов и городов, а также руководителей других государственных органов и организаций о привлечении к соответствующей ответственности за нарушение настоящих требований.

Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.Т.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений на постоянной основе проводить контрольные мероприятия по соблюдению законодательства в целях своевременного выявления и пресечения фактов ограничения прав и свобод медицинских работников с обеспечением привлечения к ответственности виновных лиц.

8. Определить, что:

работодатель каждого предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности, несет персональную ответственность за прохождение своими работниками медицинских процедур в день медицинского осмотра;

граждане, принимаемые на работу на предприятия, в учреждения и организации, независимо от формы собственности, в обязательном порядке информируют своих работодателей о дате прохождения ими медицинского осмотра.

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.) обеспечить установление Государственной трудовой инспекцией системного контроля за соблюдением данных требований всеми работодателями, при необходимости, принятие действенных мер в отношении должностных лиц, нарушающих настоящие требования, в установленном законодательством порядке.

Рекомендовать Совету Федерации профсоюзов Узбекистана осуществление эффективного общественного контроля за представлением и защитой трудовых, других социально-экономических прав и интересов работников при реализации мер, указанных в настоящем пункте, с привлечением профсоюзных организаций соответствующих отраслей и организаций.

9. Внедрить с 1 января 2021 года поэтапно систему специальной оценки условий труда взамен проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.

Определить, что:

процесс специальной оценки ставит своей целью прежде всего устранение воздействия на здоровье работников факторов опасности и вредности, свойственных определенным рабочим местам;

в состав работников по проведению специальной оценки
в обязательном порядке включается специалист по гигиене труда с высшим образованием;

специальная оценка проводится исключительно организацией (юридическим лицом), имеющей свидетельство на право выполнения работ по специальной оценке.

Кабинету Министров обеспечить:

полное внедрение системы специальной оценки в 2021–2023 годах;

создание в срок до 1 января 2021 года базы единой электронной платформы для внедрения механизма внесения и анализа результатов специальной оценки условий труда, в срок до 1 февраля 2021 года – ее полный запуск.

10. Принять к сведению, что в 2014 году Всемирной организацией здравоохранения принята специальная резолюция о развитии Паллиативной медицинской службы.

Министерству здравоохранения (Иноятов А.Ш., Баситханова Э.И.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, а также другими заинтересованными организациями в срок до 1 мая 2021 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающий утверждение целевых показателей (индикаторов) Концепции развития паллиативной медицинской службы в Узбекистане в 2021–2025 годах вместе с «дорожной картой» по их реализации в разбивке по годам с привлечением экспертов Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ.

11. Агентству по борьбе с коррупцией (Бурхонов А.Э.) совместно с Министерством здравоохранения (Хаджибаев А.М.) в месячный срок разработать программу по реализации проекта «Сфера без коррупции» в системе здравоохранения. При этом разместить у входа в каждый пункт семейного врача, семейную поликлинику и больницу призывы, «телефоны доверия» и другие пропагандистские материалы, направленные на предупреждение коррупции.

12. Национальному агентству «Узбеккино» совместно с Республиканским центром духовности и просветительства, Министерством культуры, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана создать и регулярно показывать по телевидению видеоролики, научно-популярные передачи, художественные и документальные фильмы, прославляющие профессию медицинского работника, размещать их на телевидении и радио в качестве социальной рекламы в целях правильного доведения до общественности сути и содержания реформ, проводимых в сфере здравоохранения.

Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать работу по широкому освещению целей и задач настоящего Указа в средствах массовой информации.

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента организовать работу по широкому освещению на региональных телеканалах и в средствах массовой информации формирования здорового образа жизни, обеспечения общественного здоровья населения, а также целей и задач настоящего Указа.

13. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

14. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

15. Возложить на министра здравоохранения Хаджибаева А.М., первого заместителя министра здравоохранения Иноятова А.Ш., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Первому заместителю советника Президента Республики Узбекистан Туйчиеву Л.Н., министру здравоохранения Хаджибаеву А.М. и первому заместителю министра здравоохранения Иноятову А.Ш. ежеквартально вносить Президенту Республики Узбекистан информацию о проделанной работе по реализации настоящего Указа.

Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего Указа, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.

            Президент

Республики Узбекистан              Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

12 ноября 2020 года.

Ўзбек
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной медико-санитарнойпомощи и дальнейшему повышению эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ

Указ Президента Республики Узбекистан

В рамках реформирования системы здравоохранения проводится определенная работа по формированию современной системы оказания первичной медико-санитарной помощи, профилактике и раннему выявлению заболеваний, подготовке квалифицированных медицинских кадров, а также внедрению нового управления в данной сфере.

Вместе с тем все более усиливающиеся в мире эпидемиологические риски требуют совершенствования подходов в деятельности по борьбе с заболеваниями исходя из нынешних сложных условий и приобретенного опыта, особенно следует пересмотреть методы работы учреждений первичной медико-санитарной помощи по профилактике, раннему выявлению, точной диагностике и лечению болезней, внедрить совершенно новую систему организации здравоохранения.

В целях повышения качества, эффективности и общедоступности оказываемой населению первичной медико-санитарной помощи, укрепления роли и авторитета медицинских работников в обществе, а также поднятия эффективности реформ, осуществляемых в системе здравоохранения, на качественно новый уровень:

1. Определить важнейшими направлениями реформирования системы здравоохранения на современном этапе:

всестороннее укрепление, прежде всего, первичной медико-санитарной помощи, внедрение совершенно новой системы медицинской профилактики и патронажа, создание целостной системы формирования здорового образа жизни и обеспечения общественного здоровья населения, охватывающей до уровня каждой махалли и домохозяйства населения, а также системную организацию и широкую пропаганду, в первую очередь, здорового образа жизни и физической активности с привлечением всех имеющихся сил и средств;

создание конкурентной среды в подготовке, переподготовке
и повышении квалификации кадров, обладающих глубокими знаниями в сфере, формирование эффективной системы профессионального роста работников на основе передового зарубежного опыта, повышение эффективности, качества и общедоступности медицинской помощи на местах путем развития медицинской науки;

реализацию конкретных практических мер по укреплению роли и авторитета медицинских работников в обществе, формированию в обществе более уважительного отношения к ним, созданию достойных условий труда и увеличению доходов представителей данной профессии, а также усилению социальной защиты медицинских работников;

внедрение современного менеджмента в данную сферу, сокращение излишних бюрократических процедур в процессе управления, повышение эффективности системы финансирования здравоохранения и совершенствование цифровой медицины.

2. Внедрить усовершенствованную службу медицинской профилактики и патронажа, предусматривающую следующее:

население разделяется на соответствующие группы (базовая группа, группа с низким уровнем риска, группа со средним уровнем риска, группа с высоким уровнем риска и другие) исходя из здоровья и физиологического состояния граждан;

население в зависимости от принадлежности к определенной группе проходит медицинский осмотр в указанные сроки и устанавливается периодическое наблюдение за состоянием его здоровья;

устанавливается постоянное наблюдение за больными,
не имеющими возможности самостоятельного посещения медицинских учреждений, оказывается им медицинская помощь с выездом на дом и осуществляется индивидуальный патронаж за ними;

проводятся периодические медицинские скрининговые обследования по определенным заболеваниям исходя из своеобразных особенностей и принадлежности больных к определенной группе;

оптимизируются патронажные осмотры, внедряется обновленная система целевого патронажа;

специальность врача общей практики переименовывается в семейного врача, а также программы дисциплин медицинских высших образовательных учреждений адаптируются к подготовке семейных врачей;

направления в многопрофильные центральные поликлиники районов (городов) и областные больницы для оказания бесплатной медицинской помощи непосредственно выдаются семейными врачами;

льготные рецепты на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи выдаются непосредственно семейными врачами;

создаются «медицинские бригады», состоящие из средних медицинских работников по терапии, педиатрии, акушерству и патронажу, для оказания помощи семейным врачам;

