УзА Русский

29.06.2020 Версия для печати

О Национальной стратегии по правам человека Республики Узбекистан

О Национальной стратегии по правам человека Республики Узбекистан

Указом Президента от 22 июня 2020 года утверждена Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека.

Национальная стратегия принята в целях дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод человека, реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и своевременного выполнения задач, изложенных в докладе Президента Республики Узбекистан на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, и Послании Олий Мажлису от 24 января 2020 года.

Национальная стратегия будет способствовать формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему повышению авторитета страны на международной арене, в том числе, улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах.

Указом также утверждены:

· «дорожная карта» по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека;

· Положение о порядке взаимодействия государственных органов Республики Узбекистан по рассмотрению сообщений и решений уставных органов и договорных комитетов по правам человека Организации Объединенных Наций.

В целях реализации Национальной стратегии и «дорожной карты» на Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека возложены мониторинг выполнения мероприятий соответствующими министерствами и ведомствами с предоставлением соответствующих предложений и рекомендаций, информирование общественности о проделанной работе и достигнутых результатах.

Необходимость принятия Национальной стратегии заключалась в обусловленности перехода страны к долгосрочной стратегии развития, охватывающей в рамках государственного управления вопросы развития экономики, социальной сферы, гражданского общества, возможности финансовой системы страны, ее демографический, производственный, интеллектуальный и ресурсный потенциал с задачами в области национальной безопасности и международного сотрудничества. Безусловно, в последнее время благодаря преобразованиям уже достигнуты определенные успехи. Это обуславливает принятие переосмысления происходящих процессов, разработку комплексных подходов к решению поставленных задач и принятие стратегий развития во всех сферах развития общества и государства, включая права человека.

Целый ряд крупных системных начинаний, большая динамика и эффективность социально-экономического развития страны, введение в практику новых научно обоснованных механизмов и методов государственного управления – все это обусловило необходимость принятия Национальной стратегии.

Важно отметить, что стратегия разработана и будет осуществляться в контексте общих системных преобразований экономики и общества. Стратегия базируется на принципе единства, взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач развития страны во всех сферах жизни. Она будет способствовать рациональному распределению усилий и ресурсов государства и гражданского общества в целях обеспечения и защиты прав человека, повышению эффективности и качества государственного управления в жестких условиях глобализации, трансформации и усиления стратегических рисков и угроз.

Преимущества Национальной стратегии:

при разработке тщательно изучен и учтен лучший передовой опыт. Кроме того, проект стратегии был представлен на общественное обсуждение и при его доработке были учтены все мнения и рекомендации. К разработке и обсуждению привлекали разных специалистов, как практиков, так и исследователей всех аспектов данного вопроса. Проведены глубокие исследования по каждому положению стратегии, что обеспечило научную обоснованность ее положений.

Особенно можно выделить:

· четкое определение приоритетов и направлений дальнейшего совершенствования национальной политики в области прав человека;

· наличие четко сформулированных задач, разбитых на этапы, позволяет более точно синхронизировать усилия всех участников процесса реализации Национальной стратегии;

· определение конкретного круга участников процесса реализации стратегии, координаторов и пользователей;

· уделение особого внимания обеспечению и защите прав человека уязвимых категорий населения;

· учет новых тенденций и лучшего зарубежного опыта в области прав человека.

Принятие Национальной стратегии обеспечит:

· всесторонний подход к совершенствованию государственной политики в области прав человека;

· комплексный учет конкретных проблем в сфере прав человека, многообразие факторов, оказывающих влияние на права человека;

· определение ключевых целей и путей их достижения;

· глобальное видение перспектив развития в области прав человека;

· минимизацию разноплановых рисков и угроз, которые могут негативно повлиять на уровень обеспечения и защиты прав человека.

Дальнейшие меры, принимаемые государством в развитии и поощрении прав человека, включают:

необходимость обеспечения мониторинга за выполнением принятого документа, периодическую корректировку с учетом изменений социально-экономического положения. Процедура мониторинга и оценки должна осуществляться через систему соответствующих критериев и показателей.

В условиях непредсказуемости мировых процессов, например, с учетом пандемии, финансового кризиса, важно периодически оценивать прогнозируемые риски, опасности и угрозы правам человека, а также эффективность использования средств и ресурсов, выделяемых на обеспечение прав человека.

Шухрат Рахманов,

кандидат юридических наук, доцент

Центра повышения квалификации юристов,

Фируза Хамдамова,

старший преподаватель Университета мировой экономики и дипломатии.


2 706
УзA