Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

18.07.2018 20:29 Версия для печати

Творческий экзамен в новом университете

Творческий экзамен в новом университете Никогда не забуду: в период учебы на 4 курсе университета каждые понедельник и вторник нам преподавал по "спецу" известный публицист, талантливый мастер пера. На одном из занятий он дал задание написать творческую работу о том, почему мы выбрали именно факультет журналистики, о планах на будущее, но написать, не скрывая истины.

Видимо, из-за глубокого уважения к наставнику или с мыслью о скором окончании университета все приступили к работе, не предаваясь излишнему пафосу. На следующем занятии мне показалось, что наставник после ознакомления с творческими работами будто ссутулился, а во взгляде было заметно сожаление.

Потому что более чем в половине творческих работ были указаны такие причины: восхищался выступлением какого-нибудь журналиста по телевидению, на школьных мероприятиях отлично читал стихи, не смог поступить в более престижный вуз, чтобы получить диплом и тому подобное, а планы на будущее были абсолютно абстрактными. Конечно, среди творческих работ было несколько с конкретными мнениями студентов, определенными жизненными и профессиональными планами, но этого было очень и очень мало для журналистов, которые на днях должны были стать дипломированными специалистами.

На одном из занятий наставник задал вопрос об основной проблеме печати, на который один из студентов ответил: "Я считаю, у печати нет будущего, а от газет в ближайшем будущем полностью откажутся". Ответ рассердил наставника, с досадой он сказал ему: "Для чего ты решил стать журналистом, если не веришь в будущее печати?! Значит, я преподаю тебе предмет, который завтра не будет востребован?" Это были слова, которые и сегодня в моей памяти. Но чувство более глубокого сожаления у наставника вызвал ответ другого студента о том, что он не смог поступить в юридический вуз, а этот факультет выбрал потому, что журналистика «ниже по рангу», что в дальнейшем он будет не журналистом, а работником органов внутренних дел. Как преподавать подобно мыслящим студентам?! Студентам, один из которых избрал профессию, в будущее которой не верит, другой – учится только ради диплома, третий считает, что журналистике учиться легче, чем иным профессиям, а отдельные студентки посещают занятия только ради того, чтобы будущие сваты сказали «образованная девушка».

Да, на факультете было большинство студентов, поступивших по заблуждению, имевших диагноз «бесцельность». А жаль...

А сегодня?

Перед образованным по инициативе главы государства Университетом журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана поставлены масштабные цели, коренные реформы. В университете состоялся творческий экзамен по 8 направлениям двух факультетов. На поступление в университет документы подали 700 абитуриентов, но только 100 из них станут студентами. А это значит, что при отборе ни у кого нет права на ошибку и неверный шаг.

– Сегодня исторический день для университета, потому что проводится первый творческий экзамен, – говорит ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Ш. Кудратходжаев. – Раньше практически не проводился устный экзамен, у которого есть преимущества – в ходе беседы можно увидеть искру в глазах абитуриента, определить уровень его пристрастия к профессии. С целью выявления творческого потенциала абитуриентов для проведения творческого экзамена мы пригласили не профессоров и преподавателей, а опытных мастеров своего дела. С абитуриентами беседовали 35 известных журналистов, главных редакторов, которые вносят достойный вклад в развитие журналистики страны.

Устный экзамен оценивается от 0 до 26 баллов. На письменном творческом экзамене абитуриенты могут набрать от 0 до 37 и в целом максимальные 63 балла.

В тестовых блоках основное внимание уделено родному языку и литературе, иностранным языкам, в блоки не внесен предмет история. Не отрицая необходимость знания истории, следует отметить, журналисту, прежде всего, необходимы знания родного языка и литературы, иностранных языков. Молодежь, принятая на учебу, обязана уметь свободно общаться на иностранном языке. Это требование времени.

...Наблюдаю за молодыми людьми, сдающими устный экзамен. Им нелегко, перед ними сидят сформировавшие собственную школу известные журналисты, и как не волноваться рядом с маститыми профессионалами?!

Вот парень желает стать спортивным журналистом, экзамен у него принимает любимый им обозреватель, недавно комментировавший по телевизору игры чемпионата мира по футболу, он 10 минут выслушивает абитуриента и беседует с ним.

Девушка, поставившая перед собой цель поступить на отделение СМИ, впервые встретилась с известным публицистом, которого заочно знала по его книгам и публицистическим статьям. Уверенно изложила собственные мысли о сфере. Также успела рассказать и о сути книг публициста.

