Узбекистан избрал путь достижения стабильного развития посредством развития науки.

Узбекистан избрал путь достижения стабильного развития посредством развития науки. Так как недостаточное внимание к научным изысканиям, отсутствие поддержки инноваций тормозит развитие многих сфер страны.

Президент Шавкат Мирзиёев с первых дней деятельности в качестве главы государства уделяет большое внимание поддержке науки, инновационной деятельности, поощрению ученых.

Беседа с министром инновационного развития Республики Узбекистан Иброхимом АБДУРАХМОНОВЫМ посвящена роли науки в развитии всех сфер, задачам министерства,повышению конкурентоспособности страны на международной арене путем применения инновационных идей и технологий.

– Иброхим Йулчиевич, до образования министерства не было единого органа по поддержке внедрения инноваций в производство. Может ли в настоящее время министерство стать организацией, способной на необходимом уровне полностью интегрировать науку, образование и производство?

– В обеспечении интеграции науки и производства практически все государства используют единый «золотой треугольник», то есть модель наука-государство-бизнес. Модель одна, но у каждого государства собственная политика в обеспечении интеграции. У «золотого треугольника» нет завершающего звена. Интеграция – постоянно развивающийся процесс.

С образованием министерства были предприняты фундаментальные меры по обеспечению интеграции. Первые шаги, естественно, были начаты с совершенствования системы управления. В вузах и научно-исследовательских учреждениях вместо должностей проректоров или заместителей директоров по научной работе были введены должности проректоров или заместителей директоров по научной работе и инновациям, налажена система координации их деятельности министерством.

Заместители директоров по научной работе и инновациям отдельных научно-исследовательских учреждений Академии наук Республики Узбекистан одновременно были назначены проректорами по научной работе и инновациям профильных высших учебных заведений. На одного из заместителей органов государственного и хозяйственного управления возложена ответственность за вопросы инновационного развития. Таким образом, в научных организациях, министерствах и отраслевых учреждениях появились «офицеры инноваций», постоянно занимающиеся инновационной деятельностью.

Вторым шагом стало определение важных для инновационной деятельности дополнительных источников финансирования и посредством этого создание инновационных фондов с целью формирования свободной среды для инновационной деятельности. Было намечено, что эти фонды будут направлять средства на стимулирование научных исследований и инновационных разработок, закупку лабораторного оборудования и материалов, формирование и обновление научно-исследовательской инфраструктуры, материальное стимулирование научных работников и на затраты, связанные с инновационной деятельностью.

Согласно Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» задействован специальный портал инновационных разработок, направленный на коммерциализацию научных исследований, обеспечение их практической результативности, неразрывность цепочки “заказчик – исследователь – инвестор”.

Главное, намечены механизмы коммерциализации научных исследований и определена заинтересованность в них ученых. Следовательно, во-первых, предоставлены свобода и большие возможности для инновационной деятельности, во-вторых, сделаны первые исторические шаги на пути формирования стимулирующей среды.

В целях организации и системного упорядочения в стране инновационной экосистемы (также в эту структуру входит и интеграция в науке и производстве) 12 сентября 2018 года был принят Указ Президента “Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан в 2019-2021 годах”, предусматривающий пять приоритетных направлений развития. В результате в условиях коммерциализации научных разработок налажена основанная на заинтересованности система инновационного предпринимательства и увеличено производство научной продукции.

Результатом указа стала новая система коммерциализации научных разработок при участии тройки “ученый - банк - предприниматель”. В рамках коммерциализации научных разработок подготовлены проекты общей стоимостью 149,5 миллиарда сумов, объем разработанной научной продукции превысил 18 миллиардов сумов.

Коренным образом реформирована прежняя система формирования научно-технических программ, для научных программ по созданию конкретной продукции на основе государственного заказа проводятся грантовые конкурсы. Это способствует целевому использованию средств, выделяемых на развитие науки, и расширению международного сотрудничества.

