Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

13.06.2018 20:35 Версия для печати

Об истории возникновения шахматной игры на территории современного Узбекистана

Об истории возникновения шахматной игры на территории современного Узбекистана
Известно, что спортивные интеллектуалы, мастера одной из самых древних и загадочных игр начали отмечать Международный день шахмат с 20 июля 1966 года. Инициатива учреждения даты принадлежит Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ), которая была основана в этот день в 1924 году. В день шахмат под эгидой ФИДЕ ежегодно проводятся всевозможные тематические мероприятия и соревнования.

Вместе с тем с каждым годом шахматистов мира, а еще больше историков и археологов стала интересовать история происхождения самой игры.

По классическим канонам считалось, что родиной шахмат является Индия, а их история насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считалось, что изобретенные в Индии в V-VI веках шахматы распространились по миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Даже узбекский ученый Абу Райхан Беруни в своем трактате "Хиндустан" упоминает о древней легенде, приписывающей создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈1,845×1019 зерен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объемом 180 куб.км). Так это было или не совсем, сказать сложно, но до 1990 года считалось, что родиной шахмат является Индия.

Самую сенсационную находку, перевернувшую наше классическое представление об истории шахмат, обнаружил профессор Юрий Буряков, узбекский археолог и историк-востоковед недалеко от Самарканда в 1990 году при раскопках руин древней части города Афрасиаба. Он нашел наиболее уникальный набор из семи изящно выточенных из слоновой кости миниатюрных шахматных фигурок, которые составили самую полную в мире коллекцию среди подобных ранних собраний: шах (король), колесница, воин на коне, всадник на слоне и всадник с львиной маской на лице и львиной мордой коня, пехотинцы.

Через шесть с лишним лет, в 1996 году, японские археологи при раскопках древнего городища Дальверзинтепе нашли две уникальные шахматные фигурки – слона и быка-зебу. Это позволило установить, что в прототип шахмат на древней земле Узбекистана играли еще в начале II века нашей эры. Эти фигурки относятся ко времени существования Кушанской империи, включавшей в те времена территории современных государств – Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Пакистана и Индии.

Эта историческая находка на юге Узбекистана заставила пересмотреть существовавший классический взгляд на время и место происхождения шахматной игры. Согласно классической «Истории шахмат» английского ориенталиста Х.Мюррея, опубликованной в Оксфорде в 1913 году, игра в шахматы зародилась в Индии не позже V века и попала в Иран в VI веке, а оттуда в Европу.

В Узбекистане шахматные фигурки довольно часто находят в ходе раскопок под развалинами древних домов, во дворах ремесленников и даже в банях. Это является убедительным свидетельством популярности шахмат среди самых широких слоев населения.

Еще одним неопровержимым фактом, подтверждающим происхождение шахмат в Узбекистане, является смысл названия «шахматы».

По истории известно, что в Индии в период со II по начало XVI века не было шахов и падишахов. Они появились в период правления Бабуридов, создавших Великую империю на территории Индии.

До этого периода Индией правили многочисленные «раджи». Поэтому нельзя даже предположить, что название «шахматы» может иметь индийское происхождение. Вторая часть названия «мот» используется на современном узбекском языке как «безвыходная ситуация» или «тупик», куда загоняется «шах». Отсюда и этногенез происхождения слова «шахмат» от узбекского слова «шохмот», т. е. «загнанный в тупик шах».

Следует отметить, что в шахматы в тот период играли все – от высокопоставленной знати до последнего ремесленника. Уместно отметить, что великий Амир Темур тоже был выдающимся шахматистом и внес в игру интеллектуалов свои усовершенствования. В его биографии описывается случай, когда ему, увлеченному очередной великолепной комбинационной атакой соперника, в которой была задействована ладья (рух), сообщили радостную весть о том, что у него родился сын. Темур, не поднимая голову от доски, сказал: «Даю ему имя Шохрух! (Королевская ладья).

Состязание умов на Востоке не случайно называли «игрой дворцов и чайханы». Подтверждают это находки фигурок не только из слоновой кости, но и из самых простых материалов: ребер домашних животных, керамики, стекла, металла.

По мнению академика Юрия Бурякова, центрами распространения шахмат на Великом шелковом пути являлись Самарканд, Бухара, Хива, Термез, Ташкент и другие древние города, а направления распространения этой игры интеллектуалов совпадают с маршрутами караванов верблюдов на этом пути. Он также пришел к выводу, что игра в шахматы в современном ее виде сформировалась на древней земле Узбекистана, что распространителями шахмат были не буддийские монахи, как считают приверженцы классической истории шахмат, а прежде всего купцы из древнего Самарканда, основавшие свои представительства на Востоке, включая территории юга Сибири и Китая, а на Западе – вплоть до Египта.

