Наша страна - в ожидании масштабного международного форума.


Наша страна - в ожидании масштабного международного форума. 7-8 октября в Ташкенте пройдет 6-й ежегодный семинар Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества на тему "Важность поощрения и защиты прав молодежи для построения мирных демократических обществ и устойчивого развития".

О сути и значении престижного международного форума рассказал председатель Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС, директор Национального центра по правам человека Республики Узбекистан Акмаль САИДОВ.

– Мероприятие организуется по инициативе правительства Республики Узбекистан, Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В семинаре примут участие члены Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС, международные эксперты, представители почти 50 стран-членов ОИС и имеющих статус наблюдателей национальных учреждений по защите прав человека.

К участию в фестивале приглашены представители таких стран, как Афганистан, Бангладеш, Объединенные Арабские Эмираты, Буркина-Фасо, Габон, Гамбия, Гвинея, Алжир, Джибути, Иордания, Индонезия, Союз Коморских островов, Мавритания, Малайзия, Мали, Центральноафриканская Республика, Марокко, Египет, Мозамбик, Нигерия, Азербайджан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Судан, Сомали, Того, Таджикистан, Тунис, Турция, Туркменистан, Уганда, Чад, Иран, Яман, Оман, Кыргызстан, Казахстан, Кувейт.

Также примут участие эксперты ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирной организации здравоохранения, Европейского Союза, специалисты национальных учреждений по защите прав человека.

Говоря об основных организаторах, прежде всего, следует сказать об Организации исламского сотрудничества (ОИС). Организация исламского сотрудничества была основана 25 сентября 1969 года в ходе первого заседания глав мусульманских государств в Рабате (Марокко). В нынешнем году организации исполняется 50 лет.

Узбекистан принят в организацию в 1995 году в качестве наблюдателя, со 2 октября 1996 года является членом ОИС.

– Что Вы можете сказать о  сотрудничестве между Узбекистаном и ОИС?

– 14 декабря 2015 года Узбекистан присоединился к новому Уставу ОИС. В апреле 2016 года Устав ОИС ратифицирован Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Узбекистан считает, что ОИС - это престижный и эффективный форум государств исламского мира, признающих нашу священную религию в качестве фактора мира и прогресса. В этой связи мы выступаем сторонниками укрепления этой организации и последовательного развития взаимных отношений.

Официальная делегация нашей страны регулярно принимает участие в саммитах ОИС и ежегодных сессиях Совета министров иностранных дел государств-членов ОИС. В последние годы особенно активизировалось сотрудничество Узбекистана с ОИС, взаимные отношения выведены на качественно новый уровень.

Это достигнуто благодаря состоявшейся 18-19 октября 2016 года в Ташкенте 43-й сессии Совета министров иностранных дел государств-членов ОИС. В своей речи на открытии этой сессии Президент Шавкат Мирзиёев обратил внимание на приоритетные задачи, намеченные на период председательства Узбекистана в Совете министров иностранных дел государств-членов ОИС (с октября 2016 года до июля 2017 года).

Как отмечал глава нашего государства, определение темы "Образование и просвещение – путь к миру и созиданию" основной идеей повестки дня 43-й сессии глубоко символично. Эта идея созвучна с известным хадисом "Стремись к знаниям от рождения до смерти". С этой точки зрения не без основания выдвинутые Узбекистаном инициативы непосредственно связаны с развитием науки и просветительства.

В своем выступлении на прошедшем 10 сентября 2017 года в Астане (ныне Нур-Султан) первом саммите ОИС по науке и технологиям Президент страны также включил в повестку дня практические предложения, связанные с развитием науки, духовности и просветительства. В настоящее время инициативы главы государства, выдвинутые с высоких трибун ОИС, широко претворяются в жизнь. 

–Акмаль Холматович, в 2017 году вы были избраны членом постоянной комиссии по правам человека ОИС, в 2018 году - председателем этой Комиссии. Расскажите подробнее об этой Комиссии.

– Следует отметить, в нынешнем году Узбекистан председательствует в этой Комиссии ОИС. И не без основания очередной ежегодный семинар Комиссии будет проводиться в столице нашей страны.

Независимая постоянная комиссия по правам человека ОИС была образована в соответствии с резолюцией, принятой на прошедшей 28-30 июня 2011 года в Астане 38-й сессии Совета министров иностранных дел государств-членов ОИС.

Независимая постоянная комиссия по правам человека ОИС поддерживает действия государств-членов ОИС на пути совершенствования законодательства, направленного на укрепление прав женщин, молодежи и нуждающихся людей. Обращает особое внимание на обеспечение прав в экономической, политической, культурно-просветительской сферах вопросы устранения всех форм насилия и дискриминации.

