УзА Русский

25.02.2019 16:48 Версия для печати

Национальное телевидение Узбекистана: состояние и перспективы развития

Национальное телевидение Узбекистана: состояние и перспективы развития


Телевидение является самым популярным средством предоставления и потребления информации, важным носителем рекламы. Сегодня в меняющемся мире перемены важны и для телевидения Узбекистана.

Об этом в интервью с продюсером и руководителем направления работы с «VIP & Media Stars» крупнейшего в Европе и в странах СНГ медиахолдинга России, экспертом МННО «Буюк Келажак» Азизой Иргашевой.

- Азиза Анваровна, каким, на ваш взгляд, должно быть национальное телевидение?

- В первую очередь работа телевидения должна быть направлена исключительно во благо людей. Основная же функция телевидения «давать» обществу информацию и развлекать. При этом телевидение является не только источником новостей, но и главным пропагандистом массовой культуры.

Структурно на рынке должно быть место и государственной телекомпании, либо его формату в виде общественного телевидения с подконтрольными государству, управленческими и редакционными структурами. Должны развиваться и независимые телевещательные компании, фактически не аффилированные с государством, компании, производящие телевизионный контент.

С позиции доставки сигнала, при переходе на DTT (цифровое телевидение), наиболее популярными становятся спутниковая или кабельная платформы. Большие перспективы имеет и IPTV - телевидение по протоколу интернета, мировой объем которого, по данным исследования Grand View Research, прогнозируется в размере 117,07 миллиарда долларов к 2025 году. В ближайшие семь лет показатель совокупного темпа роста составит 13,7 процента, причем самым быстрым рост будет в Латинской Америке - среднегодовой темп до 2025 года составит 21 процент. По количеству абонентов крупнейшим регионом будет Азиатско-Тихоокеанский. Его рост составит более 8 процентов за этот период.

Эксперты в телеиндустрии отмечают, что развитию IPTV способствуют совершенствование инфраструктуры интернет-доступа и трансформация провайдеров в мультисервисные цифровые платформы. Кроме того, положительно сказывается сотрудничество операторов и производителей телевизоров. В некоторых странах также принимаются законодательные меры для выхода новых игроков на рынок.

- Почему в Узбекистане не хватает хороших и критически мыслящих журналистов? Что нужно для этого сделать?

- Средства массовой информации играют важную, но неоднозначную роль в жизни общества. С одной стороны, они распространяют информацию и тем самым делают общество более осведомленным, а с другой, в определенной степени они манипулируют сознанием человека. Существует несколько концепций, которые описывают влияние современных СМИ на общество. Это -

Концепция «волшебной пули» - материалы телеканалов, радиостанций, газет, журналов и других СМИ реализуют свои цели, так как аудитория их пассивна, ее мышление не является критическим,

Концепция «подкожной инъекции» - определяет то, что любая информация как бы внедряется в сознание людей и заставляет их действовать соответствующе,

Концепция «пустого сосуда» - впитала в себя все догмы, которые распространяют СМИ.

Во многом неоднозначная роль СМИ в конкретном обществе имеет отношение к месту, занимаемому ими в политической системе. Недаром прессу называют четвертой властью, инструментом контроля по принципу «сказал - сделал».

Узбекистан сегодня по-новому открывается миру и, как следствие, меняется и система подготовки журналистов, методы их работы, возможности излагать свободно свои мысли. Необходимо введение «технологии преемственности подготовки журналистов», а именно от получения навыка основ журналистики в школьных газетах и специализированных внешкольных кружках до получения в последующем приоритетного права на поступление на факультет журналистики и последующее гарантированное обеспечение рабочим местом в СМИ.

- Как повысить рейтинги телеканалов?

- Рейтинги на телевидение появляются в результате многочисленных сложных измерений, в основе которых система, формирующаяся как результат договоренностей основных участников, заинтересованных в проведении исследований и получении их результатов. Участниками телеизмерений являются телеканалы и их владельцы; рекламные агентства и рекламодатели; Sales-houses – компании, использующие результаты измерений для управления продажами рекламы; отраслевые организации (индустриальные комитеты, ассоциации), осуществляющие контрольные, посреднические или медиаторские функции; измеритель – организация, которая проводит исследования, отвечает за качество и достоверность предоставляемых данных.