инспекторы по профилактике оказывают содействие семейным врачам в пропаганде здорового образа жизни среди жителей махалли, обеспечивают безопасность вечерних прогулок граждан и проведения спортивных игр. При этом в зависимости от показателей здоровья населения махалли инспекторы по профилактике каждые 6 месяцев поощряются за счет средств местных бюджетов и других источников;

«медицинские бригады» формируют «медицинские карты» закрепленных за ними территорий в разрезе семей и граждан;

«медицинские бригады» обеспечиваются специальными компьютерами-планшетами и мобильными медицинско-диагностическими средствами в целях упрощения и цифровизации процесса оказания медицинской помощи на местах, сокращения излишней бумажной волокиты.

Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.):

совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А., Абруев Ж.И.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента до конца текущего года обеспечить полное внедрение усовершенствованной службы медицинской профилактики и патронажа в рамках выделенных средств местных бюджетов в приоритетном порядке в 26 районах (городах), перечень которых указан в приложении № 1;

утвердить до конца текущего года конкретную классификацию населения по группам исходя из здоровья и физиологического состояния граждан;

поэтапно распространить усовершенствованную службу медицинской профилактики и патронажа на другие регионы республики;

в двухнедельный срок утвердить конкретный перечень «медицинских бригад» для обеспечения их мобильными медико-диагностическими средствами.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухмесячный срок:

обеспечить «медицинские бригады» специальными компьютерами-планшетами и мобильными медико-диагностическими средствами за счет средств местных бюджетов. При этом принять во внимание, что приобретение указанных средств осуществляется на основе единых технических требований, утвержденных Министерством здравоохранения;

совместно с районными (городскими) медицинскими объединениями провести перепись и закрепить население за учреждениями первичной медико-санитарной помощи.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

начиная с 1 января 2021 года сельские врачебные пункты переименовываются в пункты семейного врача, сельские и городские семейные поликлиники – в семейные поликлиники. При этом указанные меры осуществляются в рамках действующих штатных единиц;

в пунктах семейного врача, семейных поликлиниках и многопрофильных центральных поликлиниках вводится круглосуточное дежурство медицинских работников исходя из численности населения и необходимости на местах согласно перечню Министерства здравоохранения;

уровень здоровья населения махалли, рост заболеваемости на закрепленной территории, обращения граждан за экстренной медицинской помощью, госпитализация населения и другие критерии устанавливаются в качестве показателей оценки эффективности работы семейного врача;

начиная с 1 января 2021 года внедряется новая рейтинговая система оценки эффективности работы семейных врачей и других медицинских работников, по результатам которой они ежеквартально поощряются единовременным денежным вознаграждением от 10-кратного до 30-кратного размера базовой расчетной величины за счет дополнительных средств местных бюджетов;

начальник районного (городского) медицинского объединения одновременно является заведующим многопрофильной центральной поликлиникой района (города);

начиная с 1 января 2021 года начальникам районных (городских) медицинских объединений предоставляется право, при необходимости, самостоятельно определять штаты врачей узких специальностей в рамках выделяемых средств;

районные (городские) медицинские объединения по дислокации места осуществления своей деятельности размещаются в зданиях соответствующих многопрофильных центральных поликлиник.

Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.) совместно
с Министерством финансов (Ишметов Т.А.) и Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.):

в трехмесячный срок внедрить дифференцированную систему поощрения семейных врачей и «медицинских бригад» исходя из показателей оценки, установленных настоящим пунктом;

в срок до 1 апреля 2021 года разработать и утвердить обновленные штатные нормативы учреждений первичной медико-санитарной помощи.

4. Утвердить График создания пунктов семейного врача и семейных поликлиник в 2021–2023 годах согласно приложению № 2. При этом дополнительно будут созданы:

315 пунктов семейного врача, из них 100 – в 2021 году, 105
в 2022 году, 110 – в 2023 году;

52 семейных поликлиники в сельской местности, из них 17
в 2021 году, 18 – в 2022 году, 17 – в 2023 году;

33 семейных поликлиники в городах, из них 7 – в 2021 году, 13 – в 2022 в году, 13 – в 2023 году.