Сложно решать проблемы в экономике без науки. Основная задача министерства – содействие развитию ее сфер при помощи науки. Для этого проводятся тематические конкурсы, поддерживаются новые изобретения ученых и исследователей. Например, в 2019 году на основе государственного заказа были объявлены конкурсы по 187 актуальным тематическим проектам, на них было представлено 766 проектов (в среднем по 4 проекта на один проектный заказ). По результатам научной экспертизы на 147 проектов было выделено 117,2 миллиарда сумов.

В результате среди ученых сформировалась здоровая конкурентная среда, появилась возможность получения грантовых средств, финансирование одного проекта увеличилось в 3,5 раза, по меньшей мере 40 процентов средств направлены на приобретение необходимого оборудования, реагентов и материалов.

А раньше были для ученых такие возможности? Исследования поддерживались государством? К сожалению, из-за отсутствия внимания многие изобретения так и остались на бумаге.

Или же возьмем, к примеру, сотрудничество с зарубежными странами. Благодаря уделяемому сфере вниманию с Германией, Россией, Республикой Беларусь реализуются 38 проектов стоимостью 9,6 миллиарда сумов. Объявлены конкурсы на совместные проекты со странами Евразии, Турцией, Китаем и Индией.

На встречах главы государства с учеными было дано указание о финансировании на равных условиях научных проектов частного сектора и отраслевых организаций. В результате такая практика была внедрена в жизнь, для финансирования научных программ привлекаются дополнительно 30 миллиардов сумов. Это также является стимулированием научного творчества.

В целях дополнительного финансирования научно-инновационных проектов со Всемирным банком достигнуто соглашение о привлечении выделяемых на коммерциализацию разработок льготных заемных средств в объеме 50 миллионов долларов.

В результате проведенных реформ в стране сформирована стартап экосистема, направленная на инновационное производство. Впервые была создана система поддержки и финансирования стартап проектов, осуществлено финансирование 34 стартап проектов общей стоимостью 31,5 миллиарда сумов и освоено производство новой конкурентоспособной продукции. В результате проведенной работы в Узбекистане появился первый акселератор научных проектов.

В целом, можно сказать, для обеспечения интеграции науки и производства министерству удалось наладить необходимую систему. Но перед нами стоят важные задачи по укреплению этой интеграции, и, безусловно, они будут поэтапно реализовываться.

– Каковы основные проблемы, препятствующие интеграции науки и производства в нашей стране?

– В Узбекистане на протяжении десятилетий в сфере науки был период застоя. На состоявшейся в 2018 году в институте химии растительных веществвстрече с учеными Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что в нашей стране наука отстала на 20-25 лет. Это, к сожалению, привело к утрате доверия производителей науке.

Научный потенциал каждой страны определяется числом ученых. Согласно статистическим данным 2018 года на 1 миллион человек у нас приходится 476 ученых. Средний мировой показатель составляет 1478. В Израиле этот показатель равен 8342, Республике Корея – 7498, США – 4245, России – 2822.

В последние годы в целях повышения научного потенциала в стране проведена ощутимая работа по поддержке и стимулированию ученых, широкому привлечению молодых исследователей к научной деятельности. 29 октября 2019 года принят Закон “О науке и научной деятельности”.

Материально-техническая база научно-исследовательских и высших образовательных учреждений физически и морально устарела. Для устранения этой проблемы было выделено 2,95 миллиона долларов на приобретение 40 видов современного оборудования для научных лабораторий научно-исследовательских учреждений и высших образовательных заведений.

Одной из серьезных проблем был низкий уровень финансирования научных исследований. Средства, выделяемые на развитие научной и инновационной деятельности, не соответствовали текущему состоянию национальной экономики, основная часть их направлялась на выплату заработной платы. В настоящее время в нашей стране средства, выделяемые на науку, составляют 0,2 процента от объема ВВП. Мировой показатель в среднем равен 1,7 процента. 

В 2008 году в Китае этот показатель возрос с 1,4 до 2,14, в Республике Корея - с 3,1 до 4,5 процента. Низкий уровень заказов отраслевых предприятий на научные исследования и участие в их финансировании тяжелым грузом ложится на бюджет государства. В последние 3 года средства, выделяемые из государственного бюджета на сферу науки, увеличены в 2-3 раза, но эти средства направляются в основном на увеличение заработной платы субъектов, занимающихся научной деятельностью, в стране не хватает средств на развитие материально-технической базы научных учреждений.