Следует особо отметить, в последние 2-3 года сотрудничество между Узбекистаном и Независимой постоянной комиссией по правам человека ОИС особенно активизировалось и выведено на качественно новый уровень. В составе делегации Узбекистана я принимал участие в совете межправительственной экспертной группы, проводившейся Секретариатом ОИС 17-19 декабря 2018 года в городе Джидде.

Мы информировали участников Совета о проводимых в нашей стране масштабных реформах, в частности, о результатах реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Сведения об итогах проводившегося в Самарканде Азиатского форума по правам человека особо впечатлили наших партнеров. Также мы обменялись мнениями по таким вопросам, как международные инициативы Узбекистана, принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о просветительстве и религиозной толерантности, процесс подготовки проекта Международной конвенции ООН о правах молодежи.

На шестом ежегодном семинаре Комиссии будет обсуждаться важность поощрения и защиты прав молодежи в построении мирных демократических обществ и устойчивого развития.

– Как вы считаете, почему тема международного семинара акцентируется на важности поощрения и защиты прав молодежи?

– Ответ на ваш вопрос хочу начать вопросом. А именно: какие возрастные группы общества мы имеем виду, когда говорим "молодежь"? В настоящее время в различных международно-правовых документах молодежь определяется различными возрастными группами.

Согласно всемирной программе действий ООН молодежь составляют люди в возрасте 15-24 лет. В резолюции 2250 Совета Безопасности ООН возраст молодежи определен 18-29 лет. Согласно Африканской хартии молодежи этот показатель составляет 15-35 лет.

Такое разнообразие ведет к определенным проблемам. Например, если международными правовыми документами указывать закрепленные национальными законами возрастные критерии молодежи, это будет служить помехой в полном обеспечении прав молодого поколения.

Права молодежи - это основные права и свободы молодого поколения. Правами и свободами должен пользоваться каждый человек, но при этом они ограничиваются в отношении отдельных людей с точки зрения возраста. И это не может негативно не отразиться на подрастающем поколении.

Конвенция ООН о правах ребенка в рамках своего воздействия защищает молодежь в возрасте до 18 лет. Однако дети и подростки больше подвергаются дискриминации. Особенно со многими проблемами молодежь сталкивается в вопросах образования, приемлемом трудоустройстве, использовании социальной защиты, реализации гражданских и политических прав.

Эту ситуацию усложняет отсутствие глобального документа, в котором твердо определены права молодежи. В этом аспекте несмотря на то, что Африканская хартия молодежи является документом регионального значения, ее можно считать позитивным шагом в отображении прав молодежи как нормы в рамках международного права.

Регион действия Африканской хартии молодежи относится к региону государств-членов ОИС. Регион ОИС считается территорией, где живет наибольшее число молодежи мира. По прогнозам, к 2050 году одну треть молодежи всего мира будут составлять молодые люди стран-членов ОИС. Иначе говоря, сегодня и завтра молодежь будет составлять большинство населения стран-членов ОИС, а это означает безграничный потенциал и возможности этих территорий в плане промышленности, инноваций и развития. Вместе с тем, при использовании такого огромного потенциала этим странам придется решать и серьезные проблемы.

Например, в этих регионах не легко будет качественно обучать, профессионально ориентировать, создавать достаточное количество рабочих мест для многочисленной молодежи. Более того, будет необходимо создавать равные возможности молодежи для вхождения молодых специалистов на рынок труда, обучения на последующих этапах образования, занятия достойного места на рынке труда.

Будет необходимо содействовать молодому поколению в его социализации. Одним из важных вопросов является усиление активности молодежи в социальной жизни. Недопущение зависимости молодежи от вредных привычек, воспитание лучших человеческих качеств - все это проблемы, которые необходимо решать на пути эффективного использования потенциала молодежи стран-членов ОИС.

В отдельных странах ОИС наблюдается низкий уровень социальной активности молодежи, она остается в стороне от общественно-политической жизни и участия в принятии важных политических решений. Это, в свою очередь, требует уделения серьезного внимания вопросам интеграции молодежи мусульманского мира и эффективного использования ее потенциала.

Достигнуть результативности на этом пути можно одним путем. Это замена поиска решения "проблем молодежи" целью обеспечения "прав молодежи". Такой подход дает двустороннее преимущество. Во-первых, будут обеспечены права молодежи, во-вторых, появится возможность использования потенциала молодого поколения в формировании миролюбивых демократических обществ и обеспечении стабильного развития.

