УзА Русский

24.01.2019 15:09 Версия для печати

О банках развития и надлежащем использовании выделяемых ими средств

О банках развития и надлежащем использовании выделяемых ими средств

В последние годы в СМИ часто появляется информация о выделении  банками развития кредитов и грантов Узбекистану и узбекским государственным предприятиям. Эти инвестиции происходят параллельно с  призывом правительства привлекать иностранный капитал.

При этом правомерно возникают вопросы «Что такое банк развития?», «В чем отличие классических инвестиционных проектов от финансирования банков развития?» и «Каковы ожидания банков развития в ходе реализации финансируемых проектов, в частности касательно надлежащего использования выделенных средств?».

Начнем с первого. Под банком развития сегодня подразумевается финансовый институт, как правило, основанный развитыми странами для финансирования программ в развивающихся странах. Существует несколько десятков банков развития, среди которых: международные банки, к примеру, Международный банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация, входящие в группу Всемирного банка, региональные банки, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, и национальные банки развития - Французское агентство развития (ФАР), Министерство международного развития Великобритании, немецкий банк KfW, Японское агентство международного сотрудничества (JICA).

В чем же отличие классических инвестиционных проектов от финансирования банков развития? Последние финансируют программы, направленные на Цели в области устойчивого развития (ЦУР), принятые ООН и вступившие в силу в 2016 году. Напомним, что среди 17 ЦУР, принятых главами государств мира, фигурируют такие важные цели для нашей страны, как правосудие и эффективные государственные институты, достойная работа и рост экономики, качественное образование, недорогая и чистая энергия, борьба с изменением климата. Задачей банков развития является предоставление финансовых ресурсов развивающимся странам для реализации программ, направленных на ЦУР. В отличие от частных инвестиционных проектов, где первостепенной целью, как правило, является извлечение экономической выгоды, цель финансирования  банков развития наряду с извлечением разумной выгоды - наличие компонента устойчивого развития.

За последний год отмечено увеличение количества программ финансирования банками развития в Узбекистане. Очевидно, что это связано с принятием правительством страны мер, направленных на открытие узбекского рынка иностранным инвестициям, что также вызвало рост доверия банков развития к Узбекистану. Так, к примеру, на сайте АБР отмечается, что бизнес-план операций АБР по Узбекистану на 2018-2020 годы предусматривает портфель проектов в размере 2,9 миллиарда долларов, направленных на развитие транспортной, коммуникационной, энергетической отраслей, водоснабжения, городской инфраструктуры, здравоохранения и расширение доступа к финансированию. Кстати, это соответствует практически половине вложенных АБР средств в Узбекистан за 23 предыдущих года.

С европейской стороны, к примеру, ЕБРР подписал с Узбекистаном Меморандум о взаимопонимании непосредственно после принятия в стране Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах. С периода подписания этого меморандума ЕБРР инициировал 20 проектов, в том числе с государственными организациями с очевидным акцентом на развитие чистой энергии, а также в сфере водоснабжения.

Относительно национальных банков развития хочется отметить, что во время визита Президента Шавката Мирзиёева в Париж был подписан Договор о сотрудничестве ФАР с Узбекистаном, в рамках которого предусмотрено финансирование ФАР на 600 миллионов евро на четырехлетний период, а на днях в рамках визита в Германию главой государства достигнуты договоренности о подписании договоров на восемь миллиардов евро, из которых, несомненно, определенная часть будет направлена на проекты, осуществляемые с немецким банком KfW.

Очевидно, что осуществляемые реформы способствуют увеличению интереса, повышению доверия банков развития к Узбекистану. Эти финансовые институты уделяют особое внимание вопросам надлежащего использования выделенных средств в контексте, когда стране присуждено незавидное 157-е место из 180 стран мира по вопросу коррупции (Индекс восприятия коррупции от Transparency International).

Каковы ожидания банков развития в ходе реализации финансируемых проектов, в частности, касательно надлежащего использования выделенных средств?

