За два года в агентство по защите прав потребителей поступило почти 12 тысяч обращений
Зачастую потребитель не в состоянии самостоятельно проверить качество проданного ему товара или предоставленной услуги.
Зачастую потребитель не в состоянии самостоятельно проверить качество проданного ему товара или предоставленной услуги. Он и не обязан это делать, поскольку для этого созданы специализированные госорганы, обеспеченные высококвалифицированными специалистами, оборудованием и владеющие необходимыми технологиями.
Одним из них является Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан. По словам директора агентства Хаитметова Элмурата, агентство занимается внедрением единой политики в области защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, координирует деятельность госорганов и организаций в сфере защиты прав потребителей.
Одним из важнейших направлений деятельности агентства является содействие потребителям в защите их законных прав и интересов, в том числе и в суде. Для этого его сотрудники проводят контрольные закупки товаров в точках розничной торговли, проводят их экспертизу и тестирование. Проверяется не только качество самого товара, но и его реклама, а также информация о товаре, распространяемая его производителем. Если продавец распространяет заведомо ложную информацию о своем товаре, то он вводит покупателей в заблуждение, что также является нарушением закона.
Специалисты агентства изучают потребительский рынок, динамику цен и механизмы ценообразования на социально значимые товары и разрабатывают предложения и рекомендации по стабилизации цен.
Одним из нововведений агентства стала активная работа с группами в социальных сетях. Так, за 2019 год и восемь месяцев 2020 года в агентство поступило 11,9 тысячи обращений. Из них 28,8 процента жалоб касалось сферы жилищно-коммунального обслуживания и транспорта, 36,6 процента – сферы торговли, общественного питания и туризма, 20,5 – социальных и банковских услуг, а также услуг связи и 14,1 процента – рекламной деятельности.
Отдельная работа проводится и с нерадивыми рекламодателями. Для этого на соответствие установленным требованиям было проверено более 12 тысяч объектов наружной рекламы. 7293 из них не соответствовали существующим требованиям, а 1781 вообще не имел паспорта, свидетельства или каких-либо других необходимых документов. Всем владельцам таких незаконных рекламных сооружений были отправлены предупредительные письма. В настоящее время ведется адаптация и демонтаж этих конструкций.
Кроме того, в период пандемии коронавируса агентство борется с недостоверной информацией, распространяемой продавцами витаминов и БАДов, обещающими иммунитет или чудесное выздоровление от COVID–19.
Развитие конкуренции и повышение качества представленных на рынке товаров и услуг невозможны без общественного контроля и участия рядовых потребителей. Купив некачественную продукцию, потребитель должен попытаться вернуть ее продавцу. В случае отказа ему необходимо обратиться в Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан. Только общими усилиями можно заставить продавцов и производителей предлагать более качественные товары.