Определить источниками финансирования создания дополнительных пунктов семейного врача и семейных поликлиник:

средства республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;

благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

иные источники, не запрещенные законодательством.

Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за полноценную организацию деятельности дополнительно создаваемых пунктов семейного врача и семейных поликлиник, обеспечение их квалифицированными работниками, а также внедрение в деятельность данных медицинских учреждений мер, определенных настоящим Указом.

5. Установить, что с 2021/2022 учебного года:

в Каршинском государственном университете, Джизакском государственном педагогическом институте, Навоийском государственном педагогическом институте и Гулистанском государственном университете исходя из существующей потребности открываются медицинские факультеты, в которых наряду с другими медицинскими высшими образовательными учреждениями внедряется система обучения на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с ведущими зарубежными медицинскими высшими образовательными учреждениями;

в медицинских учреждениях областей, пунктах семейного врача и семейных поликлиниках создаются клинические базы медицинских высших образовательных учреждений, студенты их выпускных курсов проходят учебную практику в данных клинических базах;

в Техникумах общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино и медицинских колледжах внедряется система подготовки помощников семейного врача. При этом Министерством здравоохранения внедряется совершенно новая система подготовки помощников семейного врача в техникумах и колледжах с учетом рекомендаций и предложений Всемирной организации здравоохранения;

Техникумы общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино
и медицинские колледжи закрепляются за пунктами семейного врача и семейными поликлиниками, их учащиеся проходят практику в этих учреждениях исходя из специализации.

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством здравоохранения, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей реализовать меры, предусмотренные настоящим пунктом.

6. Внедрить начиная с 2021 года программу «Сельский врач» для врачей пунктов семейного врача и семейных поликлиник, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах.

Установить, что в рамках программы «Сельский врач»:

врачам, проживающим в других регионах и окончившим медицинские высшие образовательные учреждения в течение последних 3 лет, при принятии на работу в пункты семейного врача и семейные поликлиники, расположенные в отдаленных и труднодоступных районах, выделяются единовременные денежные средства в размере 30 миллионов сумов, не имеющим жилье – служебные жилые помещения сроком на три года или компенсируется ежемесячная арендная плата в двукратном размере базовой расчетной величины из Государственного бюджета;

перечень отдаленных и труднодоступных районов утверждается Кабинетом Министров;

Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей составляется и регулярно обновляется перечень вакантных должностей врача исходя из потребности отдаленных и труднодоступных районов в кадрах врачей;

для использования возможностей, предоставленных настоящим пунктом, между врачами и Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей заключается договор.

Определить, что финансирование программы «Сельский врач» производится за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей.

Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей:

в месячный срок определить потребность в кадрах врачей пунктов семейного врача и семейных поликлиник, а также претендентах в разрезе каждой махалли, обеспечить их жильем и денежными средствами, внести в Министерство здравоохранения предложение по увеличению параметров приема для подготовки в медицинских высших образовательных учреждениях;

совместно с хокимами районов и коммерческими банками обеспечить выделение жилья, строящегося на основе ипотечных программ, в первую очередь врачам, принимаемым на работу в пункты семейного врача и семейные поликлиники.

Министерству финансов совместно с Министерством здравоохранения выделить в следующем году из Государственного бюджета средства в размере до 20 миллиардов сумов на финансирование мероприятий, указанных в настоящем пункте.

7. Категорически запретить:

привлечение медицинских работников к разного рода работам,
не относящимся к их служебным обязанностям;

привлечение медицинских работников к собраниям и другим мероприятиям, не связанным с их профессиональной деятельностью, организацию принудительной подписки на различные печатные издания.

Строго предупредить Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, хокимов районов и городов, а также руководителей других государственных органов и организаций о привлечении к соответствующей ответственности за нарушение настоящих требований.

Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.Т.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений на постоянной основе проводить контрольные мероприятия по соблюдению законодательства в целях своевременного выявления и пресечения фактов ограничения прав и свобод медицинских работников с обеспечением привлечения к ответственности виновных лиц.