Как уже отмечалось, банки развития финансируют развивающиеся страны, где, как правило, коррупционные риски выше, чем в развитых странах, в том числе согласно Индексам восприятия коррупции от Transparency International.

Все финансовые договоры банков развития со странами, где они работают, предусматривают обязательство страны или организации заемщика об отсутствии коррупционных и других незаконных деяний в деятельности заемщика, в частности, при реализации финансируемых ими проектов. Это значит, что банки развития, международные, региональные или национальные, одинаково нетерпимы в отношении к ненадлежащему использованию выделенных ими средств и любому неправомерному деянию, как, например, коррупция в форме взятки в тендерном процессе или при получении контракта вне тендера, мошенничество путем фальсификации представленных заемщиком подтверждающих документов в качестве доказательства использования выделенных банком средств или хищение этих средств, конфликт интересов, кумовство.

Такие неправомерные действия наносят экономический ущерб проекту, поскольку направляются не на его развитие, а, так сказать, «прикарманиваются». Кроме того, банк развития не приемлет репутационных рисков для банка и государства заемщика в связи с такими деяниями, ведь банк выделяет средства на вышеупомянутые Цели устойчивого развития, которые идут вразрез с такими неправомерными действиями.

Осознавая наличие коррупционных рисков в странах, где работают такие банки, сегодня ими налажены различные механизмы контроля для предупреждения или выявления вышеперечисленных неправомерных действий. Одним из них является анонимный канал оповещений, созданный многими банками развития в открытом доступе на их веб-сайтах. По таким каналам банк может получить информацию от любого лица о возможных неправомерных деяниях в проекте. Что банк делает с такой информацией? Большинство банков развития имеют специальную команду по расследованию дел, связанных с коррупцией и экономическими преступлениями. После  получения информации от третьих лиц или лиц, участвующих в реализации проекта, например, от одного из участников тендера, банк может передать дело специальному подразделению для дальнейшего расследования. Целью банка не является применение карательных мер, так как банк не имеет судебных либо административных полномочий. В первую очередь, банк при содействии заемщика установит, насколько реальна информация о неправомерных действиях, о которых проинформировали. В зависимости от исхода расследования банк принимает необходимые меры при сотрудничестве заемщика, который является первым заинтересованным лицом, в пресечении любых неправомерных деяний в рамках проекта. Почему именно заемщик должен быть заинтересован в справедливом разрешении дела о подозрении в коррупции или хищении? Да потому что от исхода дела может зависеть как продолжение проекта, так и будущие проекты с банком. Кстати, санкции могут быть применены не только в отношении ответственного виновного лица заемщика, но и в отношении коррумпирующего лица или предприятия. Так, группа Всемирного банка после проведения расследования может внести в список лиц и предприятий, исключенных на период от трех лет и более из тендеров, финансируемых совместно с ним, недобросовестное лицо или предприятие, к примеру, предложившее взятку для получения контракта в одном из проектов. На этот список могут ссылаться и другие банки развития как на критерий исключения недобросовестных лиц и предприятий из тендеров, проводимых с участием их финансирования. Такие процедуры создаются для борьбы с коррупцией и и приносят определенные результаты.

Кроме того, если в отношении заемщика установлен факт неправомерного деяния, банк развития может потребовать принять ремедийные меры, например, освободить от должности или уволить виновного, возместить в случае хищения финансовый ущерб, принять заемщиком специальную антикоррупционную программу, передать дело в правоохранительные органы.

Еще раз подчеркну, что добросовестная реализация проектов является залогом хороших отношений с банками развития, которые сегодня проявляют открытый интерес к нашей стране. Заемным организациям и всем исполнителям, вовлеченным в реализацию проектов, следует обратить особое внимание на надлежащее исполнение всех договорных обязательств, в особенности, на надлежащее использование выделенных банком средств.

Гульноза Мухамедова, 
юридический советник по вопросам комплаенс 
во Французском агентстве развития (ФАР), эксперт «Буюк келажак».

В статье выражено личное мнение эксперта, которое может не совпадать с видением или мнениями ФАР.​

УзА
2 013