УзА Русский

15.02.2018 17:49 Версия для печати

Здоровая конкуренция положит конец монополии

Время от времени на наших рынках наблюдается дефицит некоторых видов продовольственных товаров. К примеру, нехватка на прилавках сахара, картофеля, нестабильность цен на них вызывают нарекания со стороны потребителей.

Тому есть объективные и субъективные причины. Нездоровая конкуренция на рынках, монополизация импорта продовольственной продукции некоторыми хозяйствующими субъектами, создание искусственного дефицита и необоснованное повышение цен на некоторые товары свидетельствуют о том, что в сфере сохраняются серьезные системные проблемы.

Глава нашего государства в Послании Олий Мажлису, отметив, что главное требование рыночной экономики – это равный доступ к ресурсам и возможностям, подверг резкой критике тот факт, что импорт необходимой продукции сконцентрирован в руках определенных групп и служит для них источником обогащения.

Так, объем таможенных льгот, предоставленных импортерам в течение 11 месяцев 2017 года, составил 409 миллиардов сумов. За этот период в общей сложности 620 компаний ввезли в нашу страну 105 видов продукции на сумму 422 миллиона долларов. Из них 305 субъектов с использованием таможенных льгот импортировали 81 вид товаров на 283,5 миллиона долларов. 25 крупных компаний, которые ввезли продукцию на 211 миллионов долларов, использовали льготы в объеме 280 миллиардов сумов. Таким образом, 4 процента всех импортеров ввезли 50 процентов продовольственной продукции и получили 70 процентов всех таможенных льгот.

Как свидетельствуют цифры, даже с использованием льгот цены на продовольственную продукцию в нашей стране не соответствуют покупательской способности населения. Это требует утверждения справедливости в сфере, то есть нивелирования возможностей всех субъектов предпринимательства.

Важное значение в устранении проблем в этой сфере имеет Указ Президента нашей страны "О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны " от 16 января 2018 года.

C 1 февраля 2018 года отменены индивидуальные таможенные, налоговые и иные льготы, а также другие преференции, предоставленные отдельным хозяйствующим субъектам по импорту в Республику Узбекистан продовольственных товаров. Кроме того, отменяется запрет на продажу (покупку) потребительских товаров на товарно-сырьевых биржах республики. Производители сахара освобождаются сроком до 1 января 2019 года от уплаты налога на добавленную стоимость в части объемов, произведенных на основе импортного сырья. Для продажи (покупки) потребительских товаров на открытых электронных торгах товарно-сырьевых бирж не требуется наличие лицензии на осуществление оптовой торговли.

Руководители Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и его территориальных подразделений строго предупреждены о персональной ответственности за допущение фактов создания искусственных преград, волокиты и злоупотреблений при проведении таможенных процедур.

Своевременное исполнение этих задач будет служить надежному обеспечению продовольственной безопасности нашей страны, насыщению рынка безопасной и доступной по цене продовольственной продукцией, укреплению покупательской способности населения, либерализации внешнеэкономической деятельности и развитию здоровой конкуренции.

Нурилло Насриев, УзА
4 782