УзА Русский

14.02.2020 Версия для печати

Стратегия действий: три года эффективности и приоритетные задачи на 2020 год​

Стратегия действий: три года эффективности и приоритетные задачи на 2020 год​

В столице центром “Стратегия развития” совместно с Законодательной палатой Олий Мажлиса, Генеральной прокуратурой и международной негосударственной организацией “Региональный диалог” организован международный форум на тему “Послание Президента Республики Узбекистан: три года эффективности Стратегии действий и приоритетные задачи на 2020 год”.

Исполнительный директор центра “Стратегия развития” Эльдор Туляков подчеркнул, что в нынешний период глобализации Стратегия действий является важным национальным стратегическим документом для Узбекистана в плане реализации в ближайшем будущем пяти важнейших приоритетных направлений политических, правовых, экономических и социальных реформ.

В ходе форума состоялась презентация подготовленной центром “Стратегия развития” брошюры “Три года Стратегии действий: ожидаемые результаты, высокая эффективность и высокие достижения”.

Стратегия действий вот уже четвертый год имеет важное значение в совершенствовании государственного и общественного строительства в стране, повышении авторитета Узбекистана на международной арене, обеспечении и защите прав и интересов человека, благополучной жизни населения и удовлетворении потребностей народа. Реализация Стратегии действий за последние три года свидетельствует о достижении значительных результатов, большой эффективности и высоких рубежей во всех сферах жизни страны.

Высокая оценка эффективно проводимых реформ дается не только нашим народом, но и международным сообществом, ведущими зарубежными политологами и экспертами, государственными и общественными деятелями, руководителями международных организаций. В системных усилиях на пути построения нового Узбекистана наряду с государственными органами также играют свою роль действующие в стране негосударственные некоммерческие организации.

Международный форум продолжил свою работу в разрезе пяти приоритетных направлений Стратегии действий. В своих презентациях докладчики представили информацию о работе, проделанной в системе соответствующих министерств, ведомств и государственных организаций.

На мероприятии подчеркивалось, что за последние три года еще больше усилилась роль парламента и политических партий. Главным изменением в деятельности палат Олий Мажлиса стало то, что депутаты и сенаторы теперь не просто ограничиваются рассмотрением внесенных законопроектов, но и выезжают на места, где изучают уровень жизни народа, ведут системный анализ и решают волнующие людей проблемы. В Законодательной палате налажена практика проведения “Правительственного часа”, в каждой из двух палат созданы комитеты по противодействию коррупции. В целях выявления и решения жизненных проблем и потребностей народа созданы Виртуальная и Народные приемные Президента Республики Узбекистан, а также Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции, которым в 2018 году предоставлялось 37 видов, а в 2019 году – 130 видов государственных услуг.

На пути дальнейшего реформирования судебно-правовой системы и обеспечения верховенства закона усовершенствована деятельность Верховного суда, созданы суды по экономическим и административным делам. Внедрена система представления отчетов перед населением хокимами всех уровней, органами прокуратуры и внутренних дел.

– Стратегия действий стала важным документом, правовым фундаментом для устранения накопившихся за многие годы в стране проблем, в частности в судебно-правовой сфере, стабильного развития страны, – говорит заместитель Генерального прокурора Эркин Юлдашев. – В ней пять основных направлений. Второе из них – обеспечение верховенства закона в стране и реформирование судебно-правовой сферы. Ответственность за это несет Генеральная прокуратура. Так какая же работа проделана в этом направлении? В первую очередь следует отметить, что обновлен облик правоохранительных органов. В рамках Стратегии действий серьезно ограничена деятельность прокуратуры. Изменились процессуальные нормы, связанные со следствие и правосудием. Сокращены сроки задержания и первичного допроса, изменена процедура расследования преступлений, не имеющих большой социальной опасности, впервые в стране создан институт дознания.

На форуме отмечалось, что на протяжении последних лет возникали проблемы, серьезно препятствующие развитию страны. Одними из них были проблемы приемлемости доказательств. В этой связи был конкретизирован ряд норм. За истекшие три года вынесено 1910 оправдательных приговоров, 566 из которых были с протестами прокуратуры. Это является ярким доказательством изменений в обществе. Органы прокуратуры в качестве логического продолжения проводимой в рамках Стратегии действий работы в 2020 году запланировали осуществить 28 мероприятий в системе правоохранительных органов, что послужит дальнейшему обеспечению интересов народа.