С учетом особой важности и актуальности проблемы Независимая постоянная комиссия по правам человека ОИС приняла решение о проведении международного семинара на эту тему в нашей столице. Целью семинара намечено проведение практического диалога среди сторон-участников форума.

Для чего нужен такой диалог?

Во-первых, необходимо объективно проанализировать эффективность применения действующих в настоящее время международных и региональных средств и механизмов в сфере защиты и поощрения прав молодежи.

Во-вторых, необходимо определить основные проблемы, с которыми сталкивается молодежь стран-членов ОИС при реализации своих прав.

В-третьих, мы должны разъяснять молодежи уровень ее заинтересованности в действующих сегодня и имеющих к ней отношение политике и программах.

И, наконец, в-четвертых, ожидается, что на семинаре будут предложены пути и средства совершенствования правовых, административных и политических практик в молодежных стратегиях всех государств ОИС. Чтобы наша молодежь имела потенциал и возможность вносить практический вклад в формирование достойного общества и обеспечение стабильного развития.

В речи на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Республики Узбекистан с сожалением говорил о том, что молодежь, в частности наша молодежь, не защищена от воздействия "вируса" идеи насилия.

Наша основная задача - создать условия для проявления потенциала молодежи, предотвратить распространение "вируса" идеи насилия, сказал глава государства и обратил внимание на необходимость социальной поддержки молодого поколения, развитие многостороннего сотрудничества в деле защиты прав и интересов молодых людей.

Узбекистан имеет достойный статус в мировом сообществе и поэтому многостороннее сотрудничество в сфере поддержки молодежи имеет важное значение. Актуально предложение Президента о разработке международного правового документа, направленного на формирование и реализацию молодежной политики, которое необходимо в условиях глобализации и активного развития информационно-коммуникационных технологий.

В нынешний информационный век невозможно защититься от негативного воздействия Интернета. Но путем объединения действий мирового сообщества можно снизить уровень угроз.

Прозвучавшие с высокой трибуны Генеральной ассамблеи ООН инициативы Президента Узбекистана о противостоянии международному терроризму и экстремизму путем формирования мышления и сознания молодежи путем просветительства поддерживаются всем мировым сообществом.

Доказательством этому  является тема 6-го ежегодного семинара Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества "Важность поощрения и защиты прав молодежи для построения мирных демократических обществ и устойчивого развития", которая будет проводиться в нашей столице.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Поощрение прав молодежи служит развитию стабильного демократического общества

Наша страна - в ожидании масштабного международного форума.


Наша страна - в ожидании масштабного международного форума. 7-8 октября в Ташкенте пройдет 6-й ежегодный семинар Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества на тему "Важность поощрения и защиты прав молодежи для построения мирных демократических обществ и устойчивого развития".

О сути и значении престижного международного форума рассказал председатель Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС, директор Национального центра по правам человека Республики Узбекистан Акмаль САИДОВ.

– Мероприятие организуется по инициативе правительства Республики Узбекистан, Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В семинаре примут участие члены Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС, международные эксперты, представители почти 50 стран-членов ОИС и имеющих статус наблюдателей национальных учреждений по защите прав человека.

К участию в фестивале приглашены представители таких стран, как Афганистан, Бангладеш, Объединенные Арабские Эмираты, Буркина-Фасо, Габон, Гамбия, Гвинея, Алжир, Джибути, Иордания, Индонезия, Союз Коморских островов, Мавритания, Малайзия, Мали, Центральноафриканская Республика, Марокко, Египет, Мозамбик, Нигерия, Азербайджан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Судан, Сомали, Того, Таджикистан, Тунис, Турция, Туркменистан, Уганда, Чад, Иран, Яман, Оман, Кыргызстан, Казахстан, Кувейт.

Также примут участие эксперты ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирной организации здравоохранения, Европейского Союза, специалисты национальных учреждений по защите прав человека.

Говоря об основных организаторах, прежде всего, следует сказать об Организации исламского сотрудничества (ОИС). Организация исламского сотрудничества была основана 25 сентября 1969 года в ходе первого заседания глав мусульманских государств в Рабате (Марокко). В нынешнем году организации исполняется 50 лет.

Узбекистан принят в организацию в 1995 году в качестве наблюдателя, со 2 октября 1996 года является членом ОИС.

– Что Вы можете сказать о  сотрудничестве между Узбекистаном и ОИС?

– 14 декабря 2015 года Узбекистан присоединился к новому Уставу ОИС. В апреле 2016 года Устав ОИС ратифицирован Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Узбекистан считает, что ОИС - это престижный и эффективный форум государств исламского мира, признающих нашу священную религию в качестве фактора мира и прогресса. В этой связи мы выступаем сторонниками укрепления этой организации и последовательного развития взаимных отношений.

