УзА Русский

15.02.2020 Версия для печати

Является ли Узбекистан безопасным и благоприятным для инвесторов? ​

Является ли Узбекистан безопасным и благоприятным для инвесторов? ​

Что скажет насчет этого ответственный работник Государственного налогового комитета?

5-6 марта нынешнего года в Узбекистане пройдет первый Ташкентский международный инвестиционный форум. В мероприятии, организуемом по инициативе Президента Шавката Мирзиёева, примут участие руководители отечественных и иностранных компаний, инвесторы, экспортеры и журналисты.

Корреспондент УзА побеседовала с заместителем председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Фазлиддином УМАРОВЫМ о целях и значении форума, подготовке к нему.

– Какие предложения для инвесторов выдвинет на форуме Государственный налоговый комитет ?

– Самым важным вопросом для каждого предпринимателя, несомненно, является налоговое законодательство. Исходя из этого, мы предлагаем инвесторам действующую в нашей стране систему справедливого налогового администрирования.

Это непосредственно связано с нормами нового Налогового кодекса. С 2020 года в налоговое законодательство введен ряд новшеств. К примеру, введены упрощенные механизмы продления срока или рассрочки уплаты налогов. Наряду с этим расширена практика вычета при исчислении налога на прибыль расходов на закупку нового технологического оборудования, строительство и модернизацию новых объектов.

Еще один пример: в случае невозвращения предпринимателю в установленный срок излишне уплаченных налогов ему будут выплачиваться средства из бюджета исходя из основной ставки Центрального банка.

Кроме того, впервые внедряется порядок возврата предпринимателям части налога на добавленную стоимость при реализации продукции. Прежде данный порядок применялся только при ее экспорте.

Думаю, что каждый предприниматель хорошо осознает значимость этих нововведений.

– За какие налоговые преимущества иностранные инвесторы могут выбрать Узбекистан?

– В Узбекистане действует единый нормативный акт при налогообложении – Налоговый кодекс. В нем отражены нормы налогового законодательства, согласно которым налогообложение основывается на принципах обязательности, определенности и сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками, справедливости, единства налоговой системы, гласности и презумпции правоты налогоплательщика.

Следует особо отметить, что раньше отсутствовал принцип сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками, он был введен в действие Налоговым кодексом в новой редакции. Словом, отныне налоговые ведомства будут не только функционировать в качестве контролирующего органа, но и оказывать тесную помощь налогоплательщикам.

В соответствии с постановлениями Президента в каждом звене налоговых органов организованы структуры “Консультация по налогообложению”, которые занимаются выполнением упомянутых выше задач.

Следует также отметить, что при осуществлении налогового администрирования за счет внедрения IT-технологий особое внимание уделяется повышению качества и объема оказываемых налогоплательщикам услуг, созданию преимуществ для предпринимателям.

К примеру, в целях налаживания диалога с налогоплательщиками без участия человеческого фактора оказываются 45 видов электронных государственных услуг. В настоящее время реализуются проекты по повышению скорости межрегиональной сети, разработке мобильной версии удобных для налогоплательщиков услуг, налаживанию использования системы современного бизнес-анализа – Business Intellegence.

– В Узбекистане действовали налоговые льготы и преференции для отдельных предпринимателей. Применялось ли это в отношении инвесторов?

– Инвестор, будь он местным либо иностранным, может воспользоваться всеми действующими налоговыми льготами и преференциями. Если для всех будет действовать единая система налогообложения, то не будет высокой налоговой нагрузки, и для инвесторов не потребуются отдельные льготы.

Предоставление налоговых льгот отдельным предпринимателям не всегда оказывает положительное воздействие на привлечение инвестиций. За последние три года, как и во всех сферах, в налоговой системе в целом и в системе налогового администрирования произошли огромные преобразования. На основе утвержденной указом Президента Концепции совершенствования налоговой политики осуществлены поэтапные реформы. Данный процесс продолжается.

Как известно, с 1 января 2019 года в налоговой системе начался новый этап – стала действовать Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан. Данной концепцией определены приоритетные задачи, такие как снижение уровня налоговой нагрузки, упрощение налогового законодательства, создание еще более благоприятной инвестиционной среды, оптимизация налогов и платежей.

Исходя из этого, посредством отмены некоторых обязательных платежей или начислений и снижения ставок налогов резко снизилась налоговая нагрузка. К примеру, ставки налога на имущество юридических лиц снизились с 5 до 2 процентов, оборотного налога – с 5 до 4 процентов, социального платежа – с 15 до 12 процентов, налога на прибыль – с 22,5 до 12 процентов, отменены обязательные отчисления в государственные целевые фонды в размере 3,2 процента.