Нужно понимать, ожидаемое нами техническое развитие будет достигнуто лишь при наличии инноваций. Для создания инноваций необходимо осуществлять научно-исследовательскую деятельность. А это, в свою очередь, требует увеличения объема финансирования научных исследований.

Еще одна системная проблема - в большинстве отраслей, министерств и организаций не открыты отделы по внедрению инноваций, а открытые занимаются другими делами. В результате внедрение инноваций в отрасли переложено на министерство инновационного развития.

Не интегрированы связи между отраслями, министерствами, предприятиями и научными организациями по соответствующим направлениям. Это служит препятствием в практическом внедрении местных научных разработок, увеличивает технологическую зависимость производственных предприятий, так как они вынуждены закупать готовое оборудование за рубежом.

Вместе с тем недостаточно специалистов, обладающих знаниями и навыками организации и управления инновационной деятельностью. В настоящее время нет образовательных направлений и образовательных учреждений по подготовке современных кадров для расширения инновационного предпринимательства, обеспечения технологического развития отраслей экономики и социальной сферы. Кадровое обеспечение ограничивается специалистами, проработавшими определенное время в зарубежных компаниях или специалистами, закончившими краткосрочные курсы повышения квалификации. Это оказывает негативное воздействие и на процесс создания инноваций, и на практическое внедрение.

– Какие реформы необходимы в научной сфере, чтобы наша страна заняла место в ряду таких развитых в инновационном плане стран, как Сингапур, Индонезия, Республика Корея?

– Важнейшим механизмом должно стать развитие среднего бизнеса, инновационного предпринимательства. В противном случае средства, затрачиваемые на науку, не дадут эффекта. Для развития производства необходимо внедрять разработки и укреплять механизм их перевода от науки к практике. Это требует реализации целевых технологических платформ, развития технопарков, конструкторских и исследовательских отделов на промышленных предприятиях, центров по внедрению инноваций, научно-исследовательских учреждений.

Вместе с тем с учетом передовых технологических направлений необходимо совершенствовать университетские науки, устанавливать связи с академическими институтами. Требуется модернизация технологической базы университетских наук. В этом направлении необходимо проведение конкретных мер. Нужно расширять сеть научно-исследовательских учреждений, охватывающих основные перспективные направления. Также университеты должны объединяться с научно-исследовательскими институтами и на этой основе формировать инновационные кластеры.

Таким образом в структуре научных учреждений, университетов будут образованы научно-инновационные кластеры, инновационные центры, конструкторские мастерские, бизнес, стартап акселераторы. А в областных центрах будет налажена деятельность инновационных центров, молодежных технопарков, центров трансфера технологий, малых научно-производственных кластеров и инновационных полигонов.

Отрадно, что в нашей стране поддерживается привлечение частного сектора к научно-исследовательской деятельности для обеспечения производства качественной, пользующейся спросом, конкурентоспособной и доступной продукции. В целях расширения работы в этом направлении внедряется практика финансирования научных проектов частным сектором и отраслевыми учреждениями на равных партнерских условиях. 

Например, Бухарским хлопково-текстильным кластером выделены средства в объеме 15 миллиардов сумов, в рамках государственного заказа организованы конкурсы тематических проектов, направленные на решение проблем предприятия. По итогам конкурса финансирование проводится на равных партнерских условиях. Таким же образом, за счет средств в объеме 15,4 миллиарда сумов, выделенных министерством энергетики, государственными комитетами по геологии и минеральным ресурсам, по развитию туризма, объявлены конкурсы, по итогам которых научные проекты финансируются на равных партнерских условиях.

– Кадровый вопрос особо актуален в науке, производстве, образовании. Дают ли результаты проводимые министерством отборочные конкурсы на повышение квалификации научных кадров за рубежом?

– Наша главная цель - развитие человеческого капитала, и мы знаем, этот процесс инвестируется с учетом долгосрочных стратегических целей. Простой пример. Мы вкладываем деньги в образование своих детей, чтобы они получили глубокие знания и востребованные профессии. С течением времени эти инвестиции окупаются и дают результаты. Точно так же стажировка молодых ученых в зарубежных странах служит основой для их становления квалифицированными специалистами, обмена опытом, знакомства с достижениями зарубежных стран. 

