УзА Русский

29.10.2019 Версия для печати

Нет второстепенных задач, однако их реализация не обеспечивается на должном уровне

Нет второстепенных задач, однако их реализация не обеспечивается на должном уровне

Известно, что в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» поставлены огромные задачи.

Так, на каком уровне обеспечивается их реализация за прошедшие девять месяцев текущего года? Положительны ли результаты? На такие вопросы были даны ответы на заседании Комиссии по осуществлению приоритетных направлений развития социальной сферы.

Мероприятие вел первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Садык Сафоев.

Руководитель группы мониторинга Комиссии по осуществлению приоритетных направлений развития социальной сферы, председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам науки, образования и здравоохранения Зайниддин Низомходжаев предоставил информацию о работе, осуществленной в третьем квартале нынешнего года по реализации задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития». 

– В пункте 155 Государственной программы на 2019 год установлено совершенствование до 1 апреля нынешнего года системы финансирования государственных медицинских учреждений, – сказал З.Низомходжаев. – Согласно соответствующему постановлению главы государства от 2 августа 2019 года срок этих работ был продлен до 30 ноября нынешнего года. Есть ли гарантии на полное обеспечение реализации данного пункта до установленного срока? Какая работа на сегодняшний день осуществляется в данном направлении? Более того, в пункте 160 Государственной программы предусмотрена разработка до 1 июля нынешнего года проекта Закона Республики Узбекистан по совершенствованию правовых основ внедрения механизмов обязательного медицинского страхования. Постановлением Президента “О мерах по реформированию и обеспечению ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан” от 2 августа 2019 года срок выполнения данного пункта был продлен до 1 декабря нынешнего года. Внедрение системы медицинского страхования требует серьезной подготовки. С этой точки зрения на достаточном ли уровне осуществляется работа по полной реализации данного поручения? 

На заседании были подняты подобные обоснованные вопросы. К примеру, причиной возражений и резкой критики членов комиссии стали результаты реализации пункта 188 Государственной программы. 

Если точнее, в данном пункте предусмотрено обеспечение проведения государственной регистрации объектов материального культурного наследия. Участвовавшие в предыдущем заседании комиссии большинство заместителей хокимов областей обещали завершить работы по подготовке кадастровых документов находящихся на их территориях объектов материального культурного наследия и установке на них защитных знаков. К тому же, в постановлении Кабинета Министров "Об утверждении нормативно-правовых актов по использованию и охране объектов материального культурного наследия, об организации деятельности Департамента культурного наследия при Министерстве культуры Республики Узбекистан" от 30 марта 2019 года на Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента возложено выделение в двухмесячный срок из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента необходимых средств на расходы, связанные с повторной историко-культурной экспертизой объектов недвижимости материального культурного наследия на местах, оформлением на них кадастровых документов и установкой защитных знаков. Согласно протоколу заседания президиума Кабинета Министров от 10 июня 2019 года предусмотрено, что выделение средств из местного бюджета на оформление документов будет осуществляться с 1 июля нынешнего года. Однако по сей день оформлены кадастровые документы лишь 5 212 объектов. Это означает, что задача выполнена на 63 процента. А до конца года остается совсем немного времени. Поэтому члены комиссии взволнованы тем, что обеспечение полной реализации данного поручения остается под вопросом.

З.Низомходжаев остановился на пункте 192 программы – о создании анимационных фильмов с историческими героями и национальными образами.

– К сожалению, в течение года мы не увидели ни одного анимационного фильма о наших исторических героях, – сказал он. – Поэтому наши дети вынуждены подражать зарубежным героям. Тогда как Национальному агентству “Узбеккино” из Государственного бюджета выделяются миллиарды, как объяснят ситуацию уполномоченные лица?

В пункте 221 Государственной программы установлены перевод высших образовательных учреждений до 1 июля на систему самофинансирования путем последовательного внедрения с 2019/2020 учебного года государственного заказа и дифференцированной платно-контрактной системы, разработка проекта нормативно-правового акта по предоставлению им независимости в финансовых вопросах. Соответствующим постановлением Президента страны от 11 июля 2019 года порядок перевода образовательных учреждений на новую систему продлен до 1 октября 2019 года. Однако, несмотря на продление срока, исполнение данного поручения все еще не обеспечено. 

Пунктом 231 Государственной программы предусмотрено выделение в рамках Государственной программы «Yoshlar — kelajagimiz» 2 трлн сумов на развитие молодежного предпринимательства, обеспечение занятости молодежи и создание 50 тысяч новых рабочих мест. Однако за 9 месяцев 2019 года создано всего лишь 7778 рабочих мест за счет выделения льготных кредитов в размере 412 млрд сумов для 1848 бизнес-проектов. На заседании особо отмечалось, что причины неисполнения данной важной задачи, за которую ответственны Союз молодежи Узбекистана, Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство финансов, Министерство инвестиций и внешней торговли, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, требуют серьезного объяснения. 

На заседании подробно проанализированы эти и другие недостатки, заслушаны ответы уполномоченных лиц ведомств, ответственных за реализацию предусмотренных в Государственной программе задач, исполнение которых неудовлетворительно.

Как отмечалось членами комиссии, любой вопрос, включенный в Государственную программу, очень важен с точки зрения развития страны, повышения благосостояния соотечественников и воспитания будущего поколения, то есть в нем нет второстепенной задачи. Поэтому исполнение каждой из них требует серьезного подхода. 

Также говорилось о предложениях, подготовленных для включения в приоритетные направления развития социальной сферы Государственной программы на 2020 год. Отмечалось, что по данному вопросу в адрес соответствующих министерств и ведомств направлены обращения, получено около 100 предложений. Совместно с ответственными исполнителями Министерства здравоохранения и Комитета женщин Узбекистана создана рабочая группа, каждое предложение подробно обсуждено и по итогам сформировано единое заключение, предложения внесены в Администрацию Президента.

Так, отмечалась необходимость разработки государственного заказа на 2020 год по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест, внедрения в практику соответствующих национальных профессиональных стандартов. Подчеркивалась также необходимость разработки ряда новых нормативно-правовых актов, в том числе законопроекта Республики Узбекистан «О трудовой миграции», внесения изменений в Закон Республики Узбекистан «О частных агентствах занятости» и ряд других нормативно-правовых актов. По вопросу охраны здоровья населения и повышения качества медицинского обслуживания выдвигается задача по созданию Фонда обязательного медицинского страхования. Для цифровизации системы здравоохранения, внедрения системы “Электронное здравоохранение” предусмотрена также разработка концепции государственно-частного партнерства. 

В целях оказания комплексной помощи женщинам-инвалидам и проживающим в тяжелых бытовых условиях планируется выплата 1576 женщинам первоначальных взносов для приобретения жилья, обеспечение 10 тысяч женщин средствами реабилитации. 

По словам членов комиссии, каждое из этих предложений будет еще совершенствоваться. Будут проводиться обсуждения в рабочих группах, утвержденных Администрацией Президента, самые важные задачи будут внесены в Государственную программу на 2020 год.  

3 274
Феруза МИРЗАКОМИЛОВА, корр. УзА.