Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

21.09.2017 15:49 Версия для печати

Усилены гарантии прав на обращение

Внимание к обращению – это внимание к человеку, его проблемам и заботам. Особое внимание, уделяемое этому вопросу, свидетельствует о гуманистическом, народном характере государственной политики в нашей стране.

Обращение является одним из важным политических прав граждан. Изучая обращения, можно ознакомиться с настроением народа, условиями его жизни, отношением к реализуемым реформам.

Благодаря коренному изменению отношения к обращениям наш народ на примере своей жизни начал понимать, что государственные органы и должностные лица несут ответственность перед гражданами и обществом. Это результат практического обеспечения решения задач по коренному совершенствованию системы работы с обращениями граждан, предусмотренных в Указе Президента нашей страны Шавката Мирзиёева «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»

Разработанный в соответствии с этим указом Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» был опубликован в печати 12 сентября этого года и вступил в силу. Согласно этому документу утвержден Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» в новой редакции.

Важное новшество закона в новой редакции, состоящего из 6 глав и 38 статей, заключается в том, что его действие распространяется и на организации с государственным участием. Значит, если в прежней редакции закона предусматривались гарантии обращения в государственные органы, то теперь расширен масштаб обращений. То есть отныне под защитой закона находятся и обращения в коммерческие организации с государственной долей.

Еще одно важное новшество – определены основные принципы рассмотрения обращений. В законе наряду с традиционными принципами предусмотрены своевременность и полнота рассмотрения обращений, единство требований к обращениям, недопустимость проявления бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений.

Иногда наблюдаются случаи, когда гражданин в своем обращении просит решить три или четыре проблемы, а на деле рассматривается только одна из них. В этой связи в закон внесено отдельное руководящее требование – «полнота рассмотрения". Этот принцип предусматривает недопущение бюрократизма.

В закон включена новая статья «Основные понятия». В ней определено содержание новых терминов, часто встречающихся в практике обращений. К их числу относятся «электронное обращение», «повторное обращение», «анонимное обращение», «дубликат обращения», «публичный прием», «видеоконференцсвязь», «организация с государственным участием».

Как известно, ранее для электронного обращения требовалась электронная цифровая подпись, что ограничивало использование этой формы. Для устранения подобного ограничения исключено требование о том, что обращение "...должно подтверждаться электронной цифровой подписью».

В законе закреплено, что можно проводить публичные приемы представителей физических и юридических лиц. Отныне публичный прием может проводиться также путем обхода дворов (квартир), других помещений и мест.

Кроме того, в законе предусматривается возможность передачи устных обращений с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том, числе по «телефонам доверия», оперативной связи государственных органов и других организаций, посредством видеоконференцсвязи. Все это служит защите прав обратившихся граждан, рассмотрению затронутых ими вопросов в рамках закона.

Следует особо отметить, что в законе упорядочены вопросы, связанные с народными приемными и Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан, их основными задачами, правами и обязанностями, предоставлением Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан онлайн-консультаций по обращениям, созданием виртуальных приемных государственных органов, организаций и их должностных лиц. Несомненно, все это служит дальнейшему укреплению статуса народных приемных и Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан, дальнейшему усилению их правого влияния и возможностей.

Ряд органов уже организовал свои виртуальные приемные. Для законного закрепления такого состояния приема обращений в статье 14 закона предусмотрено, что в целях организации прямого диалога с населением, осуществления системного мониторинга и контроля за рассмотрением обращений, а также использования современных информационно-коммуникационных технологий в работе с обращениями в государственные органы государственные организации и их должностные лица могут создавать свои виртуальные приемные.

Известно, что в любом деле залог успеха – дисциплина. При этом важное значение приобретает организация делопроизводства. В целях пресечения различной практики в работе с обращениями и установления единого порядка закон содержит новую статью – «Делопроизводство по обращениям». В ней предусматривается, что обращение, поступившее в государственный орган, организацию или их должностному лицу, подлежит регистрации в тот же день, а в случае поступления после окончания рабочего времени – на следующий рабочий день.