Вместе с тем отменено множество льгот, предоставленных некоторым отраслям для создания справедливых условий либо носящих индивидуальный характер. С расширением круга плательщиков налога на добавленную стоимость его ставка снижена с 20 до 15 процентов.

– Создаются возможности для предпринимателей, однако инвестор должен получить прибыль. Он преследует эту цель. Какие преимущества для предпринимателей имеются в Узбекистане по сравнению с другими государствами?

– В 2019 году Узбекистан занял 69-е место в рейтинге "Ведение бизнеса" среди 190 государств мира, набрав 69,9 балла из 100. С 2018 года страна поднялась с 76-го места на 7 позиций вверх. Вместе с тем в 2019 году Узбекистан вошел в топ-20 стран, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата.

В своем Послании Олий Мажлису глава государства отметил, что принимаются все необходимые организационно-правовые меры для вхождения нашей страны в число 50 лучших стран в данном рейтинге.

По версии британского журнала "The Economist" Узбекистан вошел в число лучших стран-реформаторов. Более того, он вошел в топ-5 по безопасности для туристов.

Говоря о возможностях, имеющихся в республике для инвесторов, следует отметить, что, во-первых, Узбекистан – политически стабильная страна, во-вторых, государство с богатыми природными ресурсами, в-третьих, проводимая в стране широкомасштабная созидательная работа является дополнительной возможностью для ведения бизнеса, и в-четвертых, процессы предоставления крупных предприятий потенциальным инвесторам посредством снижения государственной доли являются одним из благоприятных факторов.

Уместно также отметить, что законом закреплено, что инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Узбекистан и из него без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и платежей, в том числе конвертация валюты для репатриации.

– Сколько иностранных инвесторов проявили интерес к нашей стране после упрощения налоговой системы ?

– Есть очень много иностранных инвесторов, которые проявляют интерес к ведению бизнеса в нашей стране. Это можно увидеть и на примере числа предприятий с участием иностранных инвесторов.

Так, в начале 2017 года насчитывалось 5,5 тысячи предприятий с участием иностранных инвесторов, в конце 2019 года данный показатель превысил 10 тысяч (10382). Следует отметить, что на сегодняшний день Узбекистан лидирует среди центральноазиатских стран по темпам роста привлечения иностранных инвестиций.

В 2019 году объем прямых иностранных инвестиций составил 4,2 миллиарда долларов, что на 3,1 миллиарда, или в 3,7 раза больше по сравнению с 2018 годом. Безусловно, практическая работа, осуществляемая в последние годы по коренному улучшению инвестиционного климата, устранению бюрократических преград, либерализации валюты, имеет важное значение в резком повышении объема инвестиций, в частности иностранных.

– Инвестор всегда желает вкладывать инвестиции в надежное и прибыльное дело с минимальным риском, и это – простая жизненная истина...

– Могу с уверенностью сказать, что наша страна является политически стабильной для инвесторов. Более того, в республике превалирует верховенство закона, действует Закон “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”, что также отвечает интересам инвесторов. Самое главное, Узбекистан считается самой конкурентоспособной страной среди центральноазиатских стран по налоговой системе.

Инвесторам предоставляются достаточные льготы, в частности, в виде освобождения от ресурсных налогов. То есть на предприятиях, созданных за счет иностранных инвестиций, с учетом объема данных инвестиций предоставляются льготы по ресурсным налогам.

К примеру, налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций от 300 тысяч долларов до 3 миллионов долларов сроком на 3 года, свыше 3 миллионов долларов до 10 миллионов долларов – сроком на 5 лет, свыше 10 миллионов долларов – сроком на 7 лет.

– Является ли налоговая система "чистой" для инвесторов и предпринимателей?

– В данном направлении осуществляется масштабная работа. Коррупции не будет места лишь тогда, когда деятельность государственных органов будет прозрачной и справедливой.

В настоящее время в целях ограничения человеческого фактора в налоговой системе на электронном портале налоговых услуг my.soliq.uz предоставляются 46 электронных государственных, в том числе 20 интерактивных и 26 информационных услуг. Более того, создана возможность для использования 28 видов открытых данных.

На новом портале можно самостоятельно рассчитать налоги, отправить отчеты и налоговые декларации, получить официальные разъяснения и 14 видов справок. К тому же здесь созданы свыше десяти возможностей, таких как выплата налогов в режиме онлайн, получение оперативных оповещений об отправленных предприятию предупредительных письмах.

С помощью мобильного приложения "Soliq", разработанного для современных смартфонов и планшетов, можно легко и удобно воспользоваться 15 видами интерактивных услуг Государственного налогового комитета.

5 896
Беседовала Барно МЕЛИКУЛОВА, корр.УзА