УзА Русский

24.09.2020 Версия для печати

Новый центр под эгидой ООН

Новый центр под эгидой ООН

Учитывая важность и актуальность развития Центральной Азии как единого региона, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обозначил проведение активной региональной политики, создание благоприятной политической атмосферы в Центральной Азии, выстраивание конструктивных и взаимовыгодных отношений со странами региона по всем направлениям, в том числе в сфере транспорта, главными приоритетами внешней политики Узбекистана.

Развитие транспортных коммуникаций в регионе остается одной из центральных тем, и в этих целях Узбекистан, придавая стратегическую значимость развитию транспортной отрасли осуществляет масштабные меры, направленные на развитие транспортной инфраструктуры на национальном и региональном уровнях, последовательную работу по интеграции в международную транспортную систему.

В практике формирования международных транспортных коридоров существует ряд проблем, таких как: несоответствие нормативно-правовых основ разных стран-участниц перевозочного процесса; технические стандарты; отсутствие унифицированной железнодорожной колеи на всем пути следования, а также простои транзитных грузов на границах из-за длительного процесса таможенного оформления и низкого уровня внедрения цифровых технологий.

Учреждение под эгидой ООН Регионального центра по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности станет важным шагом на пути дальнейшего укрепления регионального сотрудничества. Он будет выступать в качестве регионального органа-регулятора нормативно-правовой базы, технических норм и стандартов, активно содействуя реализации мер и применению разнообразных инструментов и решений в организации международных перевозок стран-участниц.

Азия и Европа развивают эффективные, экономически жизнеспособные и экологически устойчивые торговые маршруты между двумя континентами. Китай и Индия на протяжении долгого времени заинтересованы в выходе по кратчайшим сухопутным дорогам в Европу. Эти две великие страны не связаны между собой железнодорожным транспортом, железные дороги Индии и Пакистана не имеют выхода к железным дорогам ЦА и других регионов. В настоящее время 70 процентов торговли между Азией и Европой приходится на морской транспорт, более 25 процентов – на воздушный, тогда как доля железнодорожного и автомобильного транспорта остается относительно небольшой. Потенциал роста в данном направлении является довольно существенным.

Важное геостратегическое расположение стран Центральной Азии дает возможность сформировать сухопутный перекресток транспортных артерий Евразии с организацией цепочек поставок по принципу транспортно-логистических кластеров.

Формирование крупного логистического кластера в Узбекистане, как транспортно-коммуникационного центра Евразии, послужит стимулированию развития всех видов транспорта и создаст условия для переориентирования крупных мировых торговых рынков в Центральную Азию – перекрестка сухопутных транспортных путей, как и было до прекращения действия Великого шелкового пути.

Актуальным является развитие и формирование трансафганского, так называемого «Кабульского коридора», связывающего Евросоюз, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и страны Юго-Восточной Азии. Это, в свою очередь, позволит укрепить роль ИРА в соединении Центральной Азии с Южной Азией.

Реализация «Кабульского коридора» станет важным фактором устойчивого развития и интеграции Афганистана в региональные торгово-экономические связи и восстановление мирной экономики в качестве ключевого условия долгосрочной стабильной ситуации в данной стране.

Это было бы импульсом не только для раскрытия дополнительных возможностей увеличения транзитного потенциала стран Центральной Азии, но и стало бы преимуществом при строительстве и эксплуатации транспортных и энергетических проектов Афганистана, где коммуникации смогут пройти через Кабул, внося значительный вклад в развитие инфраструктуры в целом.

Дилдора Ибрагимова,
руководитель Проекта по развитию логистической инфраструктуры и цифровой экономики 
Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан.

2 684
УзА