Отказ в регистрации обращения не допускается. В государственных органах, организациях ведется журнал регистрации обращений, в котором указывается порядковый номер и дата поступления обращения, фамилия, имя, отчество обращающегося физического лица, наименование юридического лица, краткое содержание обращения, отметка об исполнении, а также другие сведения. В работе с обращениями можно использовать систему электронного документооборота.

С внедрением практики публичных приемов в большинстве случаев граждане обращаются устно, многие требования решаются на месте и их результаты очевидны, в связи с чем не требуется регистрация устных обращений, поступивших во время таких приемов и получивших решение на месте. Только сведения об обращениях могут быть вкратце изложены в протоколе публичного приема.

В статье 26 закона предусмотрено новое процессуальное действие «заслушивание обращающегося». При этом государственный орган, организация или их должностные лица, рассматривающие обращения, могут по своей инициативе либо по ходатайству обращающегося организовать его заслушивание. Государственный орган, организация или их должностные лица предоставляют обращающемуся возможность выразить свое мнение по вопросам, поднятым в его обращении, и представить дополнительную информацию по обращению. Государственный орган, организация или их должностные лица могут привлечь к заслушиванию обращающегося экспертов, специалистов и представителей заинтересованных организаций.

В статье 27 закона определены единые требования к ответам на обращения. Согласно этой статье по результатам рассмотрения обращения государственным органом, организацией или их должностными лицами принимается решение, о котором незамедлительно в письменной либо в электронной форме сообщается обращающемуся. Ответ на обращение подписывает руководитель государственного органа, организации или их должностное лицо. Ответ на коллективные обращения направляется лицу, указанному первым в списке обращающихся, если в обращении не требуется направление ответа другому лицу.

Обращение считается рассмотренным в случае, если все вопросы, поставленные в обращении, были рассмотрены в соответствии с требованиями настоящего закона и обращающемуся направлен соответствующий ответ.

В статье 33 закона говорится, что государственные органы обучают и не реже одного раза в три года организуют повышение квалификации своих сотрудников, работающих с обращениями.

В целях повышения эффективности контроля за исполнением законодательных норм в статье 34 определено, что руководители или иные уполномоченные на это должностные лица государственных органов, организаций осуществляют постоянный мониторинг и контроль за рассмотрением своими структурными подразделениями обращений, принимают меры по обеспечению их полного, объективного и своевременного рассмотрения. В законе предусматривается, что обращение снимается с контроля и исполнения руководителем или иным уполномоченным на это должностным лицом, которым данное обращение было взято на контроль. Обращения, по которым даны промежуточные ответы или не рассмотренные полностью, с контроля не снимаются. Конечно, эта норма также способствует надежной защите прав и свобод граждан.

В целях эффективного ведения учета и отчетности по обращениям статья 35 закона гласит, что государственные органы, организации и их должностные лица ведут статистический учет поступивших обращений. Статистический учет должен предусматривать количество поступивших, рассмотренных, удовлетворенных, отказанных в удовлетворении, оставленных без рассмотрения обращений, а также другие сведения, связанные с работой с обращениями. Закреплено, что государственные органы, организации и их должностные лица ежеквартально обобщают и анализируют обращения (в прежней редакции — не менее одного раза в год).

Государственные органы по результатам обобщения и анализа обращений составляют справки (обзоры), в которых отражаются общие показатели работы с обращениями, вопросы, наиболее часто поднимающиеся в обращениях, основные недостатки и нарушения, выявленные по итогам рассмотрения обращений, меры, принятые в целях устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Справки (обзоры), составленные по результатам обобщения и анализа обращений, публикуются на официальных веб-сайтах соответствующих государственных органов.

В целом данный закон, принятый в новой редакции, является правовой основой перехода на совершенно новую качественную систему работы с обращениями. В нем воплощена идея о том, что не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу.

Миравзал Миракулов,
доктор юридических наук.

УзА
4 303






Все о погоде - Pogoda.uz