Лица одних абитуриентов выражают страх и тревогу, в руках других – файлы с образцами собственного творчества. Мы побеседовали с отдельными абитуриентами, сдавшими устный экзамен.

Чулпоной АХМЕДОВА:

– На вопрос экзаменаторов, что для меня журналистика, я без колебаний ответила – политика слова. Когда попросили: "Представь – государство, народ, между ними журналист, в чьих интересах он должен действовать, чьи требования выполнять?", ответила: "Приоритетом всегда должны быть интересы народа, а журналист – это мост между народом и государством". Экзаменаторы интересуются личным мнением, мировоззрением абитуриентов. В нынешнем году я седьмой раз подала документы. Мои творческие работы опубликованы в изданиях «Окдарё овози», «Зарафшон», «Ёшлик», «Тошкент окшоми», «Тонг юлдузи». Больше пишу эссе, очерки, сейчас упражняюсь в создании фельетонов. Серьезно готовилась к тестированию, надеюсь в этом году стать студенткой.

Ситора ЖУРАБОЕВА:

– Сначала волновалась от присутствия известных работников сферы, но беседа прошла в искреннем духе. Считаю, что журналистика – одна из самых сложных профессий. Я сдала документы на отделение телерадиожурналистики. С детства интересуюсь этой сферой, пишу статьи, стихи, рассказы. Веду несколько программ на кашкадарьинском областном радио «Олтин воха». Наряду со многими ровесниками надеюсь стать студенткой.

Не легкая эта задача – провести беседу с абитуриентом, определить его способности, отобрать самых способных за время, пока сыплется песок в десятиминутных песочных часах. Мы поинтересовались мнениями выполняющих эту сложную задачу журналистов.

Фахриддин КАРИМОВ, главный редактор газет «Ёшлар овози» и «Молодёжь Узбекистана»:

– Творческий экзамен в новом университете имеет свои особенности. В его процессе с психологической, духовно-просветительской точки зрения изучается мировоззрение абитуриента. Мы называем это творческим экзаменом, но на самом деле это экзамен политический. С учетом требований нынешнего времени можно утверждать, журналистика становится политической сферой. Участие в творческом экзамене практиков, индивидуальная беседа и ее оценка очень важны для сдающих экзамен. В плане мышления абитуриентов могу сказать, есть молодые люди, не способные найти ответа на самые обычные, элементарные вопросы, есть и обладатели независимого мышления и собственной позиции. Обобщенное наблюдение показывает, большинство молодых людей не могут совершить переход от мыслей и устремлений к определенному решению, практическим действиям. К сожалению, мы столкнулись с большим числом абитуриентов, не обладающих глубокими знаниями и далеких от книг и, конечно, вину за это нельзя возлагать только на них. После экзамена наставники в своих статьях, безусловно, доведут до широкой общественности свои мнения и суждения об устном экзамене. Сегодня мы в некоторой степени определили недостатки и предстоящие задачи и для преподавателей, и для нас самих. Для нас это был тоже своеобразный экзамен.

Гулнора НИШОНОВА, доктор филологических наук, доцент:

– Сегодня мы беседуем с абитуриентами, сдавшими документы на отделение информационных услуг. Однако задаваемые нами вопросы имеют отношение не к информационным услугам, а, в основном, к общей журналистике. Потому что в информационных службах должны работать журналисты. Многие абитуриенты пришли со своими творческими работами, почетными грамотами, рекомендациями. Среди них мы пытаемся отобрать самых способных. Есть молодые люди, еще не пробовавшие себя в журналистике, но обладающие широким кругозором и глубокими знаниями. Из них в будущем могут получиться отличные журналисты. Мы задавали вопросы о том, как журналист может выйти из создавшейся чрезвычайной ситуации, и знаете, они называли самые верные пути выхода. Мы ставили высокие баллы именно таким молодым людям, хотя они и не имели определенной практики. Потому что для нас главными критериями являются личное мнение, смелость духа и человеколюбие.

Наблюдая в течение дня за процессом устного экзамена, в целом мы почувствовали удовлетворение. Уходя, пожелали новому университету успехов в деятельности, наставникам – чтобы они не сталкивались со случаями, которые были в жизни упомянутого в начале статьи пожилого преподавателя, не были вынуждены передавать свои знания и опыт «случайно поступившим» студентам.

Инобат Ахатова, УзА
3 928