В процессе развития экономики и привлечения активных инвестиций происходит либерализация валютного рынка, вдвое уменьшены ставки таможенных платежей. Внедрена в практику новая налоговая концепция, последовательно реализованы налоговые реформы. Виды налогов сокращены с 13 до 9, налоговая ставка, взимаемая с доходов физических и юридических лиц, обозначена в размере 12 процентов. С 2019 года в нашей стране при распределении Государственного бюджета введен механизм формирования как минимум 10 процентов дополнительных источников районных (городских) бюджетов на основе общественного мнения.

Касательно такого приоритетного направления, как развитие социальной сферы, отмечалось, что значительно вырос туристический потенциал страны – в 2019 году страну посетило 6,7 миллиона зарубежных туристов, что на 4,7 миллиона больше по сравнению с 2016 годом. В результате реформ в образовательной сфере охват дошкольным образованием достиг 52 процентов. В 2019 году начали работу 4 Президентские и 3 творческие школы. В высшие учебные заведения были приняты 146500 человек.

По словам министра народного образования Республики Узбекистан Шерзода Шерматова, средняя заработная плата учителей выросла в 1,5 раза, они были освобождены от не касающейся их профессии работы. Компанией “Узавтосаноат” выдан автокредит 4306 учителям. Доля учителей с высшим образованием достигла 88 процентов. 5057 выпускников школ награждены золотыми и серебряными медалями. 4788 директоров школ прошли курсы менеджмента.

На пути обеспечения безопасности, межнационального единства и религиозной толерантности, а также реализации глубоко продуманной, взаимовыгодной внешней политики расширены возможности Узбекистана для выражения своей позиции на международной арене. Так, 12 декабря 2018 года по инициативе нашей страны принята специальная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН “Просвещение и религиозная толерантность”. Данная резолюция была не только единодушно поддержана всеми государствами-членами ООН, но и принята в содружестве с более 50 странами Северной и Латинской Америки, Азии и Африки.

Международный форум прошел в духе открытого диалога, каждое выступление сопровождалось бурными дискуссиями. Его участники также остановились на работе, которая будет проделана в текущем году в соответствии с Посланием главы нашего государства парламенту.

В частности, будет налажена система регулярного представления отчетов руководителями государственных ведомств и хокимов в парламенте и Кенгашах народных депутатов о решении поступивших в Виртуальную и народные приемные обращений.

Распределение дополнительных средств местного бюджета, справедливое определение получателей пособий, оценка работы руководителей исполнительных органов отныне будут осуществлены согласно анализу обращений, поступивших в народные приемные. Парламент в регулярном порядке будет заслушивать отчеты правительственных, отраслевых и региональных руководителей о работе, проводимой в сфере развития науки, просвещения и цифровой экономики.

Количество лицензий и разрешений будет сокращено минимум в два раза. Намечена разработка проекта закона “О малом и среднем бизнесе”, которым будут предусмотрены критерии малого и среднего бизнеса, механизмы стимулирования представителей сферы. Еще больше будет повышена роль и ответственность исполнительных и представительных органов на местах в государственном управлении. Будет внедрена система предоставления отчетов хокимами областей и районов о своих программах и их исполнении.

В деятельности местных представительных органов будет внедрен институт опроса Кенгаша. В первой половине текущего года будут разработаны предложения по пересмотру полномочий хокимов, обеспечению передачи не относящихся к ним и дублирующих друг друга функций соответствующим органам. Предусматривается наладить социальное партнерство с негосударственными некоммерческими организациями на уровне страны и регионов, увеличить число грантов и социальных заказов.

Будут четко обозначены обязательства по проведению консультаций, общественных слушаний в процессе принятии постановлений о чрезвычайно важных вопросах, касающихся социально-экономической жизни страны и пробуждающих особый интерес у общественности. В целях дальнейшего усиления общественного контроля, налаживания тесного сотрудничества между государством и обществом будет налажена деятельность Общественной палаты Республики Узбекистан.

В завершение форума был показан ролик о деятельности центра «Стратегия развития» и результатах трехлетнего мониторинга, анализа и информирования широкой общественности о ходе реализации государственных программ.

В нем подчеркивалось, что центр усиливает партнерские связи с мозговыми центрами, вобравшими в себя многолетний мировой опыт и сильных специалистов. Число подписанных за три года меморандумов составило 58, из них на 2019 год - 18.

По итогам форума даны заключения об усилении взаимного сотрудничества, основное внимание было уделено взаимному обмену мнениями международных и местных экспертов.

3 418
Нурилло НАСРИЕВ, корр.УзА