Многие наши исследователи в период стажировки наряду с научной деятельностью приобретают опыт работы на современном лабораторном оборудовании, имеющем отношение к научно-исследовательской деятельности. Работники научно-исследовательских учреждений при отраслевых предприятиях внедряют полученные знания в конкретные проекты по своим сферам.

Например, группа в составе 10 молодых ученых научно-исследовательского учреждения Алмалыкского горно-металлургического комбината стажировались в институте редких металлов “KIRAM” Республики Корея, 6 молодых ученых Международного инновационного центра Приаралья при Президенте Республики Узбекистан – в Международном центре биоземледелия в условиях засоления Объединенных Арабских Эмиратов и в настоящее время они применяют полученные знания в производстве.

К настоящему времени министерством 212 молодых ученых направлены на научную стажировку в ведущие научные центры США, Китая, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Южной Кореи, Великобритании, Испании, Нидерландов, Индии, Азербайджана, России, Беларуси и других стран. Это в 4 раза больше, чем в прошлом году.

Уместно отметить, изучение опыта развитых стран считается одной из основных инвестиций, вкладываемых в развитие науки и человеческого фактора в стране. Проводимая сегодня работа играет важную роль в вовлечении молодежи в научную сферу, укреплении научного потенциала вузов и научно-исследовательских учреждений и его эффективном использовании в дальнейшем инновационном развитии страны.

– Объявление нынешнего года Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики возлагает определенную ответственность и на министерство. Расскажите о значении цифровой экономики для нашей страны и общества.

– Нынешнее стремительное время требует развития любой сферы на основе инновационных идей и технологий, широкого использования достижений мировой науки. Это главный критерий последовательного, стабильного развития всех сфер жизни страны и общества, формирования достойного будущего государства. Для формирования конкурентоспособной экономики нам нужна молодежь, обладающая глубокими знаниями и большим потенциалом. Для каждого из нас жизненной необходимостью должны стать стремление к освоению современных наук, овладение высокой культурой и знанием. И планы министерства составляются с учетом этих приоритетов.

Объявление Президентом 2020 года Годом развития науки, просвещения и цифровой экономикисвидетельствует о большом внимании к развитию данных направлений. Это революционный поворот во имя интересов народа. В технологической классификации, которая будет внедряться в отраслях экономики, искусственный интеллект относится к деструктивным видам, который вносит на мировой рынок не существовавшую ранее продукцию с новой стоимостью. 

В отдельных странах искусственный интеллект широко популяризуется в сферах государственного управления, обороны и национальной безопасности, отраслях промышленности, образовании, туризме, бизнесе. В нашей стране развитие искусственного интеллекта будет способствовать развитию информационных технологий, нейрохирургии, генетики, биоинженерии, кибернетики, нанотехнологий, биохимии и других направлений фундаментальной и практической научно-исследовательской деятельности.

В прошлом году Узбекистан в «Международном индексе развития информационно-коммуникационных технологий» поднялся на 8 позицию. Однако, на этом нельзя останавливаться. Отдельные министерства, ведомства, предприятия еще довольно далеки от цифровых технологий. Подчеркивая, что формирование цифровой экономики требует необходимой инфраструктуры и больших средств, глава государства определил эту задачу одной из приоритетных на ближайшие пять лет. 

Преимущества цифровой экономики заключаются в следующем: эта система не только повышает качество продукции и услуг, но и сокращает излишние затраты. Главное, цифровая экономика служит эффективным средством устранения коррупции.

Узбекистан идет по пути развития научно обоснованной стабильной экономики. Обращение особого внимания на перечисленные выше сферы в ближайшие пять лет заложит прочную основу для развития инновационной экосистемы, повышения уровня и качества жизни народа и, главное, для равной конкуренции нашей страны с мировым сообществом.

– Спасибо за содержательную беседу!

