УзА Русский

14.02.2020 Версия для печати

Основными критериями нашей деятельности станут народное законотворчество, эффективный парламентский контроль​

Основными критериями нашей деятельности станут народное законотворчество, эффективный парламентский контроль​

Послание Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису станет важным руководством к действию в определении стратегического пути развития нашей страны не только в 2020 году, но и на ближайшие пять-десять лет, а также в дальнейшем углублении демократических реформ.

В чем, с этой точки зрения, заключаются основные задачи парламента? На что нужно обращать внимание в процессе дальнейшего повышения его роли? Каких результатов ждут от нового парламента?

Первый заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Содик САФОЕВ на встрече с журналистами дал ответы на подобные вопросы.

– Глава государства в своем Послании парламенту выдвинул идею о том, что впредь общество станет инициатором всех реформ, реализуемых в нашей стране. Изложенные в Послании выводы, предложения и рекомендации сформированы на основе именно этой идеи. Отмечено, что государственные органы должны работать только для народа. При этом представители различных сфер должны сформировать свои методы работы, исходя опять-таки из интересов народа.

Действительно, в Послании выдвинуты чрезвычайно важные, основанные на глубоком научном анализе мнения. Если мы хотим достичь стратегической цели, то есть построить современное, конкурентоспособное государство и общество, обеспечивающее права человека, то нам просто необходимо повысить роль парламента, который играет важную роль в осуществлении контроля за исполнительной властью и доведении до нее устремлений народа.

Вместе с тем, если мы строим правовое государство, одной из основных задач парламента является создание его фундамента, а именно совершенствование законотворчества и реализация его результатов. В нынешнем процессе реформ важную роль играет доверие между правительством и народом. С этой точки зрения, избранники народа отражают надежды и проблемы людей, защищают их.

Одна из основных мыслей в Послании заключается в том, что в процессе законотворчества парламент прежде всего должен уделять внимание не технике создания законов, а гуманистической сути принимаемых законов, тому, насколько они полезны для людей. В течение многих лет мы поверхностно относились к этому вопросу и в конце концов дошли до такой степени, что не могли обеспечить исполнение законов. Давно уже настало время разработки и внедрения законов прямого действия. То есть принимаемый закон должен быть актом, оказывающий прямое воздействие на нашу экономику, социально-политическую и культурную жизнь. Для этого мы должны отказаться от практики принятия каких-то дополнительных решений и противоречащих друг другу документов.

В этом плане перед парламентом стоят три важные задачи.

В первую очередь, избранные депутаты, сенаторы для принятия соответствующих законов должны обладать знаниями на уровне специалистов соответствующей сферы. Принятие законов профессионально, с понимаем сути проблемы, опираясь на знания, – веление времени. Мы планируем в Сенате при каждом комитете создать Экспертный совет. Это послужит дальнейшему совершенствованию законов. Вместе с тем нынешнее время требует открытости законотворчества. Прошло то время когда законы писались в закрытых кабинетах. Каждый принимаемый закон должен проходить широкое общественное обсуждение, и мы это обеспечиваем.

Еще одной задачей, стоящей перед парламентом, является парламентский контроль. Одна из основных функций парламента заключается в контролировании того, как работают органы власти, правительство, министерства и ведомства, органы на местах для внедрения в жизнь национальных законов, выполнения международных обязательств. Контроль за выполнением Государственного бюджета – ранее не использованная парламентом практика. Так, раньше парламент рассматривал бюджет поверхностно, “для галочки”. Начиная с этого года депутаты местных Кенгашей будут контролировать местный бюджет, то есть будет установлен контроль за тем, как распределяются средства на местах, на какие отрасли они направляются. В результате реализованных в последние годы налоговых реформ многие средства остаются в распоряжении местных хокимиятов. Их правильное распределение теперь контролирует не только хоким, но и депутаты местных Кенгашей.

Еще одним важным способом парламентского контроля является депутатский, сенаторский запрос, то есть направление запроса представительным органом от имени народа хокимияту, министрам, правительству по тревожащим его проблемам и требование конкретного ответа на данный запрос. Как отметил Президент страны в своем выступлении на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса, парламент должен быть требовательным, если он не получает удовлетворительный ответ на депутатские запросы, то должен иметь полномочие по увольнению с должности такого чиновника. Это его право. В последние годы сделано многое по повышению роли парламента в государственной власти. В частности, предусмотрена система, согласно которой правительство регулярно отвечает перед парламентом. Это сделано не просто для формальности, а предполагает постановку перед членами правительства конкретных задач и получение точных ответов.

Третий вопрос, на котором Президент акцентировал внимание, – повышение роли местных Кенгашей народных депутатов. Если мы намерены повысить в обществе роль органов представительной власти, то это мы должны обеспечить не только в центре, но и в отдаленных регионах. Передача функции по выполнению государственных услуг нижним органам имеет важное значение и представляет местным органам больших полномочий.

Вопросам безопасности, бюджета, международного сотрудничества, которые в течение многих лет не находились в центре внимания парламента, сегодня уделяется должное внимание. Для нас чрезвычайно важно изучение международного опыта. У нас есть большие планы на этот счет. В ближайшее время группа молодых депутатов и сенаторов отправится в Индию с целью изучения местного парламентаризма. Вместе с тем имеет важное значение изучение и западного парламентаризма. Почему? Там хорошо развита социальная рыночная экономика. К примеру, изучение социальной рыночной экономики, давшей толчок развитию Германии, придется весьма кстати.

Как особо отметил в своем Послании глава государства, теперь сенаторы не будут ограничиваться заслушиванием отчетов министерств иностранных дел, инвестиций и внешней торговли, а будут осуществлять парламентские слушания по деятельности послов на местах и давать оценку их работе, ставить вопросы о том, какую они оказывают помощь регионам, областям, сколько привлекли инвестиций. Еще одна наша задача заключается в контроле за выполнением наших международных обязательств и ратифицированных международных конвенций.

Одним словом, народное законотворчество, эффективный парламентский контроль должны стать основными критериями нашей деятельности.

3 207
Записал Нурилло НАСРИЕВ, корр. УзА