УзА Русский

08.11.2019 Версия для печати

Система народного образования будет совершенствоваться в новом направлении

Система народного образования будет совершенствоваться в новом направлении

Министерство народного образования Республики Узбекистан наметило приоритетные задачи по повышению качества обучения в школах и начало работу в этом направлении.

Об этом сообщалось на пресс-конференции, организованной Министерством народного образования Республики Узбекистан.

Отмечалось, что на видеоселекторном совещании, проведенном под руководством главы нашего государства 23 августа текущего года, посвященном вопросам развития системы народного образования, повышения квалификации и авторитета педагогов в обществе, развитию духовности молодого поколения, была определена ответственность местных хокимиятов по улучшению инфраструктуры школ, обеспечению бесперебойности коммунальных услуг, подготовке к учебному и осенне-зимнему сезону. Возложены задачи по повышению качества обучения в школах, обеспечению образовательных учреждений квалифицированными кадрами, повышению статуса учителя, совершенствованию учебных программ и содержания учебников.

Министерство народного образования изучило ситуацию в нашей стране в этом направлении. Результаты изучения показали, что до сих пор не было системы оценки реального положения работы, основанной на качестве образования и едином подходе. Поэтому изучаются данные нескольких внешних источников для определения качества образования, создаются критерии прозрачной и объективной оценки при внедрении в практику международного опыта.

Вместе с тем проанализированы показатели выпускников школ при поступлении в высшие образовательные учреждения в 2019 году. По результатам анализа ни один из выпускников более двух тысяч школ не смог поступить в высшее образовательное учреждение. Планируется проведение государственной аттестации школ, чьи выпускники не поступили в высшие образовательные учреждения.

В 2020 году совместно с Агентством США по международному развитию (USAID) будет проведена международная оценка знаний учащихся начальных классов по чтению (EGRA) и математике (EGMA). В данное время ведутся подготовительные работы к данному мероприятию.

В 2021 году знания учащихся будут оцениваться по международным программам оценки знаний PISA и PIRLIS. Данные оценочные программы помогут сравнить системы образования нашей страны и других стран и будут способствовать выявлению недостатков.

Подготовлен проект постановления "О системе непрерывного профессионального развития работников народного образования", который представлен на обсуждение общественности. В нем определены необходимые задачи по внедрению в практику системы непрерывного повышения квалификации.

Данным проектом постановления предлагается внедрить систему получения профессиональной лицензии для преподавателей. В Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года намечено проведение проверки преподавателей общеобразовательных учреждений и директоров школ на основе квалификационных требований, лицензирование их деятельности. Согласно концепции лицензирование будет осуществляться поэтапно. При этом определено доведение числа лицензированных преподавателей по отношению к общему их числу в 2021 году до 5 процентов, в 2030 году - до 20 процентов.

Нужно отметить, что практика профессионального лицензирования эффективно внедрена в таких странах, как Великобритания, США, ОАЭ, Южная Корея, Финляндия и Япония.

По данным сейчас 3,1 процента из 466 462 преподавателей имеют высшую, 14,6 процента - первую, 29,4 процента - вторую категорию квалификации. Остальные 52,9 процента преподавателей не имеют категории. Профессиональная лицензия для руководителей действует 3 года, для преподавателей - 5 лет, на первом этапе она потребуется у преподавателей, имеющих категорию, а на втором - у не имеющих.

Поэтапное повышение заработной платы преподавателей до 2030 года, намеченное в Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан, будет применено только по отношению к преподавателям, имеющим профессиональную лицензию. Это призывает преподавателей к работе над собой.

Продолжается работа по разъяснению широкой общественности цели и значимости внедрения профессиональной лицензии. Новый проект будет совершенствоваться с учетом общественного мнения.

На основе поручения главы нашего государства, выдвинутого на заседании 23 августа текущего года, по повышению качества образования, в частности популяризации ташкентского опыта в других областях страны, Кабинетом Министров подготовлен проект постановления. Данный документ в данное время обсуждается общественностью.

- Необходимо обеспечить повышение опыта в новом направлении каждого преподавателя и руководителя системы образования, - сказал министр народного образования Республики Узбекистан Шерзод Шерматов. - С этой целью запланировано коренное преобразование деятельности Института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов народного образования имени А.Авлони. Сфера нуждается в специалистах, имеющих современные знания, владеющих в совершенстве иностранными языками. В школах будут проводиться реформы и по повышению качества обучения, совершенствованию учебных программ и учебников. В том числе планируется создание национальной системы оценки знания узбекского языка, основанной на 4 навыках (слушать, читать, писать и беседовать). Предусмотрено создание международной школы олимпийского резерва по предметам, специализирующейся на подготовке учащихся общеобразовательных школ к международным олимпиадам и соревнованиям по предметам, в целях дополнительного стимулирования труда преподавателей принять меры по повышению их заработной платы за счет средств местных бюджетов.

Министерство народного образования проводит работу по созданию национальной образовательной программы на основе передового зарубежного опыта для улучшения качества обучения и получения учащимися современных знаний. Будут поэтапно разработаны учебники на основе национальной образовательной программы с современным дизайном. В этом направлении планируется популяризация опыта Президентских школ по обучению предметам STEAM.

1 422
Мухайё ТОШКОРАЕВА, УзА