Беседовал Матназар ЭЛМУРОДОВ, УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Узбекистан идет по пути развития научно обоснованной стабильной экономики

Узбекистан избрал путь достижения стабильного развития посредством развития науки.

Узбекистан избрал путь достижения стабильного развития посредством развития науки. Так как недостаточное внимание к научным изысканиям, отсутствие поддержки инноваций тормозит развитие многих сфер страны.

Президент Шавкат Мирзиёев с первых дней деятельности в качестве главы государства уделяет большое внимание поддержке науки, инновационной деятельности, поощрению ученых.

Беседа с министром инновационного развития Республики Узбекистан Иброхимом АБДУРАХМОНОВЫМ посвящена роли науки в развитии всех сфер, задачам министерства,повышению конкурентоспособности страны на международной арене путем применения инновационных идей и технологий.

– Иброхим Йулчиевич, до образования министерства не было единого органа по поддержке внедрения инноваций в производство. Может ли в настоящее время министерство стать организацией, способной на необходимом уровне полностью интегрировать науку, образование и производство?

– В обеспечении интеграции науки и производства практически все государства используют единый «золотой треугольник», то есть модель наука-государство-бизнес. Модель одна, но у каждого государства собственная политика в обеспечении интеграции. У «золотого треугольника» нет завершающего звена. Интеграция – постоянно развивающийся процесс.

С образованием министерства были предприняты фундаментальные меры по обеспечению интеграции. Первые шаги, естественно, были начаты с совершенствования системы управления. В вузах и научно-исследовательских учреждениях вместо должностей проректоров или заместителей директоров по научной работе были введены должности проректоров или заместителей директоров по научной работе и инновациям, налажена система координации их деятельности министерством.

Заместители директоров по научной работе и инновациям отдельных научно-исследовательских учреждений Академии наук Республики Узбекистан одновременно были назначены проректорами по научной работе и инновациям профильных высших учебных заведений. На одного из заместителей органов государственного и хозяйственного управления возложена ответственность за вопросы инновационного развития. Таким образом, в научных организациях, министерствах и отраслевых учреждениях появились «офицеры инноваций», постоянно занимающиеся инновационной деятельностью.

Вторым шагом стало определение важных для инновационной деятельности дополнительных источников финансирования и посредством этого создание инновационных фондов с целью формирования свободной среды для инновационной деятельности. Было намечено, что эти фонды будут направлять средства на стимулирование научных исследований и инновационных разработок, закупку лабораторного оборудования и материалов, формирование и обновление научно-исследовательской инфраструктуры, материальное стимулирование научных работников и на затраты, связанные с инновационной деятельностью.

Согласно Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» задействован специальный портал инновационных разработок, направленный на коммерциализацию научных исследований, обеспечение их практической результативности, неразрывность цепочки “заказчик – исследователь – инвестор”.

Главное, намечены механизмы коммерциализации научных исследований и определена заинтересованность в них ученых. Следовательно, во-первых, предоставлены свобода и большие возможности для инновационной деятельности, во-вторых, сделаны первые исторические шаги на пути формирования стимулирующей среды.

В целях организации и системного упорядочения в стране инновационной экосистемы (также в эту структуру входит и интеграция в науке и производстве) 12 сентября 2018 года был принят Указ Президента “Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан в 2019-2021 годах”, предусматривающий пять приоритетных направлений развития. В результате в условиях коммерциализации научных разработок налажена основанная на заинтересованности система инновационного предпринимательства и увеличено производство научной продукции.

Результатом указа стала новая система коммерциализации научных разработок при участии тройки “ученый - банк - предприниматель”. В рамках коммерциализации научных разработок подготовлены проекты общей стоимостью 149,5 миллиарда сумов, объем разработанной научной продукции превысил 18 миллиардов сумов.

Коренным образом реформирована прежняя система формирования научно-технических программ, для научных программ по созданию конкретной продукции на основе государственного заказа проводятся грантовые конкурсы. Это способствует целевому использованию средств, выделяемых на развитие науки, и расширению международного сотрудничества.

