УзА Русский

26.06.2020 Версия для печати

Новые стандарты электронных СМИ

Новые стандарты электронных СМИ

Средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека. 

Они апеллируют к личности в совокупности ее социальных ролей – как к гражданину, семьянину, представителю социума в целом и жителю конкретного района. Содержание средств массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений. Вокруг нас ежесекундно происходят тысячи мелких и крупных событий: сообщение от старого друга в социальной сети или неожиданная встреча на улице, новости о растущем экономическом кризисе или сокращение на работе, назойливая реклама в виде онлайн-баннеров и маленьких афишек или раздаваемые у метро флаеры. Это взаимное проникновение и скорость распространения информации стали причиной популярности электронных СМИ в Узбекистане и во всем мире. 

В этом году исполнилось 25 лет доменной зоне "UZ", послужившей фундаментом для создания точки обмена трафиком «TAS-IX». Это позволило сократить маршруты передачи пакетов между сетями провайдеров и снизить затраты на трафик, а также стало катализатором развития всего национального сегмента сети Интернет. Количество пользователей интернетом в нашей стране выросло до 24 миллионов. С появлением национального домена стали успешно развиваться государственные и частные интернет-проекты, среди которых много новостных СМИ.

Благодаря скорости распространения информации в интернете, доступности современных смартфонов электронные СМИ могут работать намного быстрее и эффективнее большинства печатных периодических изданий. Именно они стали инициаторами новых трендов в современной журналистике. 

В Узбекистане первыми полноценными электронными СМИ были сайты газет, журналов и информационных агентств. Одними из первых свои цифровые версии создали «Народное слово», «Правда Востока», «Зеркало ХХI» и Национальное информационное агентство Узбекистана - УзА. Да, тогда сайты были далеки от совершенства, но они стали катализатором развития нового направления журналистики в Узбекистане. 

По данным Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, с каждым годом количество отечественных новостных сайтов увеличивается. Если в 2015 году было зарегистрировано 315 новостных сайтов, то сегодня их уже 591. И именно они занимают первые строчки по посещаемости в топе доменной зоны «UZ». Некоторые электронные СМИ обгоняют по популярности даже развлекательные проекты от отечественных интернет-провайдеров. Наравне с официальными электронными СМИ активную деятельность в Узбекистане ведут и многочисленные блогеры.

Отдельно стоит выделить популярные группы, созданные в национальном сегменте социальных сетей Facebook и Telegram. Среди них крайнюю популярность у узбекистанцев приобрели группы «Потребитель.уз», «Uzbek MDK», «Ya-MAMA!» и «Водители Ташкента». У них десятки, а иногда даже сотни тысяч подписчиков. Поскольку их контент формируют и комментируют сами подписчики, то зачастую они пользуются даже большим доверием, чем официальные электронные СМИ и раскрученные блоги.
Мало кто знает о вкладе Национального информационного агентства Узбекистана - УзА в развитие электронных СМИ страны. 

На протяжении 20 лет при техническом отделе УзА существовал клуб веб-мастеров. Его члены были не только одними из первых отечественных блогеров, но и оказывали безвозмездную техническую поддержку отечественным сайтам, обучали и консультировали начинающих специалистов. 

Здесь проходили занятия, тренинги и мастер-классы. Члены клуба веб-мастеров УзА являются победителями и лауреатами многих конкурсов, таких как «Янги Интернет-ташаббуси» и Всероссийский конкурс «Позитивный контент». 

Еще 15 лет назад никто не воспринимал всерьез новостные сайты и блоги, не имевшие печатных версий и ориентированные исключительно на интернет-аудиторию. Первые отечественные электронные СМИ прошли долгий и сложный путь, методом проб и ошибок они накапливали опыт, а новый новостной рынок креп и развивался вместе с совершенствованием технологий. В результате мы видим высокотехнологичные мультимедийные СМИ с обширными сервисами и широкими возможностями. И можно смело утверждать, что это только начало. 

4 612
Роман Бондарчук, корр. УзА