УзА Русский

02.06.2018 14:06 Версия для печати

В Париже проходит показ узбекского спектакля «Кырк кыз»

В Париже проходит показ узбекского спектакля «Кырк кыз»
С 31 мая по 3 июня 2018г. в этнографическом музее на набережной Бранли (Lemusée duquai Branly) в г.Париже проходит показ спектакля «Кырк кыз» (Сорок девушек) известного узбекского художника и режиссера Саодат Исмаиловой, рассказывающий легенду о сорока девушках по мотивам одноименного эпоса. Об этом сообщает пресс-служба Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан.

Проект реализован при поддержке Фонда Ага Хана по музыкальному творчеству, Национального центра Современного Искусства Le Fresnoy (Франция), Бруклинской академии музыки (США), Центра Хопкинса и Дартмутского колледжа (США).

Краткая справка: музей на набережной Бранли, открывшийся в 2006 году, представляет собрание этнографического искусства Океании, Азии, Африки и Америки. Большая часть экспонатов раньше находилась в Музее Человека и Национальном музее искусства Африки и Океании.
Фондом развития культуры и искусства Узбекистана при Министерстве культуры Республики Узбекистан оказано всестороннее содействие в реализации проекта на территории Республики Узбекистан. 

Героический эпос «Кырккыз» – художественный образец каракалпакского народа. Это многослойный и многоплановый историко-этнографический памятник, который насчитывает около 2000 лет. В нем нашли отражение, как события далекой истории, так и близкого к нам времени столкновения, происходившие в Хорезмском ханстве и в Туркестанском крае.
Видео ряд спектакля был снят в Республике Каракалпакстан, а также в одной из старейших мечетей г.Ташкента. Репетиции проводились с 2017 по 2018 годы во дворце «Туркистон» в г. Ташкенте, а также в г.Алматы.

Полуторачасовой спектакль в сопровождении видео Саодат Исмаиловой реконструирует историю каракалпакского эпоса в музыкальной и абстрактной форме. В работе над проектом приняли участие композитор Дмитрий Янов-Яновский, сценарист Улугбек Садыков, художник постановщик сцены Камилла Курманбекова, дизайнер костюмов Хилола Шер. 

Роли и вокальные партии исполнили: Гумисай Бердиханова (гирджек), Гумшагул Бектурганова (дутар, вокал), Азиза Даврова (вокал, дойра), Токжан Каратай (кобыз), Махабат Кобогонова (кил-кияк, чопо-чор, комуз, джигачооз комуз, вокал), Арайлым Омирбекова (вокал, домбра), Салтанат Ерсултан (вокал, жетиген), Алибек Кабдурахманов (перкуссия, чанг, дирижёр). Главную героиню Гулайим сыграла актриса Айсанем Юсупова.

Автор проекта в течение года искала музыкантов по всему региону. Кастинг на главную роль в фильме проводился среди более ста девушек в Ташкенте и Нукусе. По итогам кастинга роль главной героини Гулайим досталась Айсанем Юсуповой, студентке 2-го курса Государственного института искусств и культуры Узбекистана, актрисе театра и кино.

Как рассказала Саодат Исмаилова о проекте: «Идея создания проекта пришла ко мне из детства из рассказов бабушки - история о сорока девушках, защищавших свои земли. К сожалению, сегодня не известен итог этой легенды. Именно эта недосказанность и заинтересовала меня. Желание заполнить эту недосказанность подтолкнуло меня на создание данного проекта».

В проекте автор поставила задачу музыкантам, проживать сцену как единое пространство, исполнять вместе, взаимодействовать, придавая традиционной музыке новый формат. Пластика их тел, так же, как и неперекрываемость и нарратив звука, взаимно дополняют друг друга.

Классические произведения, которые автор подбирала в течении нескольких месяцев, исполняются в новом контексте. Изображение, что сопровождает музыку на протяжении всего спектакля, взаимодействует с музыкой, иногда лидируя, иногда уступая звуку, чтобы с наибольшей полнотой раскрыть динамичность дутара, низкие тембры домбры, древние и сложные ритмы дойры, необычность жетигена, что роднится с чангом, а самое важное с красотой женского традиционного вокала. 

Все участницы поют, и представляют разные школы вокального искусства Центральной Азии, от Макома, Дастана, Жирау (горлового пения), и затяжного пения.

Аблай Камалов, УзА
6 335