Сложно решать проблемы в экономике без науки. Основная задача министерства – содействие развитию ее сфер при помощи науки. Для этого проводятся тематические конкурсы, поддерживаются новые изобретения ученых и исследователей. Например, в 2019 году на основе государственного заказа были объявлены конкурсы по 187 актуальным тематическим проектам, на них было представлено 766 проектов (в среднем по 4 проекта на один проектный заказ). По результатам научной экспертизы на 147 проектов было выделено 117,2 миллиарда сумов.

В результате среди ученых сформировалась здоровая конкурентная среда, появилась возможность получения грантовых средств, финансирование одного проекта увеличилось в 3,5 раза, по меньшей мере 40 процентов средств направлены на приобретение необходимого оборудования, реагентов и материалов.

А раньше были для ученых такие возможности? Исследования поддерживались государством? К сожалению, из-за отсутствия внимания многие изобретения так и остались на бумаге.

Или же возьмем, к примеру, сотрудничество с зарубежными странами. Благодаря уделяемому сфере вниманию с Германией, Россией, Республикой Беларусь реализуются 38 проектов стоимостью 9,6 миллиарда сумов. Объявлены конкурсы на совместные проекты со странами Евразии, Турцией, Китаем и Индией.

На встречах главы государства с учеными было дано указание о финансировании на равных условиях научных проектов частного сектора и отраслевых организаций. В результате такая практика была внедрена в жизнь, для финансирования научных программ привлекаются дополнительно 30 миллиардов сумов. Это также является стимулированием научного творчества.

В целях дополнительного финансирования научно-инновационных проектов со Всемирным банком достигнуто соглашение о привлечении выделяемых на коммерциализацию разработок льготных заемных средств в объеме 50 миллионов долларов.

В результате проведенных реформ в стране сформирована стартап экосистема, направленная на инновационное производство. Впервые была создана система поддержки и финансирования стартап проектов, осуществлено финансирование 34 стартап проектов общей стоимостью 31,5 миллиарда сумов и освоено производство новой конкурентоспособной продукции. В результате проведенной работы в Узбекистане появился первый акселератор научных проектов.

В целом, можно сказать, для обеспечения интеграции науки и производства министерству удалось наладить необходимую систему. Но перед нами стоят важные задачи по укреплению этой интеграции, и, безусловно, они будут поэтапно реализовываться.

– Каковы основные проблемы, препятствующие интеграции науки и производства в нашей стране?

– В Узбекистане на протяжении десятилетий в сфере науки был период застоя. На состоявшейся в 2018 году в институте химии растительных веществвстрече с учеными Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что в нашей стране наука отстала на 20-25 лет. Это, к сожалению, привело к утрате доверия производителей науке.

Научный потенциал каждой страны определяется числом ученых. Согласно статистическим данным 2018 года на 1 миллион человек у нас приходится 476 ученых. Средний мировой показатель составляет 1478. В Израиле этот показатель равен 8342, Республике Корея – 7498, США – 4245, России – 2822.

В последние годы в целях повышения научного потенциала в стране проведена ощутимая работа по поддержке и стимулированию ученых, широкому привлечению молодых исследователей к научной деятельности. 29 октября 2019 года принят Закон “О науке и научной деятельности”.

Материально-техническая база научно-исследовательских и высших образовательных учреждений физически и морально устарела. Для устранения этой проблемы было выделено 2,95 миллиона долларов на приобретение 40 видов современного оборудования для научных лабораторий научно-исследовательских учреждений и высших образовательных заведений.

Одной из серьезных проблем был низкий уровень финансирования научных исследований. Средства, выделяемые на развитие научной и инновационной деятельности, не соответствовали текущему состоянию национальной экономики, основная часть их направлялась на выплату заработной платы. В настоящее время в нашей стране средства, выделяемые на науку, составляют 0,2 процента от объема ВВП. Мировой показатель в среднем равен 1,7 процента. 

В 2008 году в Китае этот показатель возрос с 1,4 до 2,14, в Республике Корея - с 3,1 до 4,5 процента. Низкий уровень заказов отраслевых предприятий на научные исследования и участие в их финансировании тяжелым грузом ложится на бюджет государства. В последние 3 года средства, выделяемые из государственного бюджета на сферу науки, увеличены в 2-3 раза, но эти средства направляются в основном на увеличение заработной платы субъектов, занимающихся научной деятельностью, в стране не хватает средств на развитие материально-технической базы научных учреждений.

