УзА Русский

12.06.2019 21:28 Версия для печати

Традиционные знания, выражения культуры и генетические ресурсы: Что это и кому они принадлежат?

Традиционные знания, выражения культуры и генетические ресурсы: Что это и кому они принадлежат?

Интеллектуальная собственность связана с творениями разума, такими как изобретения, промышленные образцы, литературные и художественные произведения, сорта растений, а также наименования, знаки и символы. В последние годы коренные народы, местные общины и правительства стран (преимущественно развивающихся) требуют предоставлять традиционным формам творчества и новаторства охрану интеллектуальной собственности, хотя в рамках сложившейся системы интеллектуальной собственности они считаются общественным достоянием, которым может пользоваться каждый.

Коренные народы, местные общины и многие страны отказываются признать за традиционными знаниями (ТЗ) и традиционными выражениями культуры (ТВК) статус общественного достояния, считая, что такой подход делает их уязвимыми с точки зрения незаконного присвоения и неправомерного использования.

О перспективах развития этого направления в нашей стране корреспонденту УзА рассказала главный эксперт Отдела научно-технической экспертизы промышленных образцов и экспертизы товарных знаков Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан Дилором ЗУФАРОВА.

– Традиционные знания – это знания, ноу-хау, навыки, инновации или практики, которые передаются из поколения в поколение и формируют часть традиционного образа жизни коренных народов или местных сообществ. В отличие от фольклора, это прикладные знания, связанные с жизнью человека, средой его обитания.

Примерами традиционных знаний могут служить практики йоги, нетрадиционные медицинские препараты (женьшень, мумие и тому подобное), методы врачевания (например, акупунктура), боевые искусства.

Становясь коммерчески привлекательными, они требуют должной правовой охраны, в связи с чем в настоящее время в рамках Межправительственного комитета ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору ведутся переговоры по выработке международно-правового документа в области интеллектуальной собственности.

Традиционные знания могут быть связаны с сельским хозяйством, окружающей средой или медициной. Вот некоторые из примеров: знания о традиционных лекарственных средствах, традиционные приемы охоты или рыбной ловли, знания о миграции животных или рациональном водопользовании.

В качестве примеров традиционных знаний можно привести следующее. Тайские традиционные целители используют молочай (plao-noi) для лечения язвы. Представители народности сан употребляют растение hoodia для подавления чувства голода во время охоты. Устойчивое орошение обеспечивается с помощью таких традиционных систем водопользования, как aflaj в Омане и Йемене и qanat в Иране. Индейские племена кри и инуиты хранят уникальные знания о характере сезонной миграции отдельных видов животных в районе Гудзонова залива. Местные целители на западе бассейна Амазонки используют лозу айяуаски (Ayahuasca) для приготовления различных лекарственных средств, обладающих магическими свойствами.

В свою очередь, традиционные выражения культуры (ТВК) – это формы выражения традиционной культуры, такие как танцы, песни, ремесла, орнаменты, церемонии, предания и многие другие творческие или культурные выражения. ТВК считаются неотъемлемым элементом культурной и социальной самобытности и наследия коренных и местных общин, отражающим их ключевые ценности и верования. ТВК передаются из поколения в поколение и сохраняются, используются и развиваются их носителями. Они постоянно эволюционируют, совершенствуются и воссоздаются.

Примеры традиционных выражений культуры: устные выражения – предания, сказания, поэзия, загадки, символы и языковые элементы, такие как наименования, слова, символы и обозначения; музыкальные выражения – песни и инструментальная музыка; выражения действием – танцы, пьесы, художественные формы обрядов и так далее; материальные выражения – картины, ювелирные, металлические, гончарные, ремесленные изделия, текстиль, ковры, скульптуры, терракота, мозаика, вышивка, корзины, изделия из дерева, костюмы, музыкальные инструменты, архитектурные формы и другие.

– Кто является носителем традиционных знаний и выражений культуры?

– При обсуждении охраны ТЗ и ТВК одним из главных становится вопрос о том, кто является их владельцами, носителями и хранителями. Охрана должна в первую очередь отвечать интересам коренных народов и местных общин, которые создают и поддерживают их, считают частью своей культуры и передают из поколения в поколение. Задача такой охраны – предотвратить неправомерное использование интеллектуальных инноваций и творчества, воплощенных в ТЗ и ТВК. Охрана интеллектуальной собственности может предусматривать признание и осуществление исключительных прав, то есть пресекать определенные действия третьих сторон.

Законодательство по интеллектуальной собственности обычно устанавливает исключительные имущественные права на произведения и инновации, чтобы дать возможность осуществления контроля за их использованием, особенно в коммерческих целях, стимулировать дальнейшее творчество, другие формы охраны, например, охрану моральных прав, справедливое вознаграждение, защиту от недобросовестной конкуренции. Средства охраны, применяемые к интеллектуальной собственности, могут, например, защищать традиционные лечебные средства, ремесла и музыку коренных народов от незаконного присвоения и давать общинам возможность контролировать и коллективно извлекать выгоду из их коммерческого использования. «Охрана» отличается от «сохранения», под которым обычно понимают выявление, документирование, передачу, возрождение и содействие развитию знаний и культурного наследия в целях его поддержания или обеспечения его жизнеспособности. При этом ставится задача предотвратить исчезновение, утрату и ухудшение качества ТЗ и ТВК и способствовать их поддержанию и развитию.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об охране интеллектуальной собственности. 

– Охрана ТЗ и ТВК – это не самоцель, а средство достижения общих целей стратегического характера и удовлетворения потребностей их носителей. Заинтересованные стороны определили множество стратегических целей охраны ТЗ и ТВК, включая повышение уровня благосостояния, расширение возможностей в области торговли и устойчивое экономическое развитие, в том числе справедливое совместное пользование выгодами от применения ТЗ и ТВК, сохранение, популяризация и развитие ТЗ и ТВК, недопущение и противодействие незаконному присвоению, несанкционированному применению, неправомерному использованию и злоупотреблению, а также любым иным видам несправедливого и неравноправного использования ТЗ и ТВК, охрана основанного на традициях творчества и новаторства, признание ценности и поощрение уважения ТЗ и ТВК и сохраняющих их общин, включая пресечение унизительного или оскорбительного использования, в том числе с культурной или духовной точек зрения.

– Какие примеры могут быть приведены в качестве объектов традиционных знаний и традиционных выражений культуры непосредственно в Узбекистане?

– Культура Узбекистана ярка и самобытна, она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших его территорию. Традиции нашей многонациональной страны нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. У узбекского народа богатый фольклор – устное народное творчество. Народом сочинялись и передавались из уст в уста героические эпосы, такие как «Алпамыш», «Тумарис», «Ширак». Эти поэмы, повествующие о мужестве и отваге узбекских богатырей, пережили столетия и стали настоящими памятниками восточной литературы и достойным объектом для охраны в качестве традиционных выражений культуры.

Можно также привести примеры  народных ремесел. Разнообразные школы вышивки сюзане и керамики, тюбетейки самого разного вида и предназначения, национальные ножи-пичаки на каждый случай, шелковые и шерстяные ковры, шелк и чеканка, уже многие века создаваемые руками местных мастеров и мастериц, также являются отличными примерами объектов традиционных знаний.

Беседовала Насиба ЗИЁДУЛЛАЕВА, корр. УзА
2 509