Официальная делегация нашей страны регулярно принимает участие в саммитах ОИС и ежегодных сессиях Совета министров иностранных дел государств-членов ОИС. В последние годы особенно активизировалось сотрудничество Узбекистана с ОИС, взаимные отношения выведены на качественно новый уровень.

Это достигнуто благодаря состоявшейся 18-19 октября 2016 года в Ташкенте 43-й сессии Совета министров иностранных дел государств-членов ОИС. В своей речи на открытии этой сессии Президент Шавкат Мирзиёев обратил внимание на приоритетные задачи, намеченные на период председательства Узбекистана в Совете министров иностранных дел государств-членов ОИС (с октября 2016 года до июля 2017 года).

Как отмечал глава нашего государства, определение темы "Образование и просвещение – путь к миру и созиданию" основной идеей повестки дня 43-й сессии глубоко символично. Эта идея созвучна с известным хадисом "Стремись к знаниям от рождения до смерти". С этой точки зрения не без основания выдвинутые Узбекистаном инициативы непосредственно связаны с развитием науки и просветительства.

В своем выступлении на прошедшем 10 сентября 2017 года в Астане (ныне Нур-Султан) первом саммите ОИС по науке и технологиям Президент страны также включил в повестку дня практические предложения, связанные с развитием науки, духовности и просветительства. В настоящее время инициативы главы государства, выдвинутые с высоких трибун ОИС, широко претворяются в жизнь. 

–Акмаль Холматович, в 2017 году вы были избраны членом постоянной комиссии по правам человека ОИС, в 2018 году - председателем этой Комиссии. Расскажите подробнее об этой Комиссии.

– Следует отметить, в нынешнем году Узбекистан председательствует в этой Комиссии ОИС. И не без основания очередной ежегодный семинар Комиссии будет проводиться в столице нашей страны.

Независимая постоянная комиссия по правам человека ОИС была образована в соответствии с резолюцией, принятой на прошедшей 28-30 июня 2011 года в Астане 38-й сессии Совета министров иностранных дел государств-членов ОИС.

Независимая постоянная комиссия по правам человека ОИС поддерживает действия государств-членов ОИС на пути совершенствования законодательства, направленного на укрепление прав женщин, молодежи и нуждающихся людей. Обращает особое внимание на обеспечение прав в экономической, политической, культурно-просветительской сферах вопросы устранения всех форм насилия и дискриминации.

Следует особо отметить, в последние 2-3 года сотрудничество между Узбекистаном и Независимой постоянной комиссией по правам человека ОИС особенно активизировалось и выведено на качественно новый уровень. В составе делегации Узбекистана я принимал участие в совете межправительственной экспертной группы, проводившейся Секретариатом ОИС 17-19 декабря 2018 года в городе Джидде.

Мы информировали участников Совета о проводимых в нашей стране масштабных реформах, в частности, о результатах реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Сведения об итогах проводившегося в Самарканде Азиатского форума по правам человека особо впечатлили наших партнеров. Также мы обменялись мнениями по таким вопросам, как международные инициативы Узбекистана, принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о просветительстве и религиозной толерантности, процесс подготовки проекта Международной конвенции ООН о правах молодежи.

На шестом ежегодном семинаре Комиссии будет обсуждаться важность поощрения и защиты прав молодежи в построении мирных демократических обществ и устойчивого развития.

– Как вы считаете, почему тема международного семинара акцентируется на важности поощрения и защиты прав молодежи?

– Ответ на ваш вопрос хочу начать вопросом. А именно: какие возрастные группы общества мы имеем виду, когда говорим "молодежь"? В настоящее время в различных международно-правовых документах молодежь определяется различными возрастными группами.

Согласно всемирной программе действий ООН молодежь составляют люди в возрасте 15-24 лет. В резолюции 2250 Совета Безопасности ООН возраст молодежи определен 18-29 лет. Согласно Африканской хартии молодежи этот показатель составляет 15-35 лет.

Такое разнообразие ведет к определенным проблемам. Например, если международными правовыми документами указывать закрепленные национальными законами возрастные критерии молодежи, это будет служить помехой в полном обеспечении прав молодого поколения.

Права молодежи - это основные права и свободы молодого поколения. Правами и свободами должен пользоваться каждый человек, но при этом они ограничиваются в отношении отдельных людей с точки зрения возраста. И это не может негативно не отразиться на подрастающем поколении.

Конвенция ООН о правах ребенка в рамках своего воздействия защищает молодежь в возрасте до 18 лет. Однако дети и подростки больше подвергаются дискриминации. Особенно со многими проблемами молодежь сталкивается в вопросах образования, приемлемом трудоустройстве, использовании социальной защиты, реализации гражданских и политических прав.