Нужно понимать, ожидаемое нами техническое развитие будет достигнуто лишь при наличии инноваций. Для создания инноваций необходимо осуществлять научно-исследовательскую деятельность. А это, в свою очередь, требует увеличения объема финансирования научных исследований.

Еще одна системная проблема - в большинстве отраслей, министерств и организаций не открыты отделы по внедрению инноваций, а открытые занимаются другими делами. В результате внедрение инноваций в отрасли переложено на министерство инновационного развития.

Не интегрированы связи между отраслями, министерствами, предприятиями и научными организациями по соответствующим направлениям. Это служит препятствием в практическом внедрении местных научных разработок, увеличивает технологическую зависимость производственных предприятий, так как они вынуждены закупать готовое оборудование за рубежом.

Вместе с тем недостаточно специалистов, обладающих знаниями и навыками организации и управления инновационной деятельностью. В настоящее время нет образовательных направлений и образовательных учреждений по подготовке современных кадров для расширения инновационного предпринимательства, обеспечения технологического развития отраслей экономики и социальной сферы. Кадровое обеспечение ограничивается специалистами, проработавшими определенное время в зарубежных компаниях или специалистами, закончившими краткосрочные курсы повышения квалификации. Это оказывает негативное воздействие и на процесс создания инноваций, и на практическое внедрение.

– Какие реформы необходимы в научной сфере, чтобы наша страна заняла место в ряду таких развитых в инновационном плане стран, как Сингапур, Индонезия, Республика Корея?

– Важнейшим механизмом должно стать развитие среднего бизнеса, инновационного предпринимательства. В противном случае средства, затрачиваемые на науку, не дадут эффекта. Для развития производства необходимо внедрять разработки и укреплять механизм их перевода от науки к практике. Это требует реализации целевых технологических платформ, развития технопарков, конструкторских и исследовательских отделов на промышленных предприятиях, центров по внедрению инноваций, научно-исследовательских учреждений.

Вместе с тем с учетом передовых технологических направлений необходимо совершенствовать университетские науки, устанавливать связи с академическими институтами. Требуется модернизация технологической базы университетских наук. В этом направлении необходимо проведение конкретных мер. Нужно расширять сеть научно-исследовательских учреждений, охватывающих основные перспективные направления. Также университеты должны объединяться с научно-исследовательскими институтами и на этой основе формировать инновационные кластеры.

Таким образом в структуре научных учреждений, университетов будут образованы научно-инновационные кластеры, инновационные центры, конструкторские мастерские, бизнес, стартап акселераторы. А в областных центрах будет налажена деятельность инновационных центров, молодежных технопарков, центров трансфера технологий, малых научно-производственных кластеров и инновационных полигонов.

Отрадно, что в нашей стране поддерживается привлечение частного сектора к научно-исследовательской деятельности для обеспечения производства качественной, пользующейся спросом, конкурентоспособной и доступной продукции. В целях расширения работы в этом направлении внедряется практика финансирования научных проектов частным сектором и отраслевыми учреждениями на равных партнерских условиях. 

Например, Бухарским хлопково-текстильным кластером выделены средства в объеме 15 миллиардов сумов, в рамках государственного заказа организованы конкурсы тематических проектов, направленные на решение проблем предприятия. По итогам конкурса финансирование проводится на равных партнерских условиях. Таким же образом, за счет средств в объеме 15,4 миллиарда сумов, выделенных министерством энергетики, государственными комитетами по геологии и минеральным ресурсам, по развитию туризма, объявлены конкурсы, по итогам которых научные проекты финансируются на равных партнерских условиях.

– Кадровый вопрос особо актуален в науке, производстве, образовании. Дают ли результаты проводимые министерством отборочные конкурсы на повышение квалификации научных кадров за рубежом?

