Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

06.08.2018 21:27 Версия для печати

Узбекистан: на пути обновления и модернизации

Узбекистан: на пути обновления и модернизации Вернувшись в Ташкент после всего полуторагодового перерыва, мы были искренне поражены тем, как многое здесь изменилось. Теперь на улицах города можно встретить множество машин с номерами Таджикистана и Кыргызстана, что раньше было даже трудно представить. Многие дороги, которые были закрыты, вновь открылись, что значительно облегчило жизнь простых граждан. И это только несколько из множества примеров того, как Узбекистан стремительно меняется.

Конечно, это не стало для нас полной неожиданностью. Мы присутствовали в качестве наблюдателей на президентских выборах в 2016 году, на которых победу одержал Шавкат Мирзиёев. Тогда в воздухе витало ожидание перемен.

Нам посчастливилось присутствовать на выступлении избранного Президента. В своей речи он определил стратегические направления реформирования страны. Помню, что нас тогда сильно воодушевили такие его инициативы, как открытие свободной конвертации валюты, проведение реформ в судебно-правовой сфере, повышение подотчетности всех чиновников и выстраивание новой внешней политики в отношении ближайших соседей.

Однако благие намерения – это далеко не все. Мировой опыт показывает, что модернизация невозможна без прочной законодательной базы, консолидации как общественных сил, так и государственного аппарата в поддержку курса реформ. Многие на Западе поэтому не спешили с выводами, предпочитали посмотреть, что будет дальше.

Поэтому для нас, американских экспертов, давно занимающихся изучением Узбекистана, было важно, как говорится, «задокументировать» ход преобразований в стране, инициированных Президентом Шавкатом Мирзиёевым.

Надо признать, что это было непростой задачей, поскольку реформы в Узбекистане затронули все сферы жизни государства и общества. Определенную сложность представлял тот факт, что некоторые инициативы принимали форму законодательных актов, другие - президентских указов, а третьи - просто процедурных изменений. Но с помощью наших друзей в Ташкенте мы смогли получить информацию обо всех документах, выпущенных новым правительством.

Внимательно изучив все, мы можем с уверенностью сказать, что решения, принятые Президентом Узбекистана, представляют собой действительно смелую и решительную программу реформ, отвечающую всем мировым стандартам.

Признав это, мы решили опубликовать книгу под названием «Новое лицо Узбекистана». Наши намерения были скромными. Мы всего лишь хотели раскрыть для читателей на Западе ключевые положения инициированной Президентом Узбекистана Стратегии действий.

Нашей главной целью было написать для иностранных читателей своеобразный обзор реформ. Мы хотели, чтобы наша книга помогла читателям оценить масштабы происходящих преобразований в стране, понять, куда и как движется Узбекистан.

Для нас очень важно, чтобы на Западе лучше понимали происходящие в Узбекистане изменения. Нам кажется, что там не в полной мере оценивают значение процессов, которые укрепляют взаимодействие между правительством и народом, приводят к постепенной корректировке старых подходов во внутренней и внешней политике.

Во время нашего визита мы смогли услышать из первых уст – от министра иностранных дел Республики Узбекистан об усилиях страны по развитию регионального сотрудничества в Центральной Азии. Мы посетили Институт востоковедения Академии наук, который расположился в новом великолепном здании, и Университет мировой экономики и дипломатии, где происходят очень важные изменения, направленные на повышение стандартов образования.

Общение со студентами и учеными подтвердило, что молодежь Узбекистана поддерживает курс реформ. Более того, молодое поколение узбекистанцев стремится стать частью этого процесса.

Итак, вернувшись в Ташкент через полтора года, как мы оцениваем перспективы грандиозной программы реформ в Узбекистане? Наши впечатления не могут заменить собой научные доказательства. Но мы были приятно поражены, когда молодые узбекские бизнесмены сообщили нам, что работают над проектами, которые были невозможны еще год назад. Водитель такси рассказал о своем брате, который ищет партнера для совместного экспорта фруктов в Казахстан, а владелец магазина поведал о встрече с родственниками из таджикской части Ферганской долины.

Конечно, в одночасье ничего не меняется. Пожилой человек, с которым мы случайно встретились, заметил, что никогда не бывает легко менять старые привычки.

На основе собранных нами впечатлений нельзя сделать точный прогноз о будущем. Но оптимистический дух почти всех, кого мы встретили, определенно заразителен и говорит о многом. Безусловно, этот оптимизм не безоснователен.

Изучив все документы, мы ясно осознали - реформы были не просто сиюминутным порывом руководства Узбекистана, а тщательно спланированным проектом. Следует также подчеркнуть, что начало реформ является не жестом отчаяния, а показателем силы. Мы наблюдаем, как все соседи Узбекистана приветствуют программу реформ и с готовностью принимают новый регионализм, который стал возможным исключительно благодаря Ташкенту.

В этой связи особое значение приобретает недавно принятая по инициативе Узбекистана Резолюция ГА ООН, выступающая за развитие регионального сотрудничества в Центральной Азии. Это решение ООН – яркий символ того, что центральноазиатские государства проявляют готовность самостоятельно решать общие региональные проблемы, а сама Центральная Азия становится регионом сотрудничества, а не соперничества великих держав.

И, самое главное, мы лично знакомы со многими представителями молодого поколения в Узбекистане, которые занимают сегодня ответственные должности в бизнесе и правительстве. Это позволяет нам с уверенностью и оптимизмом говорить о будущем Узбекистана и всего региона Центральной Азии.

Фредерик СТАРР,
председатель Института Центральной Азии и
Кавказа при Американском совете по внешней политике.
Сванте КОРНЕЛЛ,
старший научный сотрудник по вопросам Евразии 
Американского совета по внешней политике.

УзА
3 051