8. Определить, что:

работодатель каждого предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности, несет персональную ответственность за прохождение своими работниками медицинских процедур в день медицинского осмотра;

граждане, принимаемые на работу на предприятия, в учреждения и организации, независимо от формы собственности, в обязательном порядке информируют своих работодателей о дате прохождения ими медицинского осмотра.

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.) обеспечить установление Государственной трудовой инспекцией системного контроля за соблюдением данных требований всеми работодателями, при необходимости, принятие действенных мер в отношении должностных лиц, нарушающих настоящие требования, в установленном законодательством порядке.

Рекомендовать Совету Федерации профсоюзов Узбекистана осуществление эффективного общественного контроля за представлением и защитой трудовых, других социально-экономических прав и интересов работников при реализации мер, указанных в настоящем пункте, с привлечением профсоюзных организаций соответствующих отраслей и организаций.

9. Внедрить с 1 января 2021 года поэтапно систему специальной оценки условий труда взамен проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.

Определить, что:

процесс специальной оценки ставит своей целью прежде всего устранение воздействия на здоровье работников факторов опасности и вредности, свойственных определенным рабочим местам;

в состав работников по проведению специальной оценки
в обязательном порядке включается специалист по гигиене труда с высшим образованием;

специальная оценка проводится исключительно организацией (юридическим лицом), имеющей свидетельство на право выполнения работ по специальной оценке.

Кабинету Министров обеспечить:

полное внедрение системы специальной оценки в 2021–2023 годах;

создание в срок до 1 января 2021 года базы единой электронной платформы для внедрения механизма внесения и анализа результатов специальной оценки условий труда, в срок до 1 февраля 2021 года – ее полный запуск.

10. Принять к сведению, что в 2014 году Всемирной организацией здравоохранения принята специальная резолюция о развитии Паллиативной медицинской службы.

Министерству здравоохранения (Иноятов А.Ш., Баситханова Э.И.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, а также другими заинтересованными организациями в срок до 1 мая 2021 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающий утверждение целевых показателей (индикаторов) Концепции развития паллиативной медицинской службы в Узбекистане в 2021–2025 годах вместе с «дорожной картой» по их реализации в разбивке по годам с привлечением экспертов Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ.

11. Агентству по борьбе с коррупцией (Бурхонов А.Э.) совместно с Министерством здравоохранения (Хаджибаев А.М.) в месячный срок разработать программу по реализации проекта «Сфера без коррупции» в системе здравоохранения. При этом разместить у входа в каждый пункт семейного врача, семейную поликлинику и больницу призывы, «телефоны доверия» и другие пропагандистские материалы, направленные на предупреждение коррупции.

12. Национальному агентству «Узбеккино» совместно с Республиканским центром духовности и просветительства, Министерством культуры, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана создать и регулярно показывать по телевидению видеоролики, научно-популярные передачи, художественные и документальные фильмы, прославляющие профессию медицинского работника, размещать их на телевидении и радио в качестве социальной рекламы в целях правильного доведения до общественности сути и содержания реформ, проводимых в сфере здравоохранения.

Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать работу по широкому освещению целей и задач настоящего Указа в средствах массовой информации.

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента организовать работу по широкому освещению на региональных телеканалах и в средствах массовой информации формирования здорового образа жизни, обеспечения общественного здоровья населения, а также целей и задач настоящего Указа.

13. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

14. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

15. Возложить на министра здравоохранения Хаджибаева А.М., первого заместителя министра здравоохранения Иноятова А.Ш., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Первому заместителю советника Президента Республики Узбекистан Туйчиеву Л.Н., министру здравоохранения Хаджибаеву А.М. и первому заместителю министра здравоохранения Иноятову А.Ш. ежеквартально вносить Президенту Республики Узбекистан информацию о проделанной работе по реализации настоящего Указа.

Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего Указа, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.

            Президент

Республики Узбекистан              Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

12 ноября 2020 года.