УзА Русский

24.10.2018 11:59 Версия для печати

Причины повышения цен на энергоресурсы: точка зрения Минфина

Причины повышения цен на энергоресурсы: точка зрения Минфина

Долгие годы со стороны государства оказывается поддержка отраслям ТЭК путем предоставления им целевых субсидий, налоговых льгот и других преференций.

Однако такая дотационная поддержка и прямое вмешательство государства в рыночные механизмы формирования цен приводят к таким экономическим и социальным последствиям, от которых страдает все общество.

Из года в год «безнадежные» долги покрывались путем предоставления субсидий или списывались за счет бюджета, то есть фактически покрывались из средств налогоплательщиков. Подобная практика создавала условия для злоупотреблений и появления различных коррупционных схем.

Рассмотрим тарифы на энергоресурсы и их себестоимость.

Природный газ

Голубое топливо реализуется потребителям в среднем по цене 289,7 тыс. сумов за 1 тыс. кубометров. Фактическая себестоимость его производства, с учетом доставки до конечного потребителя, – 612,8 тыс. сумов. Таким образом, с каждой тысячи кубометров реализуемого газа прямые убытки компании составляют 323,1 тыс. сумов.

Электроэнергия

В Узбекистане в среднем за год производится 64 млрд. кВт/час электрической энергии, в том числе 83% на основе использования природного газа. Средняя себестоимость выработки 1 кВт/час на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях составляет 193,2 сума при отпускной цене 228,6 сумов, а за вычетом налога на добавленную стоимость –190,5 сумов. Следовательно, АО «Узбекэнерго» с каждого квт/часа получает убытки в размере 2,7 сумов.

Бензин и дизельное топливо

Установленная цена на автобензин марки АИ-80 – 3 800 сумов/литр. При этом в процессе производства и доставки до потребителя убыток составляет 1 414 сумов. При отпускной цене на дизельное топливо 4 600 сумов/литр убытки достигают 1 416 сумов.

На себестоимость влияет нехватка отечественного сырья и необходимость импорта нефтепродуктов из других стран, который и составляет основную часть расходов – более 75%. Необходимо отметить, что действующие до настоящего времени цены на автобензин и дизтопливо были приняты при мировой стоимости барреля нефти марки «Brеnt» 62 долларов США за баррель. Сейчас его стоимость возросла примерно до 80 долларов США.

Таким образом, реформы в энергетической отрасли стали назревшей необходимостью.

Подготовлено УзА по материалам, предоставленным
Министерством финансов Республики Узбекистан

УзА
2 711