Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

05.04.2017 13:02 Версия для печати

В основе его деяний – справедливость и интересы человека

Ценные сведения о государственной политике Амира Темура, его деятельности в качестве правителя оставили как его современники, так и ученые и политики последующих веков. Помимо трудов историков ценнейшим источником в этом отношении является “Уложение Темура” самого Сахибкирана.

О данном труде Первый Президент нашей страны Ислам Каримов в своей книге “Высокая духовность – непобедимая сила” писал, что каждый раз, читая “Уложение Темура”, словно получал заряд духовной энергии, в своей деятельности не раз обращался к этой книге и много раз убеждался в жизненности никогда не устаревающих и сегодня являющихся духовной пищей мудрых мыслей Амира Темура.

Гуманная, основанная на принципе справедливости политика Сахибкирана широко изучается и сегодня.

После избрания Амира Темура правителем Мавероуннахра в 1370 году он созвал в Самарканде большой курултай, призвав туда всех беков, эмиров, полководцев, деятелей науки и религии. На курултае были обсуждены важные вопросы восстановления и развития переживавших кризис традиций государственности. Подобные курултаи часто проводились и после, на них обсуждались мечты и чаяния, проблемы и заботы народа.

Перед началом какого-либо предприятия Амир Темур советовался со знатоками этой сферы, учеными и затем принимал решение. Подобные совещания проходили на различном уровне и имели разные формы. Бывало, Амир Темур проводил личные беседы с известными учеными в области медицины, математики, астрономии, истории, литераторами, языковедами и религиозными деятелями. Говорилось не только о важных вопросах жизни Мавероуннахра и Хорезма, но и о состоянии дел в ближних и дальних владениях – Золотой Орде, Белой Орде, Хорасане, Индии, Иране, Ираке, Турции и Магрибе.

Как свидетельствуют исторические источники, какую бы часть государства ни посещал Амир Темур, он непосредственно общался с собравшимися на главной площади местными жителями, интересовался их жизнью, спрашивал о деятельности местных правителей и сборщиков налогов.

Интерес в этом отношении представляет приведенное в “Зафарнамэ” Шарафуддина Али Язди свидетельство о том, что Амир Темур в 806 году хиджры провел совещание с учеными людьми. На совете Амир Темур сказал: “Я преследую цель установить справедливость в стране, укрепить порядок и мир, улучшить жизнь граждан, усилить строительство, развивать государство. Вы должны своими советами помочь мне в этом деле. Вам, как никому другому, хорошо известны положение в стране, совершаемые злоупотребления в диване, притеснения обычных людей со стороны правителей на местах. Будет хорошо, если вы изложите свое мнение, предложите меры по устранению подобной несправедливости в соответствии с шариатом и законом. Прошу вас помочь мне в этом благородном деле”.

Французский историк Л.Лянглэ пишет: “Темур благосклонно относился к ученым и доверял тем, в которых видел честность наравне с познаниями. Он сходил часто с трона, чтобы запросто беседовать с историками и философами и со всеми людьми, сведущими в науках или управлении, которое было главным предметом его забот. К способности покорять людей Темур присоединил еще талант делать их счастливыми под своим владычеством, и, как говорит один из его историков Шери-фэддин, “он был в одно и то же время бичом своих врагов, идолом своих солдат и отцом своих народов”. Он сам лично удостоверялся в положении своих подданных, которым давал хороших начальников, ибо он умел распознавать людей и лично заботился об их выборе”.

Как следует из переписки Амира Темура, он периодически проводил “тафтиш” – допросы, ревизии и проверки, а также “тахкик” – следствие. Злоупотребление должностью, взяточничество, алкоголизм, распутство считались тяжкими преступлениями и жестко карались. Как пишет Али Язди, даже люди, находящиеся в родстве с Темуром, уличенные в злоупотреблении должностью, получали соответствующее наказание. Исторические источники содержат сведения о том, что его сын Мираншах, внук Амирзода Пирмухаммад были принародно наказаны за свои проступки. Темур чрезвычайно серьезно относился к авторитету, чести и интересам государства: когда им что-то угрожало, Сахибкиран не жалел ни себя, ни своих детей и внуков, ни родственников, ни военачальников. Когда шла речь о государственных делах, он твердо стоял на своем.

“В странах, кои я покорил, оказывал всяческие почести почитаемым людям и покровительствовал сайидам, ученым, шейхам и благородным мужам, выделив им суюргалы и пенсии, назначал жалованье, старейшин тех стран почитал как братьев, а молодых лелеял, как своих детей. Двери мои были открыты для воинов завоеванных земель. Отличающимся добрым нравом и хорошим поведением воздавал добром; алчных и мерзких гнал за пределы моего государства; трусливых и низких удерживал в положении, которое соответствовало им, не допуская их возвышения за определенную черту. Оказывал заботу вельможам, в каждой стране отворил врата справедливости и преградил путь гнету и злу”.

Достойны внимания и законы Амира Темура о налогах. Сахибкиран пишет: “Велел всячески избегать разорения подданных при сборе налога и не ввергать страну в пучину бедности, ибо лишение подданных крова и семьи влечет за собою иссякание государственной казны, а иссякание казны является причиной роспуска рати, что, в конечном итоге, приводит к ослаблению государственной власти”.

В государстве Темура было запрещено собирать подати до сбора урожая зерна. Налоги платились в три приема. Если подданные, не дожидаясь сборщика налогов, сами приносили подать, то не следовало посылать к ним сборщика податей. Их следовало посылать лишь в необходимых случаях, наказав взимать подати убеждением и добрым словом, но ни в коем случае при помощи палки, веревок или побоев. Запрещалось также связывать должников и заковывать в цепи.

С каждого, кто освоит пустыню, разобьет цветущий сад или же вновь оживит заброшенную землю, в первый год ничего не взималось, во второй год бралось то, что он даст по собственному желанию, и лишь на третий год с него взимался налог на общих основаниях. Если местные состоятельные землевладельцы притесняли бедняка или наносили ему ущерб, то с этих землевладельцев взыскивался причиненный убыток и возвращался пострадавшему.

Сахибкиран несколько раз освобождал жителей столицы от различных налогов, строго следил за обеспечением справедливости в городе, твердо наказывал продавцов, необоснованно завышавших цены. Испанский посол де Клавихо писал: “В городе Самарканде соблюдается законность, так что ни один человек не смеет обидеть другого или совершить какое-либо насилие без приказания сеньора (Амира Темура)”.

Изложенное выше свидетельствует о том, что Амир Темур в своей деятельности любил общаться с простым народом и учеными людьми, через диалог с ними был в курсе их проблем и устремлений. На основе этого он принимал меры по улучшению жизни людей.

В осуществляемых под руководством Президента нашей страны Шавката Мирзиёева широкомасштабных кардинальных реформах, в частности, в объявлении текущего года Годом диалога с народом и интересов человека, важных шагах в этом направлении – открытии Виртуальной приемной Президента и народных приемных на местах, несомненно, воплощены дух и принципы действий Сахибкирана.

Амриддин Бердимуродов,
директор Института археологии
Академии наук Республики Узбекистан.

УзА
3 673






Все о погоде - Pogoda.uz