Эту ситуацию усложняет отсутствие глобального документа, в котором твердо определены права молодежи. В этом аспекте несмотря на то, что Африканская хартия молодежи является документом регионального значения, ее можно считать позитивным шагом в отображении прав молодежи как нормы в рамках международного права.

Регион действия Африканской хартии молодежи относится к региону государств-членов ОИС. Регион ОИС считается территорией, где живет наибольшее число молодежи мира. По прогнозам, к 2050 году одну треть молодежи всего мира будут составлять молодые люди стран-членов ОИС. Иначе говоря, сегодня и завтра молодежь будет составлять большинство населения стран-членов ОИС, а это означает безграничный потенциал и возможности этих территорий в плане промышленности, инноваций и развития. Вместе с тем, при использовании такого огромного потенциала этим странам придется решать и серьезные проблемы.

Например, в этих регионах не легко будет качественно обучать, профессионально ориентировать, создавать достаточное количество рабочих мест для многочисленной молодежи. Более того, будет необходимо создавать равные возможности молодежи для вхождения молодых специалистов на рынок труда, обучения на последующих этапах образования, занятия достойного места на рынке труда.

Будет необходимо содействовать молодому поколению в его социализации. Одним из важных вопросов является усиление активности молодежи в социальной жизни. Недопущение зависимости молодежи от вредных привычек, воспитание лучших человеческих качеств - все это проблемы, которые необходимо решать на пути эффективного использования потенциала молодежи стран-членов ОИС.

В отдельных странах ОИС наблюдается низкий уровень социальной активности молодежи, она остается в стороне от общественно-политической жизни и участия в принятии важных политических решений. Это, в свою очередь, требует уделения серьезного внимания вопросам интеграции молодежи мусульманского мира и эффективного использования ее потенциала.

Достигнуть результативности на этом пути можно одним путем. Это замена поиска решения "проблем молодежи" целью обеспечения "прав молодежи". Такой подход дает двустороннее преимущество. Во-первых, будут обеспечены права молодежи, во-вторых, появится возможность использования потенциала молодого поколения в формировании миролюбивых демократических обществ и обеспечении стабильного развития.

С учетом особой важности и актуальности проблемы Независимая постоянная комиссия по правам человека ОИС приняла решение о проведении международного семинара на эту тему в нашей столице. Целью семинара намечено проведение практического диалога среди сторон-участников форума.

Для чего нужен такой диалог?

Во-первых, необходимо объективно проанализировать эффективность применения действующих в настоящее время международных и региональных средств и механизмов в сфере защиты и поощрения прав молодежи.

Во-вторых, необходимо определить основные проблемы, с которыми сталкивается молодежь стран-членов ОИС при реализации своих прав.

В-третьих, мы должны разъяснять молодежи уровень ее заинтересованности в действующих сегодня и имеющих к ней отношение политике и программах.

И, наконец, в-четвертых, ожидается, что на семинаре будут предложены пути и средства совершенствования правовых, административных и политических практик в молодежных стратегиях всех государств ОИС. Чтобы наша молодежь имела потенциал и возможность вносить практический вклад в формирование достойного общества и обеспечение стабильного развития.

В речи на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Республики Узбекистан с сожалением говорил о том, что молодежь, в частности наша молодежь, не защищена от воздействия "вируса" идеи насилия.

Наша основная задача - создать условия для проявления потенциала молодежи, предотвратить распространение "вируса" идеи насилия, сказал глава государства и обратил внимание на необходимость социальной поддержки молодого поколения, развитие многостороннего сотрудничества в деле защиты прав и интересов молодых людей.

Узбекистан имеет достойный статус в мировом сообществе и поэтому многостороннее сотрудничество в сфере поддержки молодежи имеет важное значение. Актуально предложение Президента о разработке международного правового документа, направленного на формирование и реализацию молодежной политики, которое необходимо в условиях глобализации и активного развития информационно-коммуникационных технологий.

В нынешний информационный век невозможно защититься от негативного воздействия Интернета. Но путем объединения действий мирового сообщества можно снизить уровень угроз.

Прозвучавшие с высокой трибуны Генеральной ассамблеи ООН инициативы Президента Узбекистана о противостоянии международному терроризму и экстремизму путем формирования мышления и сознания молодежи путем просветительства поддерживаются всем мировым сообществом.

Доказательством этому  является тема 6-го ежегодного семинара Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества "Важность поощрения и защиты прав молодежи для построения мирных демократических обществ и устойчивого развития", которая будет проводиться в нашей столице.