УзА Русский

08.11.2019 Версия для печати

Правовой мониторинг: новый механизм обеспечения исполнения актов законодательства

Неисполнение законодательства приносит больше вреда, чем отсутствие того или иного закона, потому что оно приводит к росту правового нигилизма в обществе.

Принято постановление Президента Узбекистана «О мерах по повышению эффективности исполнения актов законодательства на основе современных механизмов правового мониторинга». Чем продиктована необходимость принятия этого документа? Какие изменения ожидаются?

В условиях проводимых реформ количество и объем принимаемых документов значительно возрастают. В частности, в 2017-2019 годах принято 162 закона, 1244 решений Президента и 2158 постановлений Кабинета Министров. Все ли документы правильно применяются на практике? Какова эффективность их исполнения? Какие проблемы возникают при их применении?

К сожалению, в некоторых случаях тот или иной акт законодательства не исполняется должным образом или не применяется в соответствии с его целями. Более того, данные недостатки обнаруживаются только во время проверки деятельности соответствующих организаций контролирующими органами. Безусловно, после завершения проверок недостатки устраняются и предоставляются необходимые рекомендации по обеспечению правильного исполнения документа. Но в этот период теряется самое ценное – время и доверие людей. Например, с 1 января 2019 года было отменено требование разрешения хокимиятов на осуществление выездной торговли. Однако другие нормы, регулирующие порядок занятия выездной торговлей, в частности, Положение о выдачи разрешения на выездную торговлю, остались без соответствующих изменений. Это привело к разным подходам регулирования одной и той же деятельности.

Контролирующим органам не хватает ресурсов и времени для изучения и анализа исполнения всех актов законодательства. Это, в свою очередь, требует создания механизма анализа, оценки и мониторинга эффективности применения актов законодательства.

Независимо от того, насколько хорошо разработан акт законодательства, если он неправильно применяется на практике или исполняется не на должном уровне, такой документ только негативно скажется на эффективности реформ.

Постановление «О мерах по повышению эффективности исполнения актов законодательства на основе современных механизмов правового мониторинга» направлено на устранение данного пробела, дальнейшее повышение эффективности применения актов законодательства, предотвращение появления, своевременное выявление и устранение норм, приводящих к неправильной или противоречивой правоприменительной практике.

А как же за рубежом?

В истории любого государства был период интенсивных реформ. Естественно, возникает необходимость в оценке эффективности принятых документов. Каждое государство стремилось урегулировать этот процесс.

Изучение зарубежного опыта показало, что правовой мониторинг является основным инструментом анализа качества и эффективности нормотворчества во многих странах. Например, правовой мониторинг в России регулируется Указом Президента «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», в Казахстане – постановлением правительства «Об утверждении Правил осуществления контроля за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов».

Еще одна задача для Министерства юстиции Республики Узбекистан

Постановлением Президента Узбекистана создана система анализа эффективности актов законодательства и оценки их функциональности на основе конкретных критериев, усовершенствована система взаимодействия между нормотворчеством и правоприменительной практикой.

В целях дальнейшего повышения эффективности работы в данном направлении Министерство юстиции определено в качестве специального уполномоченного органа по координации деятельности органов государственного управления в сфере осуществления правового мониторинга.

В постановлении также поставлены задачи:

внедрение единой практики исполнения нормативно-правовых актов;

изучение соответствия правоприменительной практики целям принятия нормативно-правовых актов;

обеспечение полноценности правового регулирования общественных отношений, выявление и устранение в нормативно-правовых актах противоречий, разногласий, коррупциогенных факторов и другие.

Министерству юстиции как специальному уполномоченному органу предоставлено право участия в правовом мониторинге, проводимом органами государственного управления, а также внесения обязательных для исполнения представлений по устранению правонарушений при осуществлении правового мониторинга. В центральном аппарате Министерства юстиции образован специальный отдел по правовому мониторингу, который будет обеспечивать качественное и своевременное исполнение определенных в постановлении задач.

Как будет проводиться правовой мониторинг?

Согласно постановлению, правовой мониторинг будет осуществляться на основе плана Кабинета Министров Республики Узбекистан. Предусматривается, что данный план будет разрабатываться Министерством юстиции на основе предложений органов государственного управления и утверждаться Кабинетом Министров после обсуждений на заседаниях его Президиума.

Процессы, связанные с проведением правового мониторинга, осуществляются на специальной электронной площадке, а организация и координация правового мониторинга - юридическими службами государственных органов. Кроме того, Министерство юстиции вправе выборочно отбирать нормативно-правовые акты, в отношении которых органами государственного управления был осуществлен правовой мониторинг, и в целях дальнейшего повышения его качества осуществлять повторный правовой мониторинг. Это также позволит повысить ответственность государственных органов.

В целях анализа результатов правового мониторинга, проведенного органами государственного управления, а также определения соответствующих мер, отчет о проведенном правовом мониторинге будет обсуждаться и утверждаться на Президиуме Кабинета Министров. Итоги рассмотрения отчета о результатах осуществленного правового мониторинга могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

Принятие данного постановления обеспечит единообразную реализацию нормативно-правовых актов.

Худаёр Мелиев, ответственный сотрудник Министерства юстиции Республики Узбекистан.


1 172
УзА