Данные, предоставляемые измерителем, являются основой для формирования единой «валюты» на рынке телевизионной рекламы. Валюту формируют показатели, к основным из которых относятся рейтинг телевизионного события (TVR), совокупный рейтинг (GRP), стоимость одного процента рейтинга канала (СРР). Современная концепция «валюты» на рынке телеизмерений предполагает, что рекламодатель в первую очередь покупает не время, а аудиторию. Соответственно, есть только один способ повышения рейтинга телевизионного канала, это высокое качество контента и его конкурентоспособность на рынке.

- Нужны ли нам все имеющиеся 13 телеканалов системы Национальной телерадиокомпании Узбекистана? Как оптимизировать и повысить их привлекательность?

- На сегодняшний день, общемировая тенденция развития государственного телевидения следующая:

·резко сокращается доля государственного или общественного вещания в общих объемах телепросмотра до 40–50 процентов;

·практически не создаются крупные государственные и негосударственные телекомпании, расщепляются телемонстры, они делятся также на телевидение и радио. Так произошло во Франции с ОРТФ, в Финляндии с Yleisradio (Юлейсрадио);

·растет число коммерческих телевизионных структур.

Бояться или удивляться этой общей мировой тенденции сокращения государственных каналов и увеличения коммерческих (не государственных) не следует: во многих средствах массовой информации крупный капитал имеет свои доли, что создает разнообразие мнений и оценок в обществе, избравшем путь демократического развития.

Тренд к реорганизации государственного телевидения присутствует практически во всем мире, например, в большинстве стран Европы признают, что государственные телеканалы для общества играют важную роль, так как они:

·обслуживают все слои населения от детей до пенсионеров, в то время, как коммерческие обслуживают в основном массовую аудиторию и, как правило, не делают передач для детей, социально не защищенных;

·защищают и развивают национальную культуру, традиции, преследуют просветительские цели;

·объединяют народы вокруг центральной власти и единой национальной идеи.

Повысить привлекательность государственных телеканалов в условиях жесткой конкуренции можно лишь наличием высококачественного, востребованного телеаудиторией контента.

- Как государству следует содержать телеканалы? Каким образом перейти на самофинансирование телеканалов?

- Телевидение в целом существует за счет трех основных источников финансирования. Первым и основным является реклама. Второй источник доходов формируется за счет государственных финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку телеканалов. Кроме того, государство субсидирует доставку телевизионного сигнала на малонаселенные территории, обеспечивая доступ к информации. Важную поддержку государство осуществляет при производстве социально значимых телепрограмм. Наконец, третий источник – это телезрители. В настоящее время в Узбекистане существенная нагрузка на содержание государственных телевизионных каналов ложится на государственный бюджет, так как реклама пока не дает соответствующих доходов, а платное телевидение еще не развито на должном уровне.

Что касается перехода на модель самофинансирования государственных телеканалов, то здесь необходимы экономический расчет и определения востребованности среди телевизионной аудитории перспектив работы конкретного государственного телевизионного канала. Только рейтинги и социальная значимость для страны того или иного государственного канала покажут, есть ли необходимость его содержать или надо закрыть.

- Чего не хватает в национальном телевидении?

- На мой взгляд, катастрофически мало собственного, оригинального и качественного контента, то есть фильмов, сериалов, развлекательных и информационных программ. С точки зрения творческой концепции, очень много однотипного, необходимо более четкая дифференциация направленности телевизионных каналов. Это должен быть или развлекательный, или информационный, или образовательный, или еще какой-то канал. На рынке Узбекистана также пока отсутствуют крупные производители собственного телевизионного контента, которые могли бы тесно сотрудничать с телевещательными компаниями.

Еще одним фактором, сдерживающим развитие телевизионного рынка, является достаточно либеральное отношение к соблюдению авторских прав. Необходимо ужесточить меры ответственности за нарушения в области интеллектуальной собственности. Кроме того, важным фактором, тормозящим развитие телевидения в Узбекистане, является очень низкая цена за единицу рекламного времени. Рынок телевизионной рекламы в стране оценивается до 40 миллионов долларов США, объем рекламных затрат на душу населения – всего в 0,5-0,7 доллара. Из 20 крупнейших мировых рекламодателей на медиарынке страны присутствуют только шесть компаний. Для сравнения: в России и Казахстане их по 16, а в Украине – 12. Среди причин недостаточного интереса рекламодателей к телевидению Узбекистана – качество контента и законодательные ограничения. По закону на час эфира должно приходиться не более шести минут рекламы, в то время как в США – не более 16 минут, в Китае – 12 минут, в Казахстане, России и странах Европы — по девять минут.