– Наша главная цель - развитие человеческого капитала, и мы знаем, этот процесс инвестируется с учетом долгосрочных стратегических целей. Простой пример. Мы вкладываем деньги в образование своих детей, чтобы они получили глубокие знания и востребованные профессии. С течением времени эти инвестиции окупаются и дают результаты. Точно так же стажировка молодых ученых в зарубежных странах служит основой для их становления квалифицированными специалистами, обмена опытом, знакомства с достижениями зарубежных стран. 

Многие наши исследователи в период стажировки наряду с научной деятельностью приобретают опыт работы на современном лабораторном оборудовании, имеющем отношение к научно-исследовательской деятельности. Работники научно-исследовательских учреждений при отраслевых предприятиях внедряют полученные знания в конкретные проекты по своим сферам.

Например, группа в составе 10 молодых ученых научно-исследовательского учреждения Алмалыкского горно-металлургического комбината стажировались в институте редких металлов “KIRAM” Республики Корея, 6 молодых ученых Международного инновационного центра Приаралья при Президенте Республики Узбекистан – в Международном центре биоземледелия в условиях засоления Объединенных Арабских Эмиратов и в настоящее время они применяют полученные знания в производстве.

К настоящему времени министерством 212 молодых ученых направлены на научную стажировку в ведущие научные центры США, Китая, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Южной Кореи, Великобритании, Испании, Нидерландов, Индии, Азербайджана, России, Беларуси и других стран. Это в 4 раза больше, чем в прошлом году.

Уместно отметить, изучение опыта развитых стран считается одной из основных инвестиций, вкладываемых в развитие науки и человеческого фактора в стране. Проводимая сегодня работа играет важную роль в вовлечении молодежи в научную сферу, укреплении научного потенциала вузов и научно-исследовательских учреждений и его эффективном использовании в дальнейшем инновационном развитии страны.

– Объявление нынешнего года Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики возлагает определенную ответственность и на министерство. Расскажите о значении цифровой экономики для нашей страны и общества.

– Нынешнее стремительное время требует развития любой сферы на основе инновационных идей и технологий, широкого использования достижений мировой науки. Это главный критерий последовательного, стабильного развития всех сфер жизни страны и общества, формирования достойного будущего государства. Для формирования конкурентоспособной экономики нам нужна молодежь, обладающая глубокими знаниями и большим потенциалом. Для каждого из нас жизненной необходимостью должны стать стремление к освоению современных наук, овладение высокой культурой и знанием. И планы министерства составляются с учетом этих приоритетов.

Объявление Президентом 2020 года Годом развития науки, просвещения и цифровой экономикисвидетельствует о большом внимании к развитию данных направлений. Это революционный поворот во имя интересов народа. В технологической классификации, которая будет внедряться в отраслях экономики, искусственный интеллект относится к деструктивным видам, который вносит на мировой рынок не существовавшую ранее продукцию с новой стоимостью. 

В отдельных странах искусственный интеллект широко популяризуется в сферах государственного управления, обороны и национальной безопасности, отраслях промышленности, образовании, туризме, бизнесе. В нашей стране развитие искусственного интеллекта будет способствовать развитию информационных технологий, нейрохирургии, генетики, биоинженерии, кибернетики, нанотехнологий, биохимии и других направлений фундаментальной и практической научно-исследовательской деятельности.

В прошлом году Узбекистан в «Международном индексе развития информационно-коммуникационных технологий» поднялся на 8 позицию. Однако, на этом нельзя останавливаться. Отдельные министерства, ведомства, предприятия еще довольно далеки от цифровых технологий. Подчеркивая, что формирование цифровой экономики требует необходимой инфраструктуры и больших средств, глава государства определил эту задачу одной из приоритетных на ближайшие пять лет. 

Преимущества цифровой экономики заключаются в следующем: эта система не только повышает качество продукции и услуг, но и сокращает излишние затраты. Главное, цифровая экономика служит эффективным средством устранения коррупции.

Узбекистан идет по пути развития научно обоснованной стабильной экономики. Обращение особого внимания на перечисленные выше сферы в ближайшие пять лет заложит прочную основу для развития инновационной экосистемы, повышения уровня и качества жизни народа и, главное, для равной конкуренции нашей страны с мировым сообществом.

– Спасибо за содержательную беседу!

Беседовал Матназар ЭЛМУРОДОВ, УзА