УзА Русский

13.04.2019 16:25 Версия для печати

Внедрение в нормотворческий процесс современных информационно-коммуникационных технологий

Внедрение в нормотворческий процесс современных информационно-коммуникационных технологий

8 апреля текущего года принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организационных мерах по внедрению Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов».

Данное постановление, принятое во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности» от 8 августа 2018 года, направлено на практическую реализацию мер по переводу нормотворческого процесса в электронную среду.

Еще до принятия указанного постановления Министерством юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций разработана Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов и размещена в сети интернет по адресу project.gov.uz в качестве составной части портала «Система оценки воздействия актов законодательства». 

Единая электронная система, обеспечивающая межведомственное электронное взаимодействие при рассмотрении и согласовании проектов актов законодательства, позволит отказаться от устаревших бюрократических процедур и бумажной волокиты, обеспечит необходимую прозрачность и ускорит данный процесс. 

Действующая практика разработки и согласования проектов имеет следующие проблемы:

распечатка в бумажном виде разработанных проектов, их направление и доставка посредством почты или нарочно в каждое заинтересованное министерство и ведомство;

сбор подписей (виз) сопряжен с постоянным поиском ответственных исполнителей каждого согласующего органа, физической доставкой проектов на бумажном носителе и ожиданием их подписания;

возникновение разночтений и путаницы в результате создания множества согласованных (завизированных) копий проекта;

время в основном затрачивается не на всестороннюю и качественную подготовку проекта, а на согласование с соответствующими организациями;

требует отвлечения трудовых ресурсов и финансовых средств государственных органов.

При изучении зарубежного опыта выяснено, что в деятельности органов государственного управления развитых стран используется система электронного документооборота, посредством которой осуществляется межведомственное взаимодействие. Также в ряде стран СНГ, в частности, в России, Беларуси, Казахстане, применяется система межведомственного электронного документооборота при разработке и согласовании проектов актов законодательства (кроме документов для служебного пользования и секретного характера). 

Единая электронная система, направленная на устранение вышеназванных проблем, а также внедрение в нормотворческий процесс современных информационно-коммуникационных технологий, имеет следующие возможности и удобства: 

одновременная и мгновенная рассылка проектов нормативно-правовых актов всем заинтересованным участникам согласования, в том числе для проведения общественного и профессионального обсуждения, визирование проектов с помощью электронной цифровой подписи;

обеспечение прозрачности «движения» проектов путем автоматического протоколирования действий, фиксирования дат передачи-приема проектов, определения подлинности электронных цифровых подписей (виз) и их актуальности;

сбор и хранение информации о проведенных действиях, мнениях и возражениях заинтересованных лиц по проектам, а также ведение базы проектов нормативно-правовых актов и использование ее в статистических и иных целях; 

осуществление в режиме реального времени управления, мониторинга и контроля за процессом разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов;

обеспечение существенной экономии времени и трудовых ресурсов, расходуемых государственными органами в данных целях.

Внедрение электронной системы не потребует дополнительного расходования бюджетных средств, отдельной инфраструктуры, установки какого-либо программного обеспечения. Пользование осуществляется
с помощью удаленного доступа в личный кабинет соответствующей организации с компьютера пользователя через сеть интернет. При этом документом, подтверждающим наличие соответствующих виз (
подписей), является справка-хронология проекта, в которой автоматически генерируются QR-коды электронных цифровых подписей лиц, завизировавших проект.

Внедрение Единой электронной системы в нормотворческий процесс будет осуществляться поэтапно:

с 1 мая до 1 июля 2019 года – вводится пилотное функционирование, в ходе которого разработка, согласование (визирование) и внесение в Кабинет Министров проектов законов, актов Президента Республики Узбекистан и правительства осуществляется в бумажном виде либо в электронном виде посредством Единой электронной системы; 

с 1 июля до 1 октября 2019 года – проекты вносятся в Кабинет Министров в установленном порядке преимущественно в электронном виде посредством Единой электронной системы;

с 1 октября 2019 года и в последующем периоде – внесение проектов актов законодательства в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан осуществляется исключительно в электронном виде посредством Единой электронной системы.

Также распределены основные задачи государственных органов в рамках использования Единой электронной системы: 

Министерства юстиции – обеспечение эффективного практического использования министерствами, ведомствами, органами исполнительной власти на местах, другими государственными органами и организациями Единой электронной системы, а также методическое руководство в вопросах ее использования в нормотворческой деятельности;

Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций – обеспечение качественного, бесперебойного функционирования и информационной безопасности Единой электронной системы, а также расширение ее функциональных возможностей;

государственные органы и организации (пользователи) – полноценный перевод своей нормотворческой деятельности в электронную среду посредством Единой электронной системы, неукоснительное соблюдение порядка и сроков, установленных законодательством для разработки, согласования (визирования) и внесения
проектов.

В завершение следует отметить, что внедрение Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов будет способствовать переходу на совершенно новый уровень нормотворческого процесса в стране, обеспечивающий эффективность, прозрачность и качество принимаемых актов законодательства.

Нодир Усманов,
Заместитель начальника 
Управления анализа и систематизации законодательства 
Министерства юстиции Республики Узбекистан.

УзА
4 643