- Как развита телеиндустрия в Российской Федерации?

- По данным из открытых, общедоступных источников, в настоящее время телевидение в России делится на государственное и коммерческое. Государственное телевидение представлено полугосударственным акционерным обществом «Первый канал», государственным предприятием «Всероссийская государственная телерадиокомпания», объединяющая каналы «Россия-1», «Россия-К» и «Россия-24», частично государственным (через мэрию Москвы) акционерным обществом «ТВ Центр», и акционерным обществом, принадлежащем государственной корпорации НТВ, через холдинг «Газпром-медиа» в нее входят ТНТ, ТВ-3 и другие каналы. Единственная коммерческая информационно-развлекательная телекомпания, имеющая общефедеральные эфирные телеканалы – РЕН ТВ, через «Национальную Медиа Группу» связан с «Пятым каналом». Существуют также ряд информационно-развлекательных телеканалов, не имеющих эфирных аналоговых федеральных телеканалов – коммерческие «Дождь» и РБК и межгосударственная телерадиокомпания «Мир» и Общественное телевидение России «ОТР» (вещают только через спутниковое, кабельное, цифровое телевидение, IPTV и интернет, либо через аналоговое эфирное телевидение только в некоторых регионах). Крупнейшая коммерческая развлекательная телекомпания – СТС. Телевизионное вещание осуществляется через эфирное, как аналоговое, так и цифровое, а также спутниковое, кабельное телевидение, IPTV и интернет.

- Какой должна быть система менеджмента телеканалов?

- Современная система менеджмента в телевизионной индустрии – это целостный комплекс сложных управленческих действий, которые направленны на высокую производительность и получение максимальной прибыли за счет обеспечения конкурентоспособности телевизионной продукции и эффективности управления телеканалом в целом.

Система менеджмента на телевидении должна включать в себя весь комплекс управленческих направлений, который при правильной координации способен стать единым оптимизированным механизмом. Он включает в себя: финансовый менеджмент – управление финансовыми ресурсами; инвестиционный менеджмент – управление инвестиционной деятельностью в различных масштабах; стратегический менеджмент – сферами ответственности являются развитие телеканала, постановка целей, реализация стратегий; информационный менеджмент; инновационный менеджмент; маркетинг; управление проектами, которое в свою очередь включает в себя управление персоналом, проектированием, качеством; риск-менеджмент; экологический менеджмент; креативный менеджмент; менеджмент качества.

Телевизионный менеджмент в своей повседневной деятельности использует все те же управленческие инструменты, что и любой бизнес, но все же отличается тем, что во главу угла ставится креативно-творческая составляющая.

- Почему мы увлекаемся корейскими и турецкими сериалами?

- Телевидение – одна из деталей жизни современного человека. Сегодня оно окружает нас повсюду: в транспорте, на улице, на работе, в местах отдыха. Но самое главное, оно присутствует в наших домах. Оказываясь дома, многие люди сразу же включают этот «чудо-аппарат» или же интернет с целью продолжить смотреть или найти какой-либо интересный телесериал. Человек может этого не замечать, но, просматривая телесериалы, с течением времени он все сильнее погружается в мир других людей – любимых персонажей. Человек реагирует не на национальную принадлежность сериала (турецкий он, американский или корейский), а на общечеловеческие ценности в них: на любовь, дружбу, предательство, измену, интриги. Одним словом, реагирует на качественно произведенный телевизионный продукт.

- Обсуждается возможность передачи региональных телеканалов системы Национальной телерадиокомпании Узбекистана хокимиятом. Насколько это будет эффективно?

- На мой взгляд, прежде чем принимать подобное важное решение в масштабах всей страны, необходимо на одном небольшом «пилотном проекте» посмотреть, насколько это будет эффективно. Необходимо смоделировать ситуацию, после чего время и рейтинги покажут, правильное ли это управленческое решение.


Подготовлено совместно с пресс-центром МННО «Буюк Келажак», УзА
1 977