С 1 апреля 2020 года некоторые налоговые льготы будут аннулированы
Указ главы нашего государства "О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан" станет важным фактором больших реформ в системе.
Указ главы нашего государства "О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан" станет важным фактором больших реформ в системе.
Основная цель проведения подобных реформ - улучшение инвестиционной привлекательности страны, создание справедливой налоговой системы в результате оптимизации налогов и выплат путем последовательного снижения налогового бремени, упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования, обеспечения здоровой конкуренции.
На пресс-конференции, состоявшейся в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, речь шла об этих и других изменениях в сфере.
Заместитель председателя Государственного налогового комитета Фазлиддин Умаров дал информацию о реформах, предлагаемых по упорядочению налоговых льгот и тарифов, аннулируемых с 2020 года.
Как отмечалось, поэтапные изменения в сфере введены в действие с 1 января 2019 года. Согласно им некоторые виды налогов объединены, а некоторые аннулированы. Например, обязательные платежи, отвлекающие оборотные средства налогоплательщиков, по новым требованиям аннулированы. Одновременно с упрощением налогов и снижением налогового бремени проведена инвентаризация действующих налоговых льгот. Ряд льгот существовал только в документах, но на практике не действовал. Еще существовали такие льготы, которыми могли воспользоваться только отдельные субъекты. А это обстоятельство препятствовало формированию здоровой конкурентной среды. Например, в последние годы в активно развивающейся легкой промышленности действовало около 40 тысяч предприятий, но льготы использовали только 1,5 процента. Возникает вопрос: почему же остальные предприятия не использовали эти льготы? Потому что, для использования данных льгот были установлены определенные критерии. Для использования льгот об освобождении от всех налоговых платежей требовалось быть членом ассоциации.
Как отмечалось, если в Налоговом кодексе, действовавшем до 1 января 2020 года, норм было 380, то в Налоговом кодексе в новой редакции их 301. Кроме того, внесены нормы и льготы пяти видов, связанные с социальным обеспечением.
На основе Указа Президента страны "О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот" от 27 июня 2019 года аннулированы льготы по НДС в отраслях сельского хозяйства, строительства, торговли, импорта и других, а также индивидуальные льготы в отрасли автомобилестроения.
- До 1 января 2019 года из более 300 тысяч предпринимательских субъектов 7 тысяч платили налог на добавленную стоимость, - сказал Фазлиддин Умаров. - После данных реформ число плательщиков налога на добавленную стоимость увеличилось и превысило 83 тысячи. Эти изменения свидетельствуют о равномерном распределении налоговой нагрузки.
На пресс-конференции говорили о нормах и льготах в Налоговом кодексе в новой редакции. Согласно ему, определено аннулирование льгот, предусмотренных в старой редакции Налогового кодекса, с 1 января 2020 года. При этом сохранены налоговые льготы в социально значимых сферах, таких, как образование, медицина, культура, бытовое обслуживание.
Льготы, предусмотренные для важных секторов экономики постановлениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, действуют до истечения срока их действия.
Налоговым кодексом в новой редакции внедрен новый принцип предоставления налоговых льгот. Согласно статье 75 льготы по отдельным налогам (за исключением налога на добавленную стоимость, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции и налога за пользование недрами,) могут предоставляться постановлением Президента Узбекистана только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50 процентов и сроком не более чем на три года.