УзА Русский

12.06.2019 20:47 Версия для печати

СМИ в новых реалиях: конвергентная стратегия предпочтительна

СМИ в новых реалиях: конвергентная стратегия предпочтительна

Сегодня все чаще говорят о том, что СМИ меняются. За последние годы они получили новые свойства и характеристики: мультимедийность, интерактивность, дигитализация.

Специалисты, называя данное явление медиаконвергенцией, отмечают, что она – результат новых, изменившихся реалий редакций периодических изданий, которые до самого конца XX века были самостоятельными и самодостаточными, даже несмотря на появление новых на тот момент типов средств массовой информации – радио и телевидения. На стыке прошлого и нынешнего веков распространение компьютерных и сетевых технологий в известной степени корректирует средства и способы передачи информации, ее подачу, что коренным образом меняет структуру, векторы развития редакций.

Сам термин «конвергенция» впервые был употреблен гораздо раньше, в 1713 году. Его авторство принадлежит английскому философу-натуралисту Уильяму Дерему. С тех самых пор и до 60-70-х годов прошлого века термин использовался при описании явлений в сфере политики, экономики, естествознания. С появлением компьютеров слово, произошедшее от латинского «convergo» – «сближаюсь», «схожусь», расширило спектр применения.

В актуальном для медиапространства смысле под данным понятием подразумеваются мультизадачный режим потребления информации в современном мире. Человек может беседовать по телефону, параллельно смотреть телевизор, листать газету либо журнал, просматривая ленту в аккаунте в социальных сетях. Подобная мультизадачность стала следствием технических достижений, проникновения компьютеров и интернета. Наряду с этим возникли возможности распространения информации посредством разных медиаплатформ (кросс-медийность). Глобальной благодаря техническому прогрессу стала и доступность сведений в виде текстов, медиафайлов.

Конвергенция стала также одним из значимых признаков «новых медиа». К ним относят интернет-версии газет и журналов, непосредственно интернет-СМИ, а также сетевые и мобильные ТВ и радио, социальные сети и другие. Иногда термин «конвергентные СМИ» считается синонимом термина «новые медиа».

Следует сказать о том, что на медиаландшафте Узбекистана в последнее время происходят позитивные перемены, нацеленные на развитие информационной сферы и средств массовой информации, создание условий для реализации конституционных прав граждан на оперативное получение объективной и достоверной информации.

Проделана определенная работа по приведению в соответствие с международными стандартами нормативно-правовой базы в сфере масс-медиа. Программным документом, на основе которого в настоящее время в государстве реализуются реформы в разных сферах, является Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В соответствующих госпрограммах на ее основе ставятся задачи по усилению роли СМИ в жизни общества, укреплению защиты профессиональной деятельности журналистов, обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления, внедрению современных форм предоставления информации, касающейся прав и свобод, законных интересов граждан. Власти стремятся совершенствовать сферу цифровых медиа. Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев отмечал, что «в глобальной сети в домене .uz действует свыше 400 веб-сайтов и информационных порталов, большинство из них осуществляет работу также на иностранных языках. В этой сфере формируется новое творческое поколение – интернет-журналисты».

При этом следует отметить, что на современном этапе освоения веб-пространства далеко не у всех редакций государственных СМИ Узбекистана есть понимание и стратегия развития присутствия в интернете. Электронные версии газет, идентичные по содержанию бумажным версиям, не могут считаться успешными и отвечающими современному уровню интернет-СМИ. В них не используется потенциал мультимедиа, новых коммуникационных платформ. Кроме того, в редакциях назрела необходимость верной оценки значимости эффективного использования интерактивных возможностей. Причиной подобной ситуации может являться как несоответствие современным реалиям законодательной базы, так и нежелание менеджеров редакций менять выработанные за многие годы подходы. Существенную сложность представляет также отсутствие кадров, специализирующихся на творческой деятельности в интернет-СМИ.

Многие СМИ Узбекистана до сих пор находятся в поисках собственной модели развития своих интернет-версий. Потому если некоторые издания наполняют сайты различными мультимедийными и интерактивными сервисами, то другие только начинают это делать.

Очевидно, что средства массовой информации, игнорирующие современные формы диалога и сохраняющие действующие стратегии развития, будут терять свою аудиторию. Они испытают трудности и в привлечении нового читателя. Консервативные СМИ могут с высокой долей вероятности могут оказаться вне тенденций современного развития. В медиапространстве, как видится, предпочтительна конвергентная стратегия, ориентированная на многоканальность в производстве и распространении мультимедийного контента. В свою очередь, качественные изменения медийной сферы, обусловленные ее технологическими преобразованиями, приводят к существенной трансформации творческих методов и приемов журналистики.

Салим ДОНИЁРОВ, независимый исследователь

УзА
1 310