УзА Русский

11.02.2019 Версия для печати

Удивляют чудеса зеленого города

Удивляют чудеса зеленого города

При сотрудничестве Государственного комитета по развитию туризма и хокимията Кашкадарьинской области организован инфотур в город Шахрисабз. 

Его участники ознакомились с архитектурными памятниками Шахрисабза, а также посетили музей макома, открывшийся в сентябре прошлого года.

Уже на первом этаже величественного и красивого здания были слышны звуки музыки. А в фойе на втором этаже мы увидели музыкантов, исполняющих мелодии макома, и танцовщицу в национальной одежде.

Справа в фойе выставлена керамическая и фарфоровая посуда ремесленников – чайники, пиалы, ляганы, чарующие взор своими красочными узорами и изяществом. По правой стороне красивого зала размещены национальные музыкальные инструменты, национальная одежда и книги. Здесь также можно встретить фотографии и документы, рассказывающие об истории искусства макома. 

– Наш музей приходится по душе иностранным туристам, – говорит контролер музея Дильдора Хотамова. – Недавно были туристы из Японии, которые очень обрадовались, увидев здесь свой музыкальный инструмент – кинкодо. Многие гости приезжают из Кореи, США, Франции. Здесь вы можете ознакомиться с историей формирования и развития искусства макома.

Самое интересное, здесь имеются остадоны, связанные с зороастрийской религией. Конечно же, многих заинтересовало то, что общего они имеют с музыкой.

– Остадоны выставлены здесь потому, что на них имеются изображения, – говорит гид Холмурод Эшмуродов. – Как видите, на них изображена женщина, играющая на арфе. Этот памятник относится к V-VI векам, его оригинал хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Если учитывать то, что фриз с изображениями музыкантов относится к I веку до нашей эры, а сам памятник найден в 1937 году в Сурхандарьинской области, можно сделать вывод о том, что в то время маком исполнялся в молельнях. 

Также здесь отображено системное развитие макома в разрезе регионов. До VI века у макома было 12 направлений, а в VII веке эти мелодии были объединены в Бухаре и таким образом была положена основа шашмакому. Юнус Раджабий первым записал собранные мелодии на ноты. Здесь можно получить подробные сведения о периодах развития искусства макома.

Участники инфотура также получили информацию об истории тысячелетних чинар, мечети Кок-гумбаз, возведенной Улугбеком от имени своего отца Шахруха, комплексе Дорут-Тилляват, построенном Амиром Темуром в XV веке, и истории расположенного в нем колодца.

3 145
Сайёра Шоева, УзА​