Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

12.04.2017 16:35 Версия для печати

Важные гарантии независимости судебной власти

В разработанной под руководством Президента нашей страны Шавката Мирзиёева Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах определены важные задачи по обеспечению верховенства закона и дальнейшему реформированию судебно-правовой системы.

В соответствии с этими задачами осуществляются меры, направленные на повышение авторитета судебной власти, обеспечение ее подлинной независимости, дальнейшее совершенствование деятельности сферы. Важным руководством к действию в этом направлении стал Указ главы нашего государства “О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан” от 21 февраля текущего года.

В свете исполнения определенных в указе задач были разработаны и приняты законы “О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан” и “О Высшем судейском совете Республики Узбекистан”, которые были опубликованы в печати 7 апреля текущего года.

Законом “О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан” внесены изменения и дополнение в статьи 80, 81, 83, 93, 107, 110 и 111 Основного Закона нашей страны, некоторые из которых касаются Высшего судейского совета. Вопросы, связанные с деятельностью этой структуры, нашли свое отражение в отдельном Законе “О Высшем судейском совете Республики Узбекистан”.

Новый совет получил конституционный статус. Согласно статье 111 Конституции Высший судейский совет Республики Узбекистан является органом судейского сообщества и оказывает содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Республике Узбекистан. Организация и порядок деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан определяются законом.

Такой статус служит важной конституционной гарантией независимого и эффективного осуществления советом возложенных на него задач. Это является общепринятым стандартом в международной практике, поэтому в конституциях многих развитых демократических государств отражены нормы, упорядочивающие деятельность аналогичных органов судебной власти.

Примечательно, что организация и деятельность данного органа регулируется не положением, утвержденным решением главы государства, как ранее, а законом. Председатель Высшего судейского совета не назначается распоряжением Президента Республики Узбекистан из числа членов Сената, но, как и руководители других независимых конституционных органов, назначается самим Сенатом по представлению Президента страны. Назначение председателя совета стало исключительным правом верхней палаты парламента.

Кроме того, председатель Высшего судейского совета включен в число определенных Конституцией лиц, которые могут участвовать в заседаниях Законодательной палаты и Сената, а также заседаниях их органов. Это свидетельствует о его высоком статусе и авторитете, будет способствовать обеспечению его независимости и неприкосновенности.

Теперь судьи военных судов, судов областей и города Ташкента, председатели и судьи межрайонных, районных, городских судов будут назначаться и, в случаях, предусмотренных законом, освобождаться от должности советом по согласованию с Президентом Республики Узбекистан. Эта норма закона повысила и укрепила авторитет совета.

Ранее назначение на эти должности и освобождение от них относились к числу исключительных прав Президента Республики Узбекистан. Таким образом, Высший судейский совет наделен широкими полномочиями, вместе с тем на него возложена огромная ответственность.

Законом установлен порядок формирования совета. Так, совет формируется в составе председателя, заместителя председателя, его членов и секретаря из числа судей, представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и высококвалифицированных специалистов в области права в количестве двадцати одного человека.

Одиннадцать членов совета утверждаются Президентом Республики Узбекистан по представлению председателя совета. Один из указанных членов утверждается из числа судей судов Республики Каракалпакстан. Председатель, секретарь и утвержденные из числа судей одиннадцать членов Совета осуществляют свою деятельность на постоянной основе, остальные восемь членов совета, включая заместителя председателя совета, осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Эти нормы соответствуют выдвинутому Венецианской комиссией Европейского Совета правилу, согласно которому не менее половины состава органа, занимающегося отбором судей, должны составлять сами судьи.

Совет будет отбирать кандидатов на должности судей на конкурсной основе из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, заниматься организацией профессиональной подготовки, повышения квалификации судей. В числе основных задач совета определены осуществление оценки эффективности деятельности судей, взаимодействие со средствами массовой информации, налаживание диалога с населением, рассмотрение вопроса о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, а также о даче заключения на привлечение их к уголовной и административной ответственности.

Особое место в деятельности совета будет занимать исследовательская деятельность. Для этого Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде преобразован в Исследовательский центр изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете.

Исследовательская деятельность этого центра будет содействовать дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления.

Совет будет вносить Президенту нашей страны представления о награждении судей государственными наградами, осуществлять общее руководство деятельностью квалификационных коллегий судей, рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам нарушения судьями правил этического поведения. Совет уполномочен утверждать критерии изучения и оценки деятельности судей, программы по организации профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, ежегодно заслушивать информацию директора Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан о его работе.

В законе конкретно определены права и обязанности членов совета, закреплена направленная на усиление коллегиальности и демократизма при рассмотрении вопросов норма, в соответствии с которой заседание совета считается правомочным при участии не менее двух третей его членов, определены правила отвода и самоотвода члена совета. Законом определено равноправие кандидатов на должности судей при формировании судейского корпуса, недопустимость включения в резерв лиц, имеющих заболевания или физические недостатки, препятствующие отправлению правосудия.

Законом определены также основания для исключения кандидатов на должность судьи из резерва. Так, кандидат исключается из резерва в случае подачи им заявления об исключении из резерва, непрохождения отбора для принятия на специальные курсы подготовки кандидатов на должности судей, неудовлетворительной оценки результатов его обучения и стажировки, утраты гражданства Республики Узбекистан, возникновения у него заболеваний или физических недостатков, препятствующих отправлению правосудия, признания его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, смерти или объявления его умершим решением суда, совершения преступлений, вынесения заключения о его несоответствии должности судьи.

В законе определены основные критерии отбора впервые назначаемых судей и, отдельной статьей, основные критерии отбора судей на новый срок полномочий и на другие судейские должности. Введен порядок медицинского освидетельствования кандидата на должность судьи. Перечень заболеваний и физических недостатков, препятствующих отправлению правосудия, утверждается совместным решением совета и Министерства здравоохранения Республики Узбекистан. Установлены требования к повышению квалификации судей, согласно которым мероприятия по повышению квалификации судей организуются по итогам изучения и оценки их деятельности с учетом обнаруженных системных недостатков при отправлении правосудия.

Принятые законы и осуществляемые на их основе реформы способствуют обеспечению надежной защиты судом прав и свобод граждан, подлинной независимости судебной власти, повышению эффективности и авторитета судов, уровня доступа к правосудию.

Миравзал Миракулов,
доктор юридических наук.

УзА
18 137






Все о погоде - Pogoda.uz