В Европу шахматы, как считает Юрий Буряков, попали не от арабов, как это записано в классической истории шахмат, а были завезены болгарами, переселившимися со своей прародины – Поволжья. С этим краем, как известно, Самарканд и Бухара в течение многих столетий имели тесные экономические связи. Подтверждением служит староболгарская книга «Кормчията», датированная X веком. Ее автор употребляет заимствованное из восточных языков слово «шахматы» – «шаху смерть». Вне сомнений через Поволжье шахматы могли попасть и в Древнюю Русь.

В соответствии с классической историей считалось, что игра в шахматы проникла на Запад двумя путями: сначала, вероятно, не раньше середины Х века, средиземноморским путем: через арабские страны и Испанию (где они впервые упоминаются в каталонском тексте), Сицилию, Южную Италию. В индийской и арабской игре с самого начала сходились черная и красная армии, по пришествии на Запад в шахматы уже играли белыми (либо позолоченными) и красными фигурками, которые с XIII века под влиянием религии и теории Аристотеля о двух крайних полюсах цветовых систем уступили место белым и черным. Что касается цвета шахматного поля, то встречались варианты доски, когда чередуются красно-черные или красно-белые квадраты, а то и просто расчерченные вертикальными и горизонтальными линиями на монохромной поверхности. Можно было и вовсе не использовать доску, а нарисовать поле мелом на камне или начертить пальцем на земле.

Кроме того, необходимо переосмыслить и сам подход к игре, поскольку христиане и мусульмане использовали здесь разные подходы по ведению битв и сражений, которые изначально эта игра олицетворяла. Для средневековых христиан сражения мыслились как ряд нескончаемых боев между маленькими группами, беспрестанных налетов, случайных набегов, и важна не сама победа, а процесс сражения, поэтому их смущал сам ход развития шахматной партии и ее финальная цель – поставить королю противника "мат", одержать победу, низвергнуть его, что было не особо принято. А по мусульманским традициям преобладал конечный результат, основанный на стратегии обязательного захвата шаха (короля) в плен. К тому же пришлось переосмыслить, трансформировать под знакомую им реальность и сами фигуры, из которых им были понятны король (шах), всадник и пехотинец, но вот фарзин (визирь) вызывал много вопросов, поэтому его превратили в королеву. Поскольку пешки по мере продвижения по доске могли становиться королевами, у христиан, в отличии от мусульман, возникало новое затруднение, поскольку король мог иметь нескольких советников, но никак не жен, поэтому пешки, прошедшие все поле, у них стали называть "дамками", а королевой могла называться только одна фигура, составляющая пару с королем. Изменилась и роль слона, который часто превращался в графа, знаменосца, епископа или даже шута, а колесница трансформировалась в мировоззрении христиан в башню (по-русски – ладью) и т. д.

Все это свидетельствует, что шахматы зародились на Востоке и, прежде всего, предками народов Узбекистана в развитие шахматной мысли внесен весомый вклад.

Таким образом, шахматные игры закрепляются в Европе и приобретают современный вид лишь к XVI веку.

Размышления ученых и представителей шахматной общественности о происхождении шахмат в Узбекистане даже представить невозможно было в условиях советского правления. Шахматы тогда были прерогативой партийной и государственной политики страны. Говорить о национальных особенностях великой истории республик Центральной Азии жестоко каралось со стороны властей.

Традиционная большая любовь населения, особенно молодежи, к шахматам, и, что немаловажно, возможность в них играть без возрастных ограничений, способствовала созданию в марте 1996 года Федерации шахмат Узбекистана, которая представляет шахматистов нашей страны в Международной федерации шахмат (ФИДЕ), Азиатской шахматной федерации и других международных организациях.

В настоящее время членами Федерации шахмат Узбекистана являются свыше 168 тысяч человек.

Наш шахматист, международный гроссмейстер Рустам Касымджанов стал чемпионом мира по версии ФИДЕ в 2004 году. Сейчас он входит в когорту сильнейших шахматистов мира.

Сегодня в Узбекистане 22 международных гроссмейстера, включая самого молодого международного гроссмейстера в мире – 12-летнего Нодира Абдусатторова, 4 женщины международных гроссмейстера, 24 международных мастера ФИДЕ.

В соответствии с древними шахматными традициями узбекского народа все больше к этому виду спорта привлекается подрастающее поколение. Его представители – дети дошкольного и младшего школьного возраста становятся чемпионами мира по шахматам в своих возрастных категориях.

Б.Умурзаков,
вице-президент Федерации шахмат Узбекистана,
доктор экономических наук